Рядовые дорожной службы

Обзор комбинированных дорожных машин

Лишний раз расшифровывать аббревиатуру КДМ, наверное, не стоит. Все, кто тем или иным образом связан с обслуживанием автомобильных дорог и городских улиц, а также многочисленные водители и даже пешеходы, увидев ярко-оранжевый спецавтомобиль, энергично сдвигающий к обочине снежную массу, зимой посыпающий реагентами скользкие участки или подметающий мусор летом, с уверенностью скажут, что за этими тремя буквами скрываются комбинированные дорожные машины.

Принцип комбинированности, заложенный в основу этого вида техники, прост: на базу автомобильного шасси в зависимости от сезона устанавливается сменное навесное оборудование для содержания дорог в чистоте летом и уборки от снега в зимнее время года. Один и тот же автомобиль легко превращается в летний период в моечную или подметальную машину, а зимой в снегоуборочную или противогололедную. Перечислять производителей этих коммунальных машин можно долго – это ОАО «Ряжский авторемонтный завод», АО «Арзамасский завод коммунального машиностроения», ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод», ОАО «Завод КДМ», АО «Мценский завод коммунального машиностроения», завод «Смолмаш», ОАО «Тосненский механический завод», компания «Меркатор-Холдинг», «РГ-Техно». Делают такую технику и гиганты автомобильной индустрии, такие как КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КрАЗ. Комбинированные дорожные надстройки устанавливаются как на «родные» шасси, так и на шасси VOLVO, MAN, Scania, Ford и многих других. Давайте посмотрим, что нового появилось на рынке этой спецтехники.

КДМ завода «СпецАгрегат»

В декабре 2019-го, буквально под занавес года, успешно прошла испытание КДМ совместной разработки ООО «Завод «СпецАгрегат» и автомобильного завода «УРАЛ». Модель с индексом ВМКД-2015 установлена на шасси «Урал NEXT» с колесной формулой 6х4. В зимнем варианте бункер для противогололедных материалов в зависимости от вида надстройки имеет объем от 8 до 10 м3, изготовлен из нержавеющей стали, по своей конструкции – трапецеидальной формы с ребрами жесткости. Расположение ребер снаружи исключает прилипание песка внутри, усиленная конструкция предотвращает деформацию при загрузке смеси. Просеивающая треугольная решетка выполнена из металлического прутка диаметром 14 мм с ячейками 70 мм, что гарантирует качественный просев. Рассекатель, установленный внутри бункера, не дает заклинить цепи двухрядного транспортера с пластинчатыми скребками.

В кабине водителя установлен датчик наличия подачи смеси в лотке разбрасывателя. На приборной панели система автоматического дозирования ПГМ, автоматика поддерживает заданные параметры ширины, плотности посыпки и увлажнения смеси. Причем это не зависит от скорости движения автомобиля – транспортер и разбрасывающий диск отключаются, если скорость движения становится меньше 5 км/ч.

Поворотный отвал шириной от 3 м имеет рабочий угол 30° и эффективно применяется на скорости до 30 км/ч. Он снабжен системой защиты при наезде на препятствия, камни, мусор и проч.)

Средняя щетка – с возможностью прижима, обрабатывает полосу дороги на ширину до 2,67 м, для увеличения жесткости при колейности на трассе в ней установлены поочередно диски с металлическим и пролипропиленовым ворсом. Дополнительно машина может быть оснащена другими видами оборудования, такими как скоростной отвал (ширина 3,1 м) боковой отвал (2 м), или высокопроизводительным роторным снегоочистителем отечественного производства. Радует, что данная КДМ была изготовлена при тесном участии в разработке АО «УралАвтодор».

Примерно в это же время «РИАТ» и «Меркатор Холдинг» анонсировали модель ЭД600АК.

ЭД600АК на шасси КАМАЗ-ВАНКОР 6522-RT

Эта новая комбинированная дорожная машина – их совместная разработка. В качестве базы используется шасси полноприводного самосвала КАМАЗ-ВАНКОР 6522-RT с мотором Cummins ISL, развивающим мощность 400 л.с. Название спецшасси происходит от Ванкорского нефтегазового месторождения в Красноярском крае, именно для эксплуатации в том регионе и был создан самосвал на базе КАМАЗ-6522. Этот «северный» вариант предназначен специально для работы в условиях, максимально «недружелюбных» для автомобильной техники. С учетом сурового климата Якутии и была создана специализированная КДМ для обслуживания местных автодорог. Но если убрать «северные опции», то ЭД600АК подходит и для более теплых климатических условий.

ЭД600АК способна работать круглогодично, нести на себе весь комплекс навесного оборудования, необходимого для поддержания в порядке дорожной инфраструктуры, а при необходимости эта КДМ может прокладывать и поддерживать в рабочем состоянии дороги-зимники. Гарантией надежности оборудования является применение навесного оборудования производства компании Bucher. Кроме бокового и переднего отвалов, а также распределителя противогололедных реагентов на КДМ устанавливается еще фрезерно-роторный снегоочиститель от Bucher производительностью 2800 м3/ч. Без него очистить дорогу в Сибири весьма сложно, ведь снег нужно не просто сдвинуть в сторону обочины – его нужно еще отбросить. Из отечественного навесного оборудования машина комплектуется только фронтальным моечным агрегатом МФ-300 и мойкой для ограждений барьерного типа ОМБ-1М от «Меркатор Холдинга». Испытания новинки в реальных условиях Якутии полностью удовлетворили первого заказчика – МУАД АК «АЛРОСА».

ВМКД-2015 на шасси «Урал NEXT»
ВМКД-2015 на шасси «Урал NEXT»

АО «Великолукский завод «Лесхозмаш», известный производством гидроманипуляторов и машин для лесного хозяйства, не смог пройти мимо столь популярной техники, предлагая свои версии комбинированных дорожных машин. Среди стандартных КДМ этот завод предлагает оригинальные модели, оснащенные манипулятором собственной конструкции, с помощью которого осуществляется погрузка-разгрузка сыпучих, штучных или длинномерных грузов, причем параметры установки позволяют перемещать грузы как на свою, так и на рядом стоящую машину.

Одна из таких моделей – КДМ-650-05, рассчитанная на всесезонную работу. В качестве базового шасси используется КАМАЗ-65115 с колесной формулой 6х4. Манипулятор марки VPL 70-76D установлен за кабиной, в комплекте с грейфером А-35 для сыпучих грузов. Далее следует самосвальный кузов с задней разгрузкой емкостью 11 м3, в кузов может устанавливаться бункер для песка емкостью 5,5 м3. В базовой комплектации передний отвал длинной 3,5 м с резиновыми ножами, как вариант при заказе машины его можно заменить на комбинированный.

КДМ-650-05 на шасси КАМАЗ-65115
КДМ-650-05  на шасси КАМАЗ-65115

Дополнительно можно заказать скоростной или передний отвал, а также переднюю и среднюю щетки. Для навесного оборудования установлен гидравлический привод. Снаряженная масса КДМ 12,5 т, полная – 25 т, манипулятор может работать с грузами длиной до 7,6 м.

АО «Тосненский механический завод» кроме стандартных комбинированных дорожных машин выпускает КДМ, работающую на газе. Одна из популярных моделей завода МКДУ-2 в метановой версии получила индекс ГМ и оснащается газовым двигателем КАМАЗ-820.60-260 мощностью 260 л.с. База – самосвальное шасси КАМАЗ-65115-30. Машина полностью гидрофицирована. Отбор мощности для привода гидронасоса осуществляется специальной коробкой отбора мощности без использования карданного вала, что существенно повышает надежность и КПД гидропривода. Все оборудование быстросъемное и смонтировано на раме с металлическими опорами.

МКДУ-2ГМ на шасси КАМАЗ-65115

Управление работой навесного оборудования осуществляется пультом из кабины водителя или дополнительным выносным пультом. В базовой комплектации распределитель твердых реагентов с автономным двигателем, центральная щетка и передний поворотный отвал. КДМ с газобаллонным оборудованием отлично подходит для всесезонного содержания автомобильных дорог, а учитывая работу двигателя на метане, еще и существенно снижает расходы на топливо. Газовых баллонов восемь, из них четыре на 80 л и четыре на 100 л, общий объем составляет 720 л.

В середине прошлого года финская компания Arctic Machine на своих производственных мощностях, расположенных в Санкт-Петербурге, изготовила КДМ на шасси Mercedes Actros 3341 с колесной формулой 6х4. В отличие от конкурентов внутри самосвального кузова расположен кассетный кузов с системой «мультилифт». Стенки бункера имеют переменную крутизну, наличие вибратора не дает замерзать влажной смеси. Вместимость бункера для сухих реагентов равна 9 м3, в баки для жидких реагентов вмещается до 5,4 м3. Рабочие параметры поддерживаются автоматически и не зависят от скорости движения машины, а транспортер по желанию заказчика может быть установлен или шнековый, или ленточный.

Распределитель реагентов автоматический, нового поколения, с компактными размерами и низко расположенным центром тяжести. Впереди установлена плита – быстродействующий адаптер для навесного оборудования, управление которым осуществляется из кабины с помощью одного джойстика. Передний отвал из серии HPD, устанавливаемый на эту модель, признан на сегодня одним из самых «тихих» и быстрых в мире. Предназначенный для скоростной уборки загородных магистралей, во всех сравнительных тестах с аналогичным оборудованием других производителей он показал лучший результат уборки.

КДМ Arctic Machine на шасси Mercedes Actros 3341

К плюсам переднего отвала также можно отнести отполированное изнутри полиэтиленовое крыло, гибкие вставки ножа, копирующие сегментами ножа профиль дорожного полотна, а также низкий уровень шума и отсутствие передачи вибрации на шасси. Боковой отвал на всех скоростях имеет возможность плавной регулировки угла раскрытия. В наличии механическая система плавающего режима в продольном и поперечном направлении. Учитывая массу отвалов и острые углы ножей, КДМ, оснащенная ими, может эффективно работать при скорости до 90 км/ч.

 

Как видим, все чаще и чаще на рынок выходят новые модели востребованных повсеместно комбинированных дорожных машин, разработанных в тесной связке с представителями организаций, эксплуатирующих КДМ при обслуживании дорожной инфраструктуры. Хочется надеяться, что такой тандем позволит получить действительно качественную и надежную технику, с помощью которой наши дороги и автомагистрали в течение всего года будут поддерживаться в надлежащей чистоте. А армия настоящих трудяг-автомобилей, рядовых дорожной службы, будет пополняться новыми улучшенными моделями – дороги будут очищаться более качественно, ездить по ним будет удобнее, и количество аварий радикально уменьшится.