Новации в утилизации
Новинки и тенденции в развитии мусороуборочного оборудования
Мусоровозы с задней загрузкой были и остаются наиболее распространенным типом в Европе. Однако совершенно очевидна тенденция к расширению использования мусоровозов с автоматической боковой загрузкой для вывоза бытовых отходов. Рост популярности мусоровозов с автоматизированной боковой загрузкой объясняется их более высокой эффективностью при сборе отходов и тем, что для работы с ними достаточно одного человека. Также отмечается рост спроса на мусоровозы с верхней и задней загрузкой с краноманипуляторными установками для сбора мусора из подземных контейнеров. Заглубленные в землю мусорные контейнеры используются все шире вместо традиционных мусорных баков на колесиках.
Тенденции в отрасли производства мусоровозов
В 2013 г. объем производства европейскими производителями кузовов мусоровозов и автомобилей, перевозящих отходы, оценивался в сумму немного более $1 мрлд. Эта оценка относится только к новым кузовам. Кроме того, некоторые производители занимаются еще восстановлением старых кузовов мусоровозов, но цифры по ним в данную оценку не вошли.
В 16 странах Европы действуют 42 крупнейшие компании, производящие кузова мусоровозов и автомобилей, перевозящих отходы. В последние годы в отрасли подметального и мусороуборочного оборудования у ведущих компаний на мировом рынке отмечаются тенденции к расширению производственной линейки и желание охватить все секторы данного рынка, предложить покупателям машины всех типов, размерностей и ценовых уровней, то есть ведущие компании стремятся стать «фуллайнерами» в данной сфере. Компании считают такой путь надежным способом попасть в лидеры рынка и выигрывать крупные тендеры на поставку оборудования, которые становятся все более важной частью бизнеса в данной отрасли. Покупателям предлагаются машины с различного рода агрегатами, с огромным количеством опций (до 500 и более), с любыми особенностями, востребованными клиентами. Компании присоединяют к себе либо вступают в альянс с другими производителями, у которых имеется продукция, дополняющая их собственную линейку. Многие из европейских компаний построили сборочные предприятия в странах Азии и Африки, чтобы занять более прочное положение на рынках этих регионов.
По всей Европе расширяется использование мусоровозов, работающих на альтернативных видах топлива. При списании старых мусоровозов с дизельными двигателями компании, занимающиеся вывозом мусора, на замену все чаще выбирают автомобили с гибридными приводами или с двигателями, работающими на сжатом природном газе (CNG) и на биометане. В последние несколько лет доля мусоровозов, работающих на сжатом газе и биометане, в общем числе приобретаемых автомобилей неуклонно растет, и специалисты считают, что эта тенденция роста продолжится. Причинами такой популярности автомобилей на альтернативном топливе являются их более высокая топливная экономичность, низкий уровень вредных выбросов и шума, которые ограничиваются законами ряда европейских стран и городов.
Новинки отрасли
Компания FAUN сделала еще один решительный шаг в эволюции мусоровозов, разработав и представив в 2013 г. первый в мире мусоровоз с дизель-электрическим гибридным приводом. В 2014 г. была выпущена и продана серия из 20 подобных автомобилей FAUN Rotopress Dualpower.
Автомобиль оснащен отдельной электрической трансмиссией, потому и называется Dualpower («два источника энергии»). Во время сбора мусора и ходовая часть автомобиля, и механизмы кузова, и подъемник работают на электроэнергии. Основной источник энергии – дизель-генератор мощностью 70 кВт, который не используется для движения в транспортном режиме. Он постоянно работает, заряжая конденсатор большой емкости, а также снабжая основные узлы машины электроэнергией и сжатым воздухом. Автомобиль работает очень тихо, это сразу бросается в глаза: уровень шума снижен со 106 до 91 дБА.
При максимальном потреблении мощности (например, при разгоне автомобиля) генератору помогает энергия из конденсатора. Когда конденсатор заряжен полностью, движение осуществляется от электромотора, который в свою очередь служит также генератором при преобразовании энергии торможения автомобиля в электрическую. Поэтому мусоровоз тормозит очень резко и сразу же, как только водитель снимает ногу с педали акселератора. В приводе машины не требуется преобразовывать электрическую энергию в гидравлическую, то есть исключаются потери при конвертации. В результате общая экономия топлива составляет до 33%.
На дальних переездах включается дизельный двигатель с обычной трансмиссией.
В 2014 г. голландская компания Geesinknorba Ltd представила мусоровозы с задней загрузкой новой серии GPM IV.
Кузов моделей GPM IV – первый специально разработанный с учетом требований норм Euro 6. Передняя часть кузова имеет форму клина, расширяющегося к кабине, что дает возможность плотно придвинуть его к стенке кабины, ограждая все компоненты, установленные позади кабины в соответствии с нормами Euro 6. Такая конструкция обеспечивает лучшее распределение массы и повышает производительность машины, что позволяет загрузить в установку большее количество отходов.
Разработчикам удалось значительно уменьшить массу машин серии GPM IV, сохранив прочность и надежность, так как они стремились компенсировать увеличение массы шасси Euro 6. Они также воспользовались возможностью сместить кузов назад, убрав дополнительное оборудование, которое постепенно появилось на автомобилях предыдущих серий.
Боковые стенки кузовов серии GPM IV изготовлены из цельного листа стали Domex толщиной 4 мм, это главное преимущество нового оборудования и отличие от машин предыдущей серии, такая конструкция позволяет увеличить степень уплотнения мусора. Благодаря увеличенной толщине стенок бункеры не «распирает» при уплотнении мусора и он не застревает в щелях вокруг прессующей плиты, на направляющих и гидроцилиндрах.
Направляющие выталкивающей плиты расположены на боковых стенках, ранее направляющая была одна в центре днища кузова. В результате такого изменения конструкции вместимость кузова и устойчивость выталкивающей плиты против перекоса увеличились.
Еще одним преимуществом моделей серии GPM IV является перенос подъемных гидроцилиндров заднего приемного бункера на крышу кузова. Это предотвращает попадание мусора на штоки гидроцилиндров при разгрузке мусоровоза. Усилено уплотнение между кузовом и приемным бункером, чтобы предотвратить просачивание жидкости на дорогу, когда пищевые отходы прессуются в кузове. Приемный бункер мусоровозов GPM IV стал короче, за счет чего задний свес уменьшился, улучшилась маневренность машины и распределение массы по осям.
В серии GPM IV имеются кузова емкостью от 12 до 28 м3, шириной 2,5 м, предназначенные для установки на шасси шириной до 2,5 м с 2–4 осями. Имеются также «узкие» кузова шириной 2,3 м для узких 2–3-осных шасси, предназначенных для работы в стесненных условиях. Машины серии GPM IV оснащены бортовой системой взвешивания баков VWS. Оборудование Geesinknorba может устанавливаться на грузовые шасси любых производителей.
Опытный образец мусоровоза с задней загрузкой Vector представила в 2014 г. компания Farid Industrie S.p.A. Линейка должна быть запущена в производство в середине 2015 г. В качестве шасси взят новый автомобиль Mercedes-Benz Euro 6 Econic с автоматической трансмиссией.
Новый Vector оснащен задним приемным бункером инновационной конструкции, разработанной для повышения экономичности и надежности работы, а также безопасности оператора. Размер верхней крышки приемного бункера увеличен, чтобы исключить возможность распространения пыли из бункера, упростить очистку и мойку, уменьшить риск распространения бактериальных инфекций. По-новому решена конструкция направляющих прессующей плиты, которая гарантирует надежное уплотнение, не позволяющее просачиваться сточным водам. Кинематика подъемного механизма заднего приемного бункера полностью переработана. Удалось улучшить герметизацию бункера и увеличить его грузоподъемность. На бункере можно устанавливать мощные подъемные устройства. Vector будет предлагаться с устройствами для подъема и разгрузки мусорных баков различных типов на выбор. Также эти машины могут быть оборудованы для работы с подземными контейнерами, для этого устанавливается КМУ позади кабины, на заднем свесе кузова или посередине кузова.
Модель Vector оснащена также совершенно новыми электрической и гидравлической системами, в которых воплощены самые передовые технологии. Модернизирована электронная система управления движениями оборудования мусоровоза. В электронной системе модели Vector предусмотрены возможности развития и интегрирования различных опций и функций. В результате модернизации гидросистемы ее стало проще подсоединять и обслуживать. Компания возлагает на эту модель большие надежды. Мод. Vector планируется продавать более чем в 30 стран, от России до Ближнего Востока.
Кроме мусоровозов в сфере переработки и утилизации отходов широко используются фронтальные погрузчики в специальной комплектации. Компания Case Construction представила в 2014 г. новые модели фронтальных погрузчиков для уборки и утилизации отходов с 5-ступенчатой автоматической трансмиссией с гидротрансформатором: 13-тонный 621F Waste Handler и 14,5-тонный 721F Waste Handler. Почти все близкие по характеристикам фронтальные погрузчики, представленные на рынке, в настоящее время укомплектованы 4-ступенчатыми трансмиссиями без блокировки гидротрансформатора. Устройство, блокирующее гидротрансформатор начиная с переключения на вторую ступень, как заявляет Case, повышает топливную экономичность погрузчиков.
При работе на переработке и транспортировке мусора и отходов мод. 721F расходует примерно 10 л дизтоплива в час. Двигатели оборудованы системой нейтрализации вредных выбросов SCR (с мочевиной). Кроме того, при использовании технологии SCR температура выхлопных газов вдвое ниже, чем при использовании сажевого фильтра. При регенерации сажи температура выхлопных газов достигает 600–700 °С, а при работе с SCR – не более 300 °С. Это очень важно, поскольку во время переработки отходов велик риск возникновения пожара.
Двигатель и радиаторы конструкторы поменяли местами, получив двойное преимущество: большая масса (двигателя) теперь располагается прямо над задней осью в качестве противовеса, благодаря этому повышается грузоподъемность ковша, а агрегаты системы охлаждения теперь лучше защищены от попадания пыли и мусора и доступ к ним стал проще. В большинстве компаний, занятых переработкой мусора, используют ковши для легких материалов большой емкости. Для работы с такими ковшами погрузчику необходимо повысить устойчивость, так что увеличение противовеса, несомненно, является преимуществом.
Параметр | 621F Waste Handler | 721F Waste Handler |
---|---|---|
Мощность двигателя, кВт | 128 | 133 |
Грузоподъемность (в зависимости от комплектации), кг | 11 224–11 635 | 11 216–13 649 |
Высота выгрузки (в зависимости от комплектации), мм | 2801–3309 | 2864–3358 |
Скорость вперед/ назад, км/ч | 38,6/ 25,0 | 40,0/ 31,1 |
В 2014 г. компания F.X. Meiller представила портальные бункеровозы-мусоровозы (скиповые погрузчики) нового поколения мод. АК 12. Число 12 означает грузоподъемность оборудования 12 т. Мод. АК 12 предназначена для установки на 2-осное шасси (грузоподъемность осей 9–10 т) с разрешенной полной массой 18 т – массово применяемое для установки подобного оборудования.
В конструкции использовано множество новых решений и разработок, ускоряющих рабочий процесс, повышающих безопасность и удобство работы. В результате повысилась производительность оборудования. Среди преимуществ новой модели – усовершенствованная автоматическая система фиксации груза. Бункер вместимостью до 20 м3 фиксируется в продольном направлении с помощью хорошо проверенных в эксплуатации контейнерных запоров с гидравлическим приводом. Модернизированная система в комплектации Comfort plus включает в себя еще и фиксаторы, удерживающие тяжелый контейнер в поперечном направлении во время маневрирования. Фиксаторы активируются одним нажатием кнопки. Теперь водитель избавлен от нелегкой работы – крепить бункер вручную больше не нужно. Тройная автоматическая система крепления исключает возможность ошибок водителя и потери груза. Пневматические защелки запирают фиксаторы, предотвращая самопроизвольное их открывание и опрокидывание или соскальзывание контейнера с направляющих при погрузке- разгрузке с платформы.
Управление гидросистемой абсолютно безопасно, за счет использования современного цифрового радиосигнала исключается влияние помех, новый электронный алгоритм сервоуправления практически не допускает возможности ошибок оператора. Алгоритмы «разблокирования бункера», «установки бункера», «фиксация бункера и готовность к движению» встроены в программу электронного управления и выполняются автоматически.
Грузовая платформа изготавливается из износостойкой стали. Зоны на рычагах, в которых развивается наиболее высокое напряжение, усилены, при этом общая масса установки не увеличилась. Прочность конструкции для защиты компонентов гидросистемы снизу в задней части машины увеличена. Металлические детали получают надежную защиту от коррозии: дробеструйная обработка, затем покрытие грунтовкой и окраска 2-компонентной автомобильной краской. По заказу возможна антикоррозионная гальванизация деталей. Также по заказу обычные задние приборы освещения и сигнализации могут быть заменены светодиодными, защищенными надежным кожухом.
Кроме того, новые гидравлические двусторонние ограничительные клапаны позволили уменьшить количество фитингов в гидросистеме, в результате уменьшился объем технического обслуживания. Новые клапаны предотвращают перегрузку телескопических рычагов погрузочного устройства, повышая безопасность работы. Благодаря использованию телескопических рычагов теперь можно выставлять горизонтально даже деформированные, искривленные, тяжело нагруженные контейнеры. На верхних концах телескопических рычагов располагаются новые кронштейны крепления грузовых цепей с так называемыми «М-клипсами». Крепления новой конструкции значительно повысили производительность при погрузке бункеров. В результате их использования и электронного управления удалось сократить время выполнения рабочего цикла на 30 с и снизить расход дизельного топлива, как заявляется, до 800 л/год в зависимости от условий работы. Пульт дистанционного управления I.S.A.R. позволяет оператору находиться на расстоянии до 30 м от машины.