24.05.2016
Заготовительный цех Станок лазерного раскроя и резки металла Tru Bend 5230 – немецкий листогибный станок Вначале делается большая «карта» Сварка листов стали и алюминия выполнятся автоматически, вручную такого качества шва не добиться Немецкая установка лазерной резки TruLaser Сell 7040 Прорези в профилях выполнены лазером, используя старые технологии такие прорези выполнить гораздо сложнее

Курс непрерывного развития: посещение ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель»

Одно из ведущих предприятий России по производству различных автоцистерн — ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель» — не часто приглашает журналистов. В прошлый раз журнал «Основные Средства» посещал этот завод в 2011 г. Тем более интересным мне показалось предложение компании «Русбизнесавто» побывать в Чебоксарах и узнать лично, что же нового появилось у сеспельцев.

В одном из новых цехов, разместившихся на старой территории — заготовительном — производится первоначальная обработка всего металла: нержавеющей и обычной стали, алюминия. Каждый день сюда доставляют металл, и его сразу начинают обрабатывать. Металл в основном российский. Цеха оснащены и немецким, и российским оборудованием, есть уникальные лазерные станки российского производства.

Производство оснащено уникальным станочным парком — вот, например, станок лазерного раскроя и резки металла. Листы металла раскраиваются под конкретное изделие — на склад заготовок не делают. У оператора имеется документ, по котором он раскраивает лист под конкретное изделие.

Tru Bend 5230 – немецкий листогибный станок. Вначале делается большая «карта» - свариваются плазменной сваркой листы, передаются на станок, где вырезается обечайка, заготовка сосуда. Станок может выпускать до 40 и более цистерн в сутки.

Уникальное оборудование — немецкая установка лазерной резки TruLaser Сell 7040 — работает в трехмерном пространстве, а не только с плоским листом. В частности, она выполняет вырезы в округлых донышках точно по чертежу, вручную такую работу выполнить практически невозможно. Установка работает с любым материалом, заводчане режут на нем даже прозрачный акрил, который используется в качестве стекла.

Также на нем можно выполнять сварку лазером — укладываются два листа и просто свариваются, не нужно никакой проволоки, флюса. В результате в стали, которая образуется в шве, очень мелкое зерно — за счет чего повышенная прочность шва.

Станок для накатки доньев стоит на чугунных плитах на бетонном фундаменте в четыре этажа, скрытых в земле. Фундамент упрочненный и армированный, чтобы гасить усилия. Этот станок установлен примерно в 2008 г., с него и начинался этот цех, сейчас предприятие выпускает на нем любые типы донышек. Не приходится закупать такие изделия на стороне. На этом станке обрабатывается и алюминий, и нержавеющая, и обычная сталь.

Когда осваивали изделия из алюминия, долго не могли решить проблему образования трещин на алюминиевых доньях. Эта раскатка — единственный технологический процесс (из опробованных), в результате которого в донье не создалось напряжений. Если такое донышко выпуклой формы изготовлено с ошибками или с конструктивным дефектом, оно может «раскрыться», как будто взорваться изнутри.

Станок для накатки доньев Цистерны в цеху в процессе изготовления По желанию клиента цистерны могут быть окрашены в любые цвета Установка подбора и смешивания красок Для пищевых цистерн даже внутренние детали полируют Логотип На тормозном стенде в цеху проверяются тормозные усилия колес прицепов перед выпуском изделий

 Расширение производства

Откровенно порадовало, что несмотря на очень непростую ситуацию в отечественной экономике, «Сеспель» активно развивается. Компания приобрела участок земли площадью 70 000 м2, на котором будет построен новый цех конвейерной сборки. Для того, чтобы понять масштаб роста: сейчас производство ведется в двух помещениях площадью 5000 и 6000 м2. На старой территории останется изготовление комплектующих.

«Сеспель» получил деньги на расширение по государственной программе импортозамещения, так как на новых мощностях в числе прочих продуктов будут производить криогенные цистерны для перевозки сжиженных газов.

Планы по расширению производства также связаны с освоением предприятием еще одного перспективного продукта — танк-контейнеров. Российский рынок их составляет 1000 шт. в год, а мировой - 40 тыс. ед.! Поэтому предприятие активно работает над задачей выхода на мировой рынок: стараются наладить контакты с потенциальными покупателями, предлагать им попробовать российскую продукцию, как альтернативу китайской. Сейчас изготавливается первая партия танк-контейнеров.

В механическом цехе обновлен станочный парк: установлены новые станки финишной обработки, шлифовальные и теперь с их помощью осваивается производство насосов. В механическом цехе начали собственное производство насосов: для бензовозов, илососов, цементовозов, бетоновозов и т.д. Они будут достаточно качественными и доступными для клиентов. Изделия, комплектующие, которые раньше закупались, теперь изготавливают на предприятии — донные клапаны.

Окрасочная камера, скоро она будет заменена на новое, более современное оборудованиеВ механическом цехе обновлен станочный парк 

Сварочное оборудование

Кроме расширения производственных площадей на «Сеспеле» ведется активная работа по автоматизации и модернизации оборудования. Производство цистерн немыслимо без качественной сварки и на предприятии в настоящее время освоены самые современные технологии сварочных работ. А качество любого изделия и его сварки начинается с качества металла. На «Сеспеле» имеется прекрасно оборудованная лаборатория входного контроля, металловедения и сварки. В этой лаборатории также проводят сертификацию сварщиков.

Для производства цистерн огромное значение имеет качественная сварка. Поэтому на «Сеспеле» применяется самые различные технологии сварки: лазерную; сварку трением; плазменную, под флюсом. Собрали все технологии, все последние достижения в сварке и все они необходимы для производства. На каждом этапе производства используется тот процесс сварки, который обеспечивает наибольшую стабильность качества и результата. Приходится и самостоятельно изготавливать сварочное оборудование, которое нельзя заказать на стороне. Например, гордость заводчан — сварка трением перемешиванием, это один из основных процессов, который применяется для сварки алюминиевых цистерн. При этом шов получается прочнее основного металла. Благодаря применению этой технологии сварки достигается высокое качество, отсутствие напряжений, высокая стабильность результата. Интересная подробность: при сварке изделия устанавливают на фиксирующий стапель, за счет этого достигается высокая точность на 10 м отклонение составляет всего 1 мм.

Реализуется большая программа по внедрению самых современных роботов с т.н. «машинным зрением»: это видеокамеры, сканирующие окружающее пространство и имеющие обратную связь с электронной системой управления роботом. Специалисты завода добиваются, чтобы все швы цистерны на 100% сваривалась таким роботом.

Металловедческая и сварочная лаборатория аккредитована. Когда прибывает партия металла — здесь проверяется его химический состав.

Все время завод осваивает разные технологически процессы. Отдать клиенту изделие без предварительной проверки нельзя. Сначала все тщательно проверяется в лаборатории, и только потом — применяется на изделии. Результаты проверок хранят уже 5 лет с момента введения современной системы архивации и будут хранить столько, сколько потребуется.

Когда сварщики варят, вырезается образец и проверяется на прочность: насколько хорошо проварен сварной шов.

Вот односторонняя и двусторонняя сварка алюминиевых листов. При растяжении рвется не по сварному шву, а по основному металлу, т.е. сварной шов получается крепче основного материала, обычно бывает наоборот.

При лазерной сварке получается очень небольшая зона «провара» - термовоздействия, это важно, и по испытаниям на разрыв показывается, что шов очень прочный, хороший.

Реализуется большая программа по внедрению самых современных роботов с т.н. «машинным зрением» В лаборатории металловедения и сварки Вот проверка сварного шва на растяжение — когда сварной шов гнули, трещин нет Вот односторонняя и двусторонняя сварка алюминиевых листов Вот сварка нержавейки плазменно-точечной сваркой — хомуты крепления емкости к раме ТС, рвутся при растяжении ни по точечной сварке, а разгибаются «уши» кронштейна В лаборатории то, что видно в микроскоп, визуализируется на экране ноутбука

 Илососы

По программе сотрудничества с крупнейшим дилеров завода «Сеспель» - компанией «Русбизнесавто» разрабатывается еще одна новинка: семейство илососных машин. Одному предприятию зачастую сложно освоить новый рынок, поэтому потребовалась помощь такого опытного партнера, как «Русбизнесавто». Со стороны «Сеспеля» — имя, инженерная проработка и качество изготовления, со стороны «Русбизнесавто» — большая база клиентов и мощности для техподдержки.

Сейчас идет разработка всей конструкторской техдокументации. Планируется выпускать большую широкую линейку илососных машин емкостью от 7 до 17 м3: порядка 40-50 различных моделей и модификаций, на различных, в том числе и на полноприводных шасси.

Надрамник под илососную надстройку, разработанный инженерами «Сеспель», имеет универсальную конструкцию: он устанавливается на любое шасси. Технология монтажа уже отработана.

Нам показали илососную машину мод. 46521-6 на шасси МАЗ-6312В9-429-012 с цистерной емкостью 17 м3. Данная модель занимает рыночную нишу, в которой у нее нет конкурентов. Она предназначена для работы на удаленных объектах, т. к. может за один раз забрать весь ил или иные отходы, это удобно клиенту — не нужно делать несколько рейсов

«Сеспель» собирается изготавливать такие илососы, которые смогут конкурировать с импортными аналогами, в частности, с турецкими и китайскими. Планируется выпускать примерно 200 илососных машин в год, а всего в России объем рынка таких машин оценивается примерно в 700 ед.

Заменили стальные донышки декоративные на пластиковые, которые закрывают теплоизоляцию на цистернах. — из армированной стеклотканью эпоксидной смолы. Пластиковые крышки получаются дешевле и легче стальных. Их масса 40 кг, а стальные декоративные крышки весят 120 кг. Таким образом на 2-х донышках экономится 160 кг массы прицепа. При изготовлении стальной крышки производится 5 технологических переделов, а с пластиковой — всего 2: нарезать ткань, уложить и закачать эпоксидную смолу. Стальная: раскроить, сварить, обрезать, закатать, проверить, покрасить.

Крышки вешаются на бандажные ленты, т. к. они не несут нагрузки, чисто декоративный элемент, прикрывающий теплоизоляцию — от атмосферных воздействий, уменьшить теплопередачу и т. д.

На заводе имеется собственная литейка — литейный участок, в котором они льют из отходов алюминия, остающегося после раскроя алюминиевых листов, различные детали — для своей продукции и на сторону на заказ.

Завод разрабатывает еще одну новинку: семейство илососных машинНадрамник под илососную надстройку имеет универсальную конструкциюИлососная машина мод. 46521-6 на шасси МАЗ-6312В9-429-012 с цистерной емкостью 17 м3Заменили стальные донышки декоративные на пластиковыеНа заводе имеется собственная литейка

***

В настоящее время «Сеспель» является крупнейшим на российском рынке производителем цистерн-полуприцепов, его доля составляет 25%. Предприятие устремлено в будущее, и, как мы увидели, планы развития не только строятся, но и активно претворяются в жизнь.

 

Текст и фото: Станислав Протасов