11.06.2020

Госдуму просят защитить грузовладельцев и водителей

Инициативная группа во главе с проектом «Прозрачная логистика» просит Госдуму поддержать водителей грузового транспорта и запретить отсрочки в выплатах за уже осуществленные перевозки более чем на 15 рабочих дней

Эксперты транспортного проекта «Прозрачная логистика» направили в Государственную Думу просьбу защитить грузовладельцев и водителей от чрезмерно больших отсрочек в платежах. Комитет по финансовому рынку депутата А. Аксакова просят обсудить введение законодательного ограничения максимального срока отсрочки платежа за уже осуществленные грузовые перевозки, по которым нет претензий в качестве, сроком в 15 рабочих дней. На данный момент среднерыночная отсрочка платежа составляет 60 рабочих дней (3 календарных месяца). Инициативу уже поддержала Национальная ассоциация грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс», чей президент Владимир Матягин подтвердил, что из-за отсрочек платежей водители по всей стране находятся в катастрофическом положении. К письму также присоединилась и группа отечественных компаний-экспедиторов.

«Внесение законодательного ограничения, которое просят обсудить в Государственной Думе, должно запретить покупателям услуг автомобильных грузовых перевозок и экспедиции грузов между юрлицами внутри страны оплачивать их дольше 15 рабочих дней. Таким образом поправка в законодательстве позволит миллионам водителей и сотням перевозчиков получать зарплату без критических задержек, которые постоянно вгоняют их в долги и даже провоцируют банкротства. Большинство крупных компаний в РФ на данный момент работают со сроками оплаты 60-90 дней и более, которых физически не могут ожидать большинство перевозчиков», — с идеей законодательного ограничения отсрочек за транспортные услуги в нижнюю палату парламента обратился один из представителей российского рынка грузоперевозок руководитель проекта «Прозрачная логистика» Эдгар Гринберг.

Как известно, в отрасли автомобильных грузовых перевозок, где задействованы миллионы работающих граждан (только в системе «Платон» на конец лета прошлого года зарегистрировано более 1,16 млн грузовиков и 493 тыс. перевозчиков, без учета огромного автопарка, задействованного в периметре внутригородских перевозок), исторически сложилась схема взаимодействия с заказчиками, при которой те отодвигают выплаты за оказание логистической услуги на длительный срок, от 45 и более суток.

Данная схема распространена и допустима в рамках закона, однако многие используют ее как инструмент фактически беспроцентного получения в свой оборотный капитал денежных средств самих перевозчиков. Пока те ожидают свой гонорар за уже оказанную услугу, заказчики за их счет совершают различные финансовые маневры, покрывают расходные ведомости на других участках, закрывают прошлые долги и так далее.

Все это, по словам экспертов «Прозрачной логистики», наносит деморализующий финансовый удар по грузоперевозчикам и водителям, в частности. От такой задержки страдают не только небольшие экспедиторы, частные перевозчики в ранге ИП, у которых минимальны или вовсе отсутствуют оборотные средства на поддержание своего автопарка и ФОТ водителей: деньги за совершенные перевозки нужны им как можно скорее. Но и достаточно крупные компании - дебиторская задолженность, увеличивающаяся пропорционально росту бизнеса и количеству новых заказов с очередной отсрочкой, рано или поздно приводит к критическим кассовым разрывам и неспособности выполнять новые перевозки.

По словам президента «Грузавтотранса» Владимира Матягина, на рынке спокойно существуют целые отрасли, например, строительство, которые исторически работают по полной предоплате, и это ни у кого не вызывает вопросов. Почему бы не применить хотя бы частично практику предоплаты или снижения в несколько раз растянутых отсрочек в логистике — непонятно.