Быть ближе к потребителю
Интервью с генеральным директором российского завода Hitachi Сэндзаки Масафуми

Завод экскаваторов Hitachi в Тверской обл. – это одно из немаловажных для нашего машиностроения предприятий, снабжающее экономику первоклассными машинами и позволяющее российским специалистам осваивать передовые мировые технологии экскаваторостроения. О сегодняшнем дне и перспективах предприятия мы побеседовали с его директором, г-ном Сэндзаки Масафуми.

Почему компания Hitachi выбрала для строительства завода в России площадку, находящуюся в Тверской области?

– Когда Hitachi Construction Machinery Eurasia только пришла на российский рынок, мы понимали, что возникнет необходимость организовать производство именно в России. Ведь это позволяет быть ближе к потребителю во всех смыслах. Выбор площадки в Твери был обусловлен тем, что большинство клиентов нашей компании располагается в европейской части России. Официальная церемония открытия завода Hitachi состоялась в июне 2014 г. Прежде всего это дает нам возможность оперативно получать от клиентов обратную связь, а также обеспечивает так называемый «кайдзен» – постоянное совершенствование нашей продукции. Локализация производства способствует сокращению издержек и позволяет поставлять наилучший продукт по наиболее низкой цене. 

Как изменилась работа завода с момента его открытия? Позволил ли запуск производства в Твери увеличить долю Hitachi Construction Machinery на российском рынке?

– На момент открытия завода мы выпускали с конвейера две модели экскаваторов, сейчас их число увеличено до пяти моделей.

С апреля 2016 г. объем производственных операций на заводе был расширен: открылась новая производственная площадка, где осуществляется резка металла. Запустить новый цех позволили значительные инвестиции в наше производство – их объем составил 500 млн рублей.

Открытие завода в России во многом способствовало увеличению нашей доли на локальном рынке. Если изначально Hitachi Construction Machinery занимала около 20% российского рынка спецтехники, то в прошлом году доля HCM составила уже более 30%. 

Как на заводе обеспечивают качество продукции?

– В группе компании HCM осуществляется внутренний аудит. Он носит название «глобальный аудит Монодзукури» («Монодзукури» в переводе означает «японская философия производства вещей»). По оценке этого корпоративного аудита, завод в Твери получил больше 80 баллов, что является невероятно высоким показателем. Такую же оценку получили наши заводы в Японии и Китае, которые функционируют уже более 20–30 лет.

Особой гордостью тверского производства мы можем назвать экземпляры тестовых образцов сварных конструкций. Результаты стендовых испытаний вы­явили невероятную прочность данных изделий: они в два раза превосходят японские требования к качеству.

Думаю, такие успехи можно объяснить активной интеграцией в российское производство японского опыта организации процессов. До сих пор на заводе трудятся сотрудники из Японии и передают необходимый опыт российским коллегам. Главная цель, которую мы преследуем, – это получение статуса завода с самым лучшим качеством в мире среди компаний нашей группы. 

Как Вы оцениваете качество отечественных комплектующих?

– С первого дня работы завода листовую сталь нам поставляет российский производитель. Поначалу, конечно же, были некоторые опасения, и поэтому мы очень серьезно подошли к оценке и сравнению характеристик российского и японского образцов. Два года мы проводили тестирование российской стали в отдаленных уголках Сибири, чтобы выяснить, насколько она устойчива к низким температурам. Результаты показали, что российская сталь по качеству ничуть не уступает стали японского производства. 

Какие приоритетные задачи Вы ставите перед собой в ближайшем будущем?

– Мы хотим получить статус российского производителя, однако сделать это непросто. В первую очередь потому, что Hitachi располагает иностранным капиталом. В связи с этим существует очень много требований, которые крайне сложно удовлетворить. Мы пытаемся проработать данный вопрос при поддержке тверского правительства, в самое ближайшее время планируем отправить заявку на получение статуса российского производителя, а в дальнейшем, возможно, направить заявление на более высокий уровень. 

Каковы Ваши цели по локализации производства?

– Изначально наш целевой показатель по локализации составлял более 50%, но изменившиеся требования к производителям заставили нас пересмотреть свое отношение к этому показателю. На данный момент стратегически важным является поиск локальных поставщиков, которые при минимальных издержках могли бы предоставлять нам высококачественную продукцию. 

В какие страны и в каком объеме Вы экспортируете продукцию? Каковы планы?

– Готовая продукция поставляется на Украину, в Белоруссию и Казахстан. Пока объем экспорта невелик из-за внешних факторов (в том числе общей экономической ситуации) и составляет несколько машин в месяц. На европейский завод Hitachi Construction Machinery в Нидерландах мы поставляем сварные конструкции, изготовленные на тверском заводе. Исключительно высокие оценки нашего сварочного производства позволяют не только экспортировать эти элементы в Европу, но и прогнозировать увеличение текущего объема в ближайшем будущем в 2–3 раза.