За рулем обновленного Stralis

В. Семёнов

В рамках рекламной кампании по продвижению на европейские рынки модернизированного семейства грузовиков IVECO Stralis именитый концерн организовал демонстрационный тур 10 магистральных тягачей с груженными балластом полуприцепами по дорогам 26 государств Старого Света – Италии, Франции, Германии, Великобритании, Голландии, Дании, Бельгии, Норвегии и др. Российских журналистов пригласили в Польшу поближе познакомиться с машинами. Недалеко от Кракова была проложена трасса, проходившая по дорогам общего пользования, причем по качеству покрытия эти дороги очень напоминали российские, особенно в весеннюю пору, что делало тест-драйв максимально приближенным к отечественным условиям.
Результатами наблюдений мы и хотим поделиться с читателями.

Седельный тягач IVECO Stralis с 500-сильным дизелем Cursor 13 в составе 40-тонного автопоезда

В веренице автопоездов были разные версии тягачей с двигателями мощностью от 310 до 560 л.с., причем на табличках с указанием мощности в лошадиных силах присутствовали буква Е, окрашенная в синий цвет, и цифра 5. Нетрудно догадаться, что грузовики отвечали экологическим нормам Euro 5, и осуществлялось это благодаря технологии AdBlue. Все автомобили были черного цвета, поскольку партнером по продвижению новинок на рынки разных стран мира в 2007 г. стала новозеландская команда по регби All Blacks – «Все в черном».

У дизайнеров тяжелых транспортных средств давно принято, что соответствие солидности их внешнего облика огромным потенциальным возможностям является законом при разработке кабины тягача. Модернизированные грузовики IVECO Stralis образца 2007 г. оснащают дизелями Cursor 8, 10, и 13 с повышенной на 20 л.с. мощностью, поэтому и дизайн их кабин стал солидней и строже. Увеличенные по площади горизонтальные щели облицовки радиатора обеспечивают лучший воздухообмен в моторном отсеке. Новая светотехника не только более привлекательна, но и более эффективна.

Обслуживать автомобиль удобно

Мое знакомство с тягачами началось с 500-сильного Stralis, рассчитанного на эксплуатацию его водителем-одиночкой и потому укомплектованного лишь одним сиденьем и одной нижней полкой (средняя часть полки легко трансформируется в обеденный столик). Первое, что замечаешь, садясь за руль, – это новое кресло, новый усовершенствованный механизм регулировки положения рулевого колеса и высокое качество материалов отделки интерьера кабины. Рулевое колесо теперь регулируется как по высоте, так и по углу наклона. Ход салазок кресла стал больше на 100 мм, это сделано для удобства посадки высокого водителя, а наличие в «моем» кресле системы вибромассажа вызвало у меня восторг. Существенно изменился подход к проектированию спального места: новый ортопедический матрас позволит лучше отдохнуть в дальнем рейсе. Расположенный под ним выдвижной холодильник-бокс гарантирует охлаждение напитков в жаркую погоду.

После запуска двигателя все внимание приковала к себе приборная панель с разноцветьем контрольных ламп. Новый цветной многофункциональный дисплей дополнен графическими программами отображения информации и поможет водителю в рейсе, информируя его о техническом состоянии машины.

Органы управления разными системами
объединены на огромной приборной панели

Однако нужно трогаться в путь. При установке автоматизированной механической коробки передач EuroTronic. Исчез джойстик, с помощью которого водители управляли КП: вместо него появились три клавиши на панели приборов для переключения передач в автоматизированном режиме и рычажок правого подрулевого переключателя, с помощью которого выбирают полуавтоматический режим. К слову, перемещая этот переключатель по горизонтали, можно оказывать воздействие на декомпрессионный моторный тормоз и ретардер. После нажатия клавиши «D» тяжелый автопоезд, отрабатывая реакцию на увеличение частоты вращения, с помощью педали «газа» плавно трогается и набирает скорость. В движении на дисплей выводится цифра, обозначающая номер передачи. Всего их двенадцать. Любое переключение на повышенную/ пониженную передачу происходит без участия водителя. Механизм сцепления при этом также работает «сам собой» по командам электроники. Точный учет особенностей дорожных условий, нагрузки, положения педали акселератора, скорости движения и режима работы дизеля позволяет выбрать оптимальную передачу для конкретных состояний системы дорога–водитель–автомобиль и благоприятно сказывается на расходе топлива.

Снижению расхода топлива способствует и установленный на дизеле Cursor 13 турбонагнетатель с изменяемой геометрией турбины. Если бы его не было, при снижении оборотов дизеля скорость вращения турбины также упала бы, так как интенсивность потока выхлопных газов стала бы меньше. Ослабление степени наддува напрямую связано с развиваемой мощностью и расходом топлива.

Пневмоэлемент подвески кабины

Оба этих важнейших параметра в этом случае ухудшились бы. «Изюминка» конструкции дизеля Cursor 13 в том, что при снижении частоты вращения пневмопривод, управляемый электроникой, сдвигает кольцо турбины, а лопатки уменьшают ее проходное сечение. Скорость потока газов, попадающих на лопатки, увеличивается, и обороты турбокомпрессора поднимаются. Давление наддува повышается, это способствует росту эффективности работы дизеля. При повышении частоты вращения двигателя лопатки турбины возвращаются в исходное положение, и турбокомпрессор переходит на обычный режим работы.

Мощный и экономичный 500-сильный дизель легко обеспечивает динамичный ход автопоезда, груженного 25-тонным балластом. Однако на тесте росту скорости до разрешенных 85 км/ ч препятствовали дефекты асфальтового покрытия: сильная колейность, выбоины, ухабы. Мне потребовалось особое напряжение за рулем даже на скорости, не превышающей 70 км/ч. Тем временем пневмоподвеска сиденья работала прекрасно, обзорность была отличная, а легкость управления тяжелым грузовиком даже в этих случаях существенно снижала усталость в испытательном пробеге.

На полпути к финишу автоколонна сделала остановку, чтобы журналисты могли поменяться машинами и оценить хотя бы еще одну модификацию. Я пересел в самую просторную кабину 560-сильного магистрального тягача с двумя креслами и двумя спальными полками, причем для удобства доступа к верхней полке предлагается новая алюминиевая лестница.

Обновленная светотехника, которую в России стоит защитить специальным щитком

Старая кабина такого типа называлась Active Space, а у новой название более длинное – Active Space Cube. Объясняется все просто: она стала на 20% просторней, и эта прибавка составляет ни много, ни мало примерно два кубометра внутреннего объема. Достигнуто это увеличением высоты крыши на 95 мм и изменением конфигурации штампованной задней стенки, удлинившей кабину еще на 90 мм. Дальнобойщик оценит результаты такого существенного увеличения «жилплощади»: стал больше и удобней столик, получаемый если разложить среднюю часть нижней полки, внутренний объем багажных отсеков увеличен на 15%, стали удобней новые спальные полки – их размеры 2020х746 мм (нижняя) и 1940х784 мм (верхняя).

Как в кабине водителя-одиночки, так и в кабине с самым большим внутренним объемом по сравнению с прежними моделями существенно лучше стала шумоизоляция благодаря применению новых, более эффективных материалов в моторном отсеке. Это, а также усовершенствованная система климат-контроля снижают утомляемость водителя и улучшают его непростые условия труда.

Все версии нового семейства оборудованы системой курсовой устойчивости ESP. Среди новейших разработок, повышающих безопасность движения и доступных для покупателя, – система адаптивного круиз-контроля ACC и система Hill Holder, помогающая водителю в течение нескольких секунд удерживать тяжелый автопоезд от отката назад при начале движения в гору.

Вести автопоезд по незнакомой местности
помогает навигационная система

Эти системы, протестированные в подходящих для этого условиях, полностью подтвердили свою уникальность и, бесспорно, необходимы для снижения аварийности на дорогах. Третью, новейшую систему Departure Warning System, подающую сигналы водителю, если грузовик несанкционированно пересек линию разметки шоссе (без включения указателей поворота), проверить не удалось: разметки на польских дорогах не было.

Нашими инструкторами-водителями, внимательно следившими за действиями журналистов, были опытные водители компании IVECO, не один десяток лет водившие магистральные грузовики по европейским трассам. К их мнению стоит прислушаться: новое поколение Stralis – это лучшее из того, что было создано инженерами компании за последние годы. Тем, кто сядет за руль этих автомобилей, будет за что благодарить их конструкторов. Что касается нас, журналистов, то мы к этому мнению присоединяемся.

По итогам 2006 г. доля IVECO в рыночном секторе тяжелых грузовиков (полной массой свыше 16,0 т), учитывая продажи в странах Западной Европы, составила 10,9%. Маркетологи компании считают, что новое поколение Stralis поможет увеличить этот показатель на 1%. Время, конечно, покажет... Что касается России, то здесь существенный рост продаж можно считать гарантированным, а первые машины поступят в нашу страну уже через несколько месяцев.