Volvo: Шведское окно в Россию (Volvo FH12 4x2, FM12 8x4 и FM9 6x4)

М. Раллиев, фото автора

Volvo Truck Corp., проводя «Дни Volvo в России» на Дмитровском автополигоне, предоставила возможность опробовать на ходу автомобили модельного ряда 2002 г. Разумеется, знакомство получилось непродолжительным и не со всеми машинами. Нам удалось «пощупать» автопоезд Volvo FH12 4x2 с трехосным тентовым полуприцепом Sommer SP240PR, самосвал FM12 8x4 с кузовом на 17 м3 и самосвал FM9 6x4 с 13-кубовым кузовом, т.е., три из шести машин.

Прежде всего, о том, что общего в предложенных для теста автомобилях: полностью изменен дизайн кабин, как снаружи, так и внутри. Сразу бросается в глаза установка и конфигурация блок-фар. Их оригинальное исполнение, помимо фирменного знака Volvo, видимо надолго станет «визитной карточкой» компании. К этому стоит еще добавить и улучшенную прямую функцию блок-фар, оснащенных газоразрядными лампами увеличенной мощности (HID), создающих великолепную видимость при движении в темное время суток и в дождь.

При всей видимой массивности кабин FM и FH, нельзя не заметить исчезновение явных углов – они стали более обтекаемыми. Понятно, что снижение лобового сопротивления ведет к уменьшению расхода топлива. И вообще надо заметить, в назидание отечественным автомобилестроителям, что их зарубежные коллеги досконально продумывают все до мелочей. Пример? Пожалуйста. Бампер кабин Volvo оснащен двумя откидывающимися(!) подножками для того, чтобы водитель мог свободно протереть лобовое стекло. Есть и поручни возле стеклоочистителей, за которые при этом можно держаться. Мелочь, а приятно. Да и вход в кабину очень удобный, а ступеньки в темное время подсвечиваются.

Интерьер кабины и эргономику нового модельного ряда Volvo с отечественными грузовиками сравнивать попросту невозможно (да простят нас соотечественники). Анатомические на пневмоподвеске кресла водителя и пассажира имеют электрический привод регулировок. При отжатой специальной педали рулевую колонку можно регулировать и по углу наклона, и по высоте. Рулевое колесо отнюдь не маленьких по размеру грузовиков как у «Соболя» в исполнении «Люкс», только обод мягче. Комбинация приборов очень информативна и, в то же время, не перегружает водителя, позволяя сосредоточиться ему на управлении автомобилем.

Для водителя-«дальнобойщика» кабина его автопоезда – это одновременно и производственный пост, и дом, и офис. Именно поэтому большой интерес вызвал новый интерьер кабины Globetrotter XL – самой большой из предлагаемых на европейском рынке: в ней человек может стоять во весь рост. Сильное впечатление производят новые спальные диваны увеличенной ширины, позволяющие легко и быстро трансформировать задний отсек в офисно-обеденный модуль, очень удобный как для отдыха, так и для оформления всевозможных документов.

Кабина нового Volvo внутри лучше многих легковых салонов

Особо отметим, что насос гидроподъемника, откидывающего кабину вперед на 70°, имеет не только ручной, но и электропривод. Это избавляет от приложения немалых усилий и выполнения огромного количества телодвижений, столь характерных для отечественных машин, да и не только для них. Это подтвердит любой водитель, работающий на бескапотных грузовиках, изготовленных в России или Белоруссии.

Теперь о собственно «покатушках», т.е. тестировании автомобилей. Первым из опробованных стал самосвал с колесной формулой 6х4 в снаряженном состоянии. Ощущение того, что едешь на грузовой машине, исчезает, как только трогаешься с места: «Жигули», да и только. Со второй, после старта, легко и непринужденно переключаешься на передачи повышенного ряда 14-ступенчатой механической коробки Volvo VT2214B, имеющей в своем «арсенале» делитель, демультипликатор, вспомогательную систему синхронизации и тросовый механизм переключения (ею же были оснащены и все остальные протестированные автомобили).

Одно движение пальца и кузов самосвала поднят

Рычаг управления коробкой невысокий, с короткими ходами и превосходной избирательностью. Он позволяет переключаться с той же скоростью, что и на раллийном автомобиле. Динамика разгона (по субъективной оценке) потрясающая. Шестицилиндровый рядный дизель с непосредственным впрыском и турбонаддувом с интеркулером при рабочем объеме 9,4 л развивает 340 л.с. на 1 900 об/мин. С этим мотором пустой самосвал просто летит по трассе. Если бы не ограничитель скорости, эта машина пошла бы гораздо быстрее, чем 90 км/ч.

Управляется автомобиль завидно легко даже по сравнению с легковыми. И устойчивость на дороге отличная. Самосвал слушается любого приказания на руль водителя мгновенно. Как легко и на приличной скорости «писал» он «змейку» между контрольных фишек, установленных для определения тест-трассы!

С самосвалом Volvo FM12 с колесной формулой 8х4 вариант теста был другой, поскольку автомобиль оказался полностью загруженным песком-балластом. Именно на этой машине удалось по достоинству оценить работу коробки Volvo VT2214B. Что это означает? Очень просто – при разгоне пришлось пользоваться всеми передачами с низшей до высшей, а их, напомним, 14. Понятно, что с такой нагрузкой все агрегаты машины работают на пределе, тем не менее четырехосник отлично чувствует себя на ровной дороге.

Задний «комплект» подвески Volvo FH12 4x2

Плюс к этому мягко и плавно идет. Маневренность, конечно, хуже, чем у трехосника. Да это и понятно. Ведь управляются не два, а четыре передних колеса, что добавляет усилия на «баранке», а большая длина задает определенную неуклюжесть при прохождении поворотов.

Другое дело двигатель. Его объем 12 л, мощность 420 л.с. при 1 500 – 1 800 об/мин (соответствует Euro-3). Мотор тяговит, не шумит и при переключении на пониженную передачу с обязательно перегазовкой «не дергает» автомобиль и «не перекручивается».

Без комментария!

Автопоезд из тягача Volvo FH12 4x2, укомплектованного таким же мотором, как и самосвал 8х4, и полуприцепа Sommer SP240PR, оказался проворнее четырехосника, хотя и с «шаландой» на «хвосте». Просто автопоезд был в снаряженном состоянии, а не тащил все 40 т. Именно на тягачах 4х2 устанавливается система курсовой устойчивости. Ее работу так хорошо продемонстрировали в рекламном фильме, что появилось желание опробовать систему «в натуре», но не удалось, дорожные условия оказались слишком хороши.

Многое из того, что сказано про самосвалы, справедливо и для тягача. Правда, наличие полуприцепа позволило по достоинству оценить новые зеркала заднего вида: они обеспечивают очень хорошую обзорность, электрический привод обеспечивает легкость и быстроту настройки, а зимний обогрев позволяет не беспокоиться о «морозных узорах».

В принципе это все, что хотелось рассказать по короткому знакомству с новым модельным рядом на его презентации. Правда, мы рассчитываем, что позднее нам удастся пообщаться с этими автомобилями ближе.