Погрузчики: Советы, которые могут оказаться полезными

Вячеслав Чапнин

Сейчас уже трудно сказать, появился ли этот транспорт благодаря паллетизации (от слова «паллет» – деревянный поддон), или сами поддоны появились благодаря существованию погрузчиков. Погрузчик (чаще всего электрический) – неотъемлемая часть жизни практически любого современного складского комплекса. Зайдите на любой склад, и вы через минуту-другую обязательно увидите практически бесшумно движущийся на четырех маленьких колесах механизм с торчащими вилами. Так или иначе, он пользуется постоянным спросом. В нынешнем году число продаж только новых автопогрузчиков в Англии, например, составило 14 тысяч штук. Эта цифра совпадает, кстати, с числом проданных прицепов для седельных тягачей. Кроме того, было куплено 9 тысяч погрузчиков уже ранее использовавшихся, но прошедших предпродажную подготовку.

При таком обширном парке автопогрузчиков, естественно, в процессе их эксплуатации возникает множество проблем. Причем сталкиваться с ними приходится многим не только в данной конкретной стране, а во всем мире. Очевидно, опыт англичан окажется полезным подспорьем и для российских предпринимателей.

Несмотря на современную механизацию большинства складских комплексов, уровень травматизма на них достаточно высок. Чтобы решить эту острую проблему, в Великобритании существует специальное законодательство по здоровью и безопасности (Health and Safety Legislation). Этот документ специально разработан для владельцев, рабочих и водителей складских комплексов, чтобы помочь им свести к минимуму происшествия на производстве. Появилось это законодательство как результат длительных исследований специалистов по технике безопасности, и прежде чем увидеть свет в окончательном варианте, документ претерпел немало изменений и дополнений.

Ранее для управления многими типами погрузчиков от водителя не требовалось специальных навыков – достаточно было изучить инструкцию по пользованию, и можно было приступать к работе. Сейчас практически все существующие погрузчики, согласно рекомендациям, были разделены на четыре основных типа, а водителю для работы на них необходимо пройти полный курс теоретического и практического обучения.

Увильнуть от этих занятий невозможно, поскольку существует специальная сеть контролеров, которые не только следят за соблюдением правил допуска к работе водителей, но и за теми, кто только что закончил курсы, помогая им рекомендациями по совершенствованию профессиональных навыков.

Постоянные покупатели автопогрузчиков уже не удивляются, если продавец или дилер попросит сначала ознакомиться с планировкой и устройством их склада. И наоборот, многие из клиентов на этом настаивают, поскольку знают, что правильный подбор погрузчиков в значительной мере облегчит дальнейшую работу и поможет избежать многих неприятностей. Приобретение вполне подходящего на первый взгляд погрузчика может оказаться достаточно дорогой ошибкой, поскольку во время его покупки не был учтен широкий диапазон различных факторов. Вот что советует Дарил Филип (Darryl Philip), менеджер по технической поддержке на фирме IC заводов Boss Group: «При очень большом количестве производителей и еще более широкой разновидности моделей и модификаций у каждого производителя, вы всегда сможете найти тот самый погрузчик, который полностью будет отвечать всем вашим запросам. Существенную роль играет, например, высота складирования, а также то, с какой стороны вам необходимо подъезжать к грузу. Или для выполнения некоторых работ вам может потребоваться более одного комплекта вил. Такие на первый взгляд мелочи обязательно нужно учитывать. Очень много информации для продавца даст описание входных дверей склада, через которые ввозится и вывозится груз: их размеры, то, как они открываются, а также тип подъездных дорог».

В Великобритании существуют две промышленные ассоциации British Industrial Truck Association (BITA) и Fork Truck Association (FTA). Одним из направлений деятельности этих ассоциаций является поиск оптимальных путей усовершенствования складского оборудования и механизмов. При этом BITA не имеет среди своих членов дилеров, а потому у нее более слабая членская база. Зато FTA достигла в этом значительного прогресса и продолжает совершенствоваться.

Фирма Glenrose Mechanical Handling является членом FTA и независимым дилером. Пять торговых точек Glenrose в Юго-Восточной Англии снабжают погрузчиками порты, индустриальные объекты и экспортный рынок. Кроме того, фирма поставляет новые и бывшие в употреблении погрузчики большому числу заказчиков. Сотрудник фирмы Glenrose Глен Спейн (Glen Spain), основываясь на личном опыте, объясняет, почему личное присутствие продавца необходимо: «Мы всегда настаиваем на посещении продавцом склада за исключением тех случаев, когда покупатель абсолютно точно знает, что ему требуется. Но даже в этих случаях могут возникнуть проблемы. Один из покупателей, приобретая электропогрузчик, совершенно точно описал все функции, которые тот будет выполнять, однако не счел необходимым пригласить нас посмотреть.

Когда же мы все-таки настояли на своем, выяснилось следующее. На его фирме два склада, по одному на каждом конце обширной территории хозяйства, а дорожное покрытие между ними выполнено из очень неровного бетона. Лишь после того, как были точно подсчитаны все параметры: максимальный вес поднимаемых грузов, высота подъема и ограничение по габаритам самого складского комплекса, мы смогли полностью удовлетворить его запросы. Противовесы, боковой или фронтальный подъем, три или четыре колеса (причем, пневматические или цельнолитые) – именно эти опции, а также варианты использования трех источников энергии – все эти факторы должны учитываться хорошим дилером».

Стив Риджвей (Steve Ridgway), менеджер по продажам фирмы Yale Europe считает, что существенную роль при выборе источника энергии во время покупки погрузчика играет мнение самих водителей. «Если на склад постоянно приезжают грузовики, то обязательно захочется использовать погрузчики с так называемым IC (internal combustion) дизелем. Если погрузчик будет использоваться главным образом внутри помещений, то, конечно, можно выбрать и обычный бензиновый двигатель, но предпочтительнее все же для таких работ использовать дизельные погрузчики, поскольку это в большей мере отвечает требованиям техники безопасности. Основным доводом в пользу такого выбора может послужить тот факт, что они оборудованы прекрасными системами очистки выхлопных газов».

В некоторых случаях более выгодным считается использование электропогрузчиков. Дело в том, что расходы по их содержанию и эксплуатации в целом оказываются ниже, несмотря на более высокую закупочную цену. В этом случае лишь необходимо сразу решить вопрос с дозарядкой батарей аккумуляторов для обеспечения их бесперебойной работы. А ведь именно из-за необходимости покупать дополнительные батареи и заряжать их, большинство покупателей отдает предпочтение дизельным погрузчикам.

Кроме таких важных показателей, как поверхность пола склада, высота подъема груза и источник энергии, также необходимо учитывать другие запросы клиента. Если погрузчики будут использоваться внутри помещения с высокой чистотой, например, для перемещения продуктов питания, можно настаивать на электрическом источнике энергии. Хотя для таких целей вполне подойдет и бензиновый погрузчик с каталитическим нейтрализатором, установленным в выхлопной системе.

Стив Хьюитт (Steve Hewitt), директор доков Felixstowe, принадлежащих грузовой компании Cargo Secure, обратил внимание на несколько дополнительных опций, требуемых для работы, после чего приобрел погрузчик фирмы Clark Global: «Этот низкосилуэтный автомобиль, несмотря на свой четырехтонный вес способен «бегать» достаточно быстро, причем без каких-либо дополнительных модификаций внутри стандартного восьмифутового ISO контейнера».

Региональный менеджер фирмы Clark Materials Handling Europe Джеф Грин (Jeff Green) акцентирует внимание на том, что система управления на некоторых новых модификациях вилочных погрузчиков позволяет в значительной мере расширить процесс подбора заказчиком таких машин для своей работы.

И еще одна рекомендация, которую дает лично Питер Томпсон (Peter Tompson) – президент FTA. Он советует использовать бывшие в употреблении погрузчики для легкой работы и ни в коем случае не применять их для работы интенсивной. Качество б/у погрузчика весьма тяжело определить неспециалисту. Кроме того, эти механизмы не подлежат официальной регистрации, и поэтому всегда трудно определить, как долго и в каких условиях он эксплуатировался. Так что покупка может оказаться крайне невыгодной. Словом, прежде чем приобретать б/у подъемник, непременно потребуется присутствие и совет квалифицированного специалиста.