Развитие трансмиссии гусеничных бульдозеров в мировой практике, СССР и России
Диметиловый эфир (ч.1)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Рентабельность капитальных вложений в линии BRT
Гусеничные краны-трубоукладчики
Обзор российского рынка
Спецтехника зимой
Советы по эксплуатации
Экскаватор «среднего» класса. Что это?
Подход импортных производителей к классификации экскаваторов
 3
На летнем топливе – зимой
Способы борьбы с замерзанием топлива
Седлать тягачи! (ч.1)
Седельно-сцепное устройство (ССУ)
Сменный инструмент гидромолота
Типы конструкций и факторы влияющие на долговечность инструмента
 1
Модернизация колесных экскаваторов ТВЭКС
Наращивание производительности и улучшение эргономики экскаваторов ЕК-14, ЕК-18
Визитная карточка шины
Обозначения на маркировке шин
Карьерные экскаваторы. Перспективы
Обзор российского рынка

Чудесный коктейль

В. Резников
Современные моторные масла представляют собой сбалансированный коллоидный раствор многих функциональных присадок (до восьми различных соединений, а общее массовое содержание – до 25%) в базовом нефтяном или синтетическом масле. Присадка – это вещество, добавляемое к смазочному материалу в процессе производства с целью придания ему новых или улучшения существующих свойств. Большинство присадок многофункциональны. Познакомимся с их назначением и действием подробнее.
 
 
 

Беззольные дисперсанты предотвращают образование низкотемпературных отложений на деталях двигателей, выпадение осадка в картере, загрязнение масляных фильтров, препятствуют росту вязкости масла и ухудшению его противоизносных свойств вследствие загрязнения масла частицами сажи из-за неполного сгорания топлива.

Зольные детергенты (моющие присадки) – это растворимые в базовом масле мыла, обеспечивающие чистоту поршней и хорошую подвижность поршневых колец. Обычно в составе масла используют комбинации детергентов, способных взаимно дополнять и улучшать эффективность. Большинство детергентов придают маслам способность нейтрализовывать кислоты, образующиеся из продуктов сгорания и при окислении масла. Такие детергенты называют щелочными. Их роль в предотвращении коррозионно-механического износа деталей двигателей очень велика.  Моющие присадки обволакивают поверхность нерастворимых в масле частиц, в результате на каждой частице образуется слой углеводородных радикалов. Он препятствует коагуляции (выпадению в осадок) частиц загрязнений (шламов) и их слипанию в более крупные образования, поддерживая их в мелкодисперсном состоянии, предотвращает отложение на горячих деталях двигателя (особенно в верхних канавках поршневых колец) и фильтрах.

Есть у этих присадок и отрицательные свойства. Детергенты содержат металлы (кальций, магний, реже – другие), поэтому они придают маслам зольность. Зола – это неорганический остаток, образующийся при сгорании масла. Ее присутствие крайне нежелательно, так как это абразивный материал. Кроме того, зола загрязняет сажевые фильтры, а зольные отложения в камере сгорания (нагар) вызывают преждевременное воспламенение рабочей смеси (детонацию и калильное зажигание).

Антиокислители тормозят окисление масла кислородом воздуха при высокой температуре (нефтяные масла без присадок окисляются уже при 120 °С). Условия работы моторных масел настолько тяжелые, что полностью предотвратить их окисление невозможно. Антиокислители разных классов, различающиеся механизмом действия, часто вводят в состав масел в виде парных или тройных смесей, что дает лучший эффект. При рациональном сочетании детергентов и антиокислителей удается значительно замедлить рост вязкости масла (вследствие накапливания кислот – продуктов окисления) и снизить его щелочность, увеличить срок работы.

Деактиваторы  металлов препятствуют каталитическому действию находящихся в работающем масле металлических частиц износа на процесс окисления масла.

Модификаторы  трения (антифрикционные  присадки) добавляют не в каждое масло. Они понижают коэффициент трения между деталями двигателя, тем самым уменьшается расход топлива, поэтому масла с антифрикционными присадками относятся к категории энергосберегающих.

Противоизносные присадки предотвращают быстрый износ трущихся деталей в основном путем химического взаимодействия с поверхностью металлов и образования на ней пленок, препятствующих контакту металла с металлом, образованию рисок, натиров, усталостному выкрашиванию. Заметим, что в узлах двигателя имеет место трение различных физических типов (гидродинамическое, эластогидродинамическое, граничное), поэтому бороться с ним сложно, для этого требуются присадки разного действия.

Противозадирные присадки предотвращают развитие задиров – глубинных вырывов металла на поверхностях трения.

Антикоррозионные присадки защищают от коррозии, в частности, химического воздействия воды, образуя защитную пленку на вкладышах подшипников, втулках и других деталях, покрытых антифрикционными сплавами на основе меди, свинца, олова.

Противопенные присадки препятствуют вспениванию масла при повышенных температурах (пена образуется из-за присутствия в масле моющих присадок, которые действуют, как мыло в воде, а также при перемешивании воздуха с маслом в картере в результате движения деталей двигателя) и ускоряют разрушение образовавшейся пены. Пена ухудшает образование масляной пленки на трущихся деталях.

Депрессорные присадки понижают температуру застывания зимних и всесезонных масел, улучшают их текучесть и прокачиваемость при низкой температуре, предотвращают образование кристаллов парафина в минеральных маслах при низкой температуре, т. е. улучшают условия холодного пуска двигателей.

Модификаторы вязкости (загущающие присадки) – это полимеры, добавляемые исключительно во всесезонные масла. Они уменьшают изменение вязкости масла с изменением температуры, т. е. повышают индекс вязкости масла. В результате вязкость масла меньше изменяется при изменении температуры, и оно приобретает свойства всесезонности, т. е. пригодно к использованию в широком диапазоне температур. Вязкость загущенных масел изменяется под влиянием не только температуры, но и скорости перемещения трущихся деталей: при увеличении скорости вязкость возрастает, что обеспечивает маслу дополнительные преимущества. Особенно широкий температурный диапазон работоспособности удается получить при создании всесезонных масел на синтетической базе. Сезонные масла – зимние и летние прекрасно работают в диапазонах соответственно низких или высоких температур, но дважды в год их необходимо заменять независимо от того, выработали они ресурс или нет – это удорожает эксплуатацию машины. Всесезонные масла позволяют решить эту проблему и сократить эксплуатационные расходы.

Другие присадки вводят в масла редко, только когда масло используется для каких-либо узкоспециальных целей.

И в заключение несколько замечаний общего характера. Большое значение имеет рациональное сочетание присадок. Производители масел стремятся вводить в композицию присадки-синергисты, т. е. такие, которые, действуя совместно, повышают эффективность друг друга. Именно поэтому нежелательно смешивать масла разных производителей: они могут содержать плохо совместимые присадки. Недопустимо смешивать минеральное и синтетическое масла: растворимость присадок в минеральной и синтетической основах разная!

 
Александр Симачёв, автомеханик

Мнение практика

Издавна среди автомобилистов ведутся такие разговоры: «Добавил присадку в моторное масло, и давление в системе смазки поднялось. Капитальный ремонт двигателя можно отложить!» Продавцы таких присадок обещают всякие чудеса: якобы на изношенных поверхностях деталей под действием присадки образуется защитный слой, благодаря которому зазоры в парах трения опять уменьшаются, «как на новом двигателе». Что же происходит в действительности? На самом деле присадка всего лишь загущает масло, поэтому и увеличивается давление. С таким же успехом можно было заправить в двигатель более густое масло.

И вот вы добавили в масло присадку. Пока двигатель работает на режимах малых и средних нагрузок, все вроде бы хорошо. Но какое действие окажет эта дополнительная присадка в экстренной ситуации: при перегреве, очень высоких нагрузках или оборотах, не знают ни продавцы, ни покупатели. По опыту скажу: при перегреве присадка выпадает из масла и оседает на металлических деталях в виде густой черной смолы. Что откладывается при этом в каналах системы смазки – страшно даже подумать.

Каждое масло, особенно «фирменное», это продукт многолетнего опыта и большой работы специалистов, которые тщательно подбирают композицию присадок. Вносить в эту композицию новую присадку сомнительного качества все равно что добавлять дешевый одеколон в элитные французские духи. Новая присадка может значительно ослабить действие полезных присадок, которые ввел в масло производитель. Все присадки, которые способны оказать действительно полезное действие, уже используются производителями масел. Присадки, действие которых спорно или недостаточно эффективно, продают отдельно в магазинах и на автозаправках, чтобы автомобилисты использовали их на свой страх и риск. А стоит ли так рисковать?

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ, РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ГСМ
В. Резников Основные Средства 06'2009 16 июля 2010

Комментарии (0)