Парад приборов

А. Дмитриевский, канд. техн. наук

Ужесточение экологического законодательства, введение инструментального контроля заставляют транспортников серьезнее относиться к техобслуживанию и ремонту техники. С другой стороны, не отрегулированная машина требует больших эксплуатационных затрат. В такой ситуации особое значение приобретают программные средства и приборы для исследования, контроля состояния, диагностики и обслуживания автомобиля в целом, а также его узлов и агрегатов. Предлагаем вашему вниманию обзор продуктов этого сектора российского рынка, сделанный по материалам выставки «Приборы и методы исследований автомобилей и двигателей», проведенной ФГУП НАМИ осенью прошлого года.

Одной из важнейших проблем при исследовании, доводке и эксплуатации современных автомобилей является выполнение экологических требований. Поэтому наиболее широко были представлены приборы для определения токсичности отработавших газов, дымо- и шумомеры, а также электронные системы управления двигателем.

Собственные разработки – приборы для исследования и доводки автомобилей и их агрегатов – имеет отдел приборов и метрологии ФГУП НАМИ. Основным направлением его деятельности является и метрологическая (первичная) аттестация испытательного оборудования, формирование системы метрологического обеспечения производства, испытания и обслуживания автомобилей и их агрегатов.

Научно-производственной фирмой «Спецприбор» (Украина) представлены газоанализирующие, оптико-электрические и механические измерительные средства для диагностики экологических и технических параметров автомобилей, их агрегатов и проведения экспертизы. Ряд разработок выполнен совместно со специалистами ФГУП НАМИ.

Газоанализатор «Автотест-02» НПФ МЕТА

Лаборатория систем управления бензиновыми двигателями НАМИ продемонстрировала созданные совместно с другими предприятиями и выпускаемые различными организациями тестеры для диагностики систем управления двигателями с впрыском бензина. Большой интерес вызвали выпускаемые фирмой «Поиск 3+» (Ульяновск) для блоков «Автрон» М1.5.4 сканер-тестеры СТМ-2.1, инжект-тестеры ТЕМ-2. Этой же фирмой изготавливаются сканер-тестеры СТМ-2.2 для блоков управления «Январь-4» и «-5», М1.5.4 Bosch, MP-7.0 Bosch, а также универсальные сканер-тестеры СТМ-2, которые могут диагностировать все перечисленные блоки автомобилей ВАЗ, ГАЗ, УАЗ. Диагностический комплекс ГМ-2 создан НПП «Гамма-плюс» (Москва) совместно с той же лабораторией для последних моделей блоков «Автрон» и «Микас».

ЧНППП «Элара» (Чебоксары) с участием специалистов ФГУП НАМИ освоило производство сканера-тестера, позволяющего проводить обслуживание автомобилей ВАЗ, ГАЗ и других с различными системами управления двигателями без дополнительных картриджей, управлять исполнительными механизмами, считывать неисправности, просматривать более 100 параметров. Кроме того, лабораторией были представлены созданные совместно с НИИП (Жуковский), ОАО ЧПЗ «Элара» и АОЗТ СОАТЭ (Старый Оскол) 16-разрядные блоки управления серии «Автрон», адаптированные для двигателей ЗМЗ, УМЗ, УМПО с впрыском бензина автомобилей ГАЗ, УАЗ, «Москвич».

Газоанализатор-дымомер

Научно-производственной фирмой ЗАО МЕТА (Жигулевск) выпускается современное диагностическое оборудование, в том числе газоанализаторы «Автотест-01» с печатающим устройством для измерения концентрации СО, СН, СО2, О2, коэффициента избытка воздуха, уровня дымности дизелей, частоты вращения коленчатого вала. Контроль дымности дизелей осуществляется также портативными приборами МЕТА-01МП, МЕТА-01, КИД-2 с электропитанием от сети 220 В, бортовой сети 12 В или аккумулятора 9 В. Одним из их важных достоинств является способность работать в широком диапазоне температур (от –10 до +50°С). Фирмой изготавливаются автоматические газоанализаторы «Автотест СО-СН-ТАХ» с каналом дымности, а также универсальные тормозные стенды СТМ, стационарные и передвижные линии технического контроля, тестеры люфта рулевого управления, тормозных систем.

Доплеровский датчик скорости и пройденного пути (ДСПП-1), разработанный предприятием «Альфа» (Санкт-Петербург), предназначен для измерения скорости транспортного средства без установки «пятого колеса» и специальных датчиков в дорожном полотне в диапазоне скоростей от 0,1 до 350 км/ч при погрешности измерения 0,5 – 0,7%, что открывает большие возможности как для исследовательских работ, так и эксплуатации.

Фирмой ОАО «МОПАЗ» разработаны стенды и оснастка для диагностики и регулировки дизельной топливной аппаратуры, для очистки бензиновых и дизельных форсунок.

Газоанализатор «Автотест СO-СН-МП»

Аппаратура и программное обеспечение для проведения виброакустических тестов, проверки двигателя, тормозной системы автомобилей были представлены фирмой «Нейшэнл Инструментс» (США).

В процессе проведения выставки прошел научный семинар. Из десяти докладов пять было сделано сотрудниками ФГУП НАМИ. Доктор техн. наук В. Петрушов сообщил о работах отдела перспективного типажа, аэродинамики и топливной экономичности, и в частности, о методах определения сопротивления качению шин на барабанных стендах и используемых для этого приборах. Доклад доктора техн. наук В. Московкина был посвящен комплексным исследованиям скоростных свойств и экономики автомобиля с использованием компьютерной программы (MVC, использовалась нами для «Виртуального теста» – ред.). Доктор техн. наук В. Звонов рассказал о методике оценки экологии автомобилестроения по полному жизненному циклу и программном обеспечении для нее. В докладе доктора техн. наук В. Тольского были рассмотрены системы для измерения внешнего шума. Не менее интересные доклады об измерительной аппаратуре и ее практическом применении были сделаны представителями ряда отечественных и зарубежных фирм.

По плану созданного в Государственном научном центре РФ, Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте Выставочного проекта «НАМИ ЭКСПО» в феврале 2001 г. намечено проведение 2-ой Международной выставки «НАМИ ЭКСПО» «Транспорт для курортов и зон отдыха».

А. Дмитриевский, канд. техн. наук Основные Средства 02'2002 27 декабря 2004

Комментарии (0)