Зимняя эксплуатация гидромолотов
Факторы воздействия отрицательных температур на гидромолот
Гидромолоты среднего класса (ч.2)
Развитие гидромолотов в России
Не улучшишь – не поедешь
Как улучшить дизтопливо, или Советы перфекционисту
Бульдозер и дизель – по жизни вместе
Есть ли альтернатива ЯМЗ
Антифриз (ч.2)
Техническое обслуживание систем охлаждения тяжелой техники
Мониторинг технического уровня перспективных отечественных тракторов для аграриев
Обзор тракторной промышленности России
Асфальтоукладчики
Обзор российского рынка
Диметиловый эфир (ч.1)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Гидромолоты среднего класса (ч.1)
Обзор моделей гидромолотов представленных на российском рынке
Оболочка для воздуха
Современная шина – взгляд изнутри
 1
Сколько «ходят» шины?
Снижаем затраты на покрышки и продлеваем их ресурс
 1
Монстры ждут
Монтажные гусеничные краны

Минский моторный: на рубеже столетия

В. Мамедов

ПО «Минский моторный завод» – крупнейшее моторостроительное предприятие Республики Беларусь. К началу 2000 года оно выпустило более 4-х миллионов дизелей и с каждым годом стремится расширить применяемость своей продукции на новых образцах транспортной, строительной и сельскохозяйственной техники. По существующим в автомобилестроении меркам Минский моторный – предприятие с богатой собственной историей.

Д 260

Строительство завода началось в сентябре 1960 года и длилось два года. В октябре 1962 года появились на свет первые образцы собранных здесь четырехцилиндровых дизелей Д50 для трактора «Беларусь» Т50. В 1963 году началось серийное производство этих моторов, а в следующем, 1964-м, все тракторы «Беларусь» стали комплектоваться дизелями с нового моторного завода.

В 1974 году начато освоение семейства четырехцилиндровых моторов Д240 и их многочисленных модификаций (все с непосредственным впрыском топлива) мощностью от 60 до 85 л.с. В 1983 году на базе Минского моторного завода было создано производственное объединение «Минский моторный завод», в которое вошло несколько предприятий – производителей комплектующих и запчастей.

В результате десяти лет совершенствования базовой конструкции четырехцилиндрового дизеля Д240 его долговечность выросла в несколько раз, удельный расход топлива уменьшился со 173 до 160 г/(л.с. в ч), в два раза снизилась трудоемкость технического обслуживания моторов. Наработки легли в основу нового семейства шестицилиндровых дизелей Д260 – Д265, выпуск которых начался в 1996 году.

Д 245-05

В последнее время в связи с ужесточением законодательства особое внимание уделяется экологическим показателям моторов. В начале 1998 года к испытаниям на получение сертификата Euro-1 были подготовлены десять четырехцилиндровых моделей и шесть шестицилиндровых. Все 16 дизелей успешно прошли аттестационные испытания в Пражском институте по исследованию автотранспортных средств. Задача сегодняшнего дня – получение несколькими типами моторов сертификатов на соответствие нормам Euro-2. И решение этой задачи – дело самого ближайшего будущего.

Минское моторное производство имеет весьма высокий уровень автоматизации и механизации. На ММЗ работают 63 автоматических линии, 1350 станков-автоматов и полуавтоматов, 200 станков с ЧПУ, 35 промышленных роботов. Последние достижения выглядят впечатляюще: на заводе внедрена прогрессивная технология электроэрозионной обработки деталей, штампов и трехкоординатной объемной обработки сложных криволинейных поверхностей деталей литейной оснастки на обрабатывающих центрах.

Д 245.12С

Совершенствуется не только технология, но и выпускаемые заводом двигатели: разработана конструкция и освоено производство модификаций дизеля Д240/243, Д243Л мощностью 80 – 86 л.с. На базе четырехцилиндрового дизеля Д245 с турбонаддувом созданы автомобильные модификации мощностью 105 и 150 л.с. для установки на автомобили типа ЗИЛ-130/131 и ЗИЛ-5301. Разработана конструкция горизонтального шестицилиндрового дизеля Д265 мощностью 200 л.с. для автобусов «Икарус».

Расширяется применяемость дизелей ММЗ: двигатели Д240 и Д245 устанавливаются на гусеничные тягачи-транспортеры Заволжского завода, тракторы Онежского завода.

Успешно применяются дизели Д245 на зерноуборочных комбайнах Таганрогского завода, тракторах ЮМЗ Днепропетровского завода, шестицилиндровые дизели Д260 мощностью 130 – 250 л.с. находят применение на автобусах «МАЗ-Неоплан», погрузчиках Концерна «Амкодор», кормоуборочных комбайнах ПО «Гомсельмаш», экскаваторах Ковровского завода, брянских асфальтоукладчиках и дорожных машинах, павлодарских тракторах и другой технике.

Д 243

В заключение заметим, что упорный труд минчан приносит свои плоды: на протяжение вот уже нескольких лет их моторы остаются едва ли не единственными, имеющими приемлемые для автостроителей характеристики и доступную цену. Объединение Белоруссии с Россией несомненно укрепит позиции минчан на рынке, однако коллеги по отрасли делают все, чтобы впереди маячили отчаянные конкурентные битвы.

ГАЗ постепенно разворачивает производство дизелей с несколько меньшей размерностью цилиндра, но имеющее версии для установки на те машины, которые пока комплектуются минскими моторами; ЗИЛ собирается наладить выпуск прямого конкурента в сотрудничестве с Renault; ЯМЗ уже приготовил четырехлитровую «четверку» и теперь ищет инвесторов для организации производства.

Не будем забывать и о «Рыбинских моторах», чья продукция пока выглядит бледновато. Впрочем, если нашему государству удастся избавиться от экономических обвалов, преследующих его с двухлетней периодичностью, то места в России хватит всем. А конкуренция пойдет только на пользу.




В. Мамедов Основные Средства 11'2000 29 июня 2005

Комментарии (0)