Современные достижения в гидроприводе мобильных машин (ч. 1)
Всё по-взрослому
Телескопические и прочие компактные подъемные краны
Мини-погрузчики (ч. 2)
Обзор российского рынка мини-погрузчиков
Диметиловый эфир (ч.2)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
 1
Российские сорта дизельного топлива
Карбюраторы малых грузовых и грузопассажирских автомобилей
Конструкции карбюраторов К-126Г, К-131, К-151 АО «ПеКар» для двигателей ЗМЗ и УМЗ
«Воздушное колесо»
Современные конструкции шин
 4
Новая технология экономии дизельного топлива
Дизель-газовая система от британской компании GSPK Multifuel Technology
Стандарты токсичности в Евросоюзе
Дизельные двигатели внедорожных машин
Эксплуатируем импортный кран
Вопросы эксплуатации кранов на спецшасси
Электропривод карьерного экскаватора
Гидромолоты среднего класса (ч.1)
Обзор моделей гидромолотов представленных на российском рынке

МАГия качества

А. Виноградов, В Волгин

Идея этой статьи родилась на пресс-конференции выставки «Дорога-99», когда Михаил Васильевич трук, один из руководителей ЗАО «Стройдормаш», сказал, что качество российских гидромашин, выпускаемых предприятиями холдинга, не уступает европейскому. Надо признать, подобное заявлениепрозвучало сенсацией.»Убедитесь сами!» – приглашает Михаил Васильевич, и вот уже наши корреспонденты знакомятся с производствоми продукцией завода АО «МАГ».

Если судить по наиболее крупным вехам его истории, акционерное общество «Машиностроение и гидравлика» (АО «МАГ») – наиболее крупный в России производитель гидрообъемных трансмиссий для мобильных машин, мало чем отличается от сотен других российских промышленных фирм. В советские времена предприятие называлось «Машиностроительный завод имени М.И. Калинина», а начало ему дал основанный в середине прошлого века чугунолитейный завод. В работе с гидравлическими устройствами предприятие далеко не новичок: производство гидротрансформаторов и других агрегатов для строительных и дорожных машин оно начало еще в 1955 году.

Аксиальный насос-гидромотор четвертого поколения

Следующие два факта биографии предприятия многие производственники расценят как везение. В 68-м началось сотрудничество с немецкой фирмой K. Rauch KG. Завод осваивал производство гидронасосов и гидромоторов по ее лицензии с использованием новейших для того времени технологических процессов. Эти насосы и гидромоторы выпускались очень долго. В отсутствии конкуренции они вполне устраивали советских машиностроителей даже тогда, когда европейская мысль ушла далеко вперед. Сегодня, вспоминая о тех машинах, заводчане говорят: «первое поколение». В 73-м началось аналогичное сотрудничество с фирмой Mannesmann Rexroth. С ее помощью завод освоил выпуск ручных и педальных блоков дистанционного управления гидросистемами, а также компонентов гидроавтоматики.

Постепенно предприятие заняло лидирующие позиции в своей области в СССР. Переход на рыночные отношения и связанные с ним бурные события последнего времени оказались болезненными. В связи с уменьшением выпуска дорожно-строительных машин существенно упал спрос на гидрооборудование, объемы производства снизились, сократился штат завода.

Насос-гидромотор для закрытых гидросистем

До этого момента история предприятия оставалась вполне тривиальной. Да, не всем повезло иметь западного партнера, тем более не одного, а также сохранить с ними хорошие отношения к началу рыночных реформ. Однако каждое предприятие имело наработки и собственные перспективы в новых условиях. Вся советская экономика оказалась на перепутье, и каждый сам выбирал свою дорогу. Кто хотел, тот сумел найти не посланных Богом, Партией и Правительством партнеров или сказать Собственное Слово, а потом приложил все усилия для того, чтобы получить место среди сильнейших в мире производителей. Едва ли кто добился мирового лидерства, но есть отечественные фирмы, которые стремятся стать «первыми среди равных». Большинство же и по сей день довольствуется модельным рядом начала 80-х.

Оказавшись перед выбором, завод имени М. И. Калинина, который в конце 80-х стал арендным предприятием, а в 1995 году превратился в АО «МАГ», пошел по пути долгой жизни и вечной борьбы за место под солнцем среди сильнейших, хотя экономическая ситуация отнюдь этому не способствовала. Инфляция пожирала оборотные средства со скоростью, приводящей в изумление. Часть традиционных покупателей (и естественных монополистов в дорожном машиностроении!) в одночасье оказалась за границей, и в образовавшийся прорыв рванулись зарубежные компании. Имидж российского машиностроения рухнул и даже ссылка на пресловутые «оборонные» технологии никого уже не вдохновляла; изготовители немедленно попытались компенсировать имиджевые потери продукцией с комплектующими от всемирно известных фирм.

Блок дистанционного управления гидравликой

И все же путь к выживанию был. Требовалось предложить покупателям товар более удобный, чем импортный, с качеством, сопоставимым с мировым, и по приемлемой цене. Первым шагом предприятия на этом пути стал переход к выпуску гидромашин второго поколения. Они оставались все теми же гидромоторами и насосами, но их присоединительные размеры уже отвечали требованиям ИСО – международной организации по стандартизации. Одно это заметно расширило рынок сбыта: любая, даже самая надежная машина когда-нибудь требует ремонта, да и любители импортных комплектующих отнеслись к такому шагу МАГа с пониманием. Кроме того, появилась возможность предлагать свою продукцию в качестве запчастей в страны, не обладающие развитой сервисной инфраструктурой.

Сегодня гидравлические машины первого поколения остались на АО «МАГ» только в воспоминаниях. Выпуск гидромоторов и насосов второго поколения сохраняется – до тех пор, пока на них не иссякнет спрос. Основу производственной программы составляют машины третьего поколения, уже полностью соответствующие мировому техническому уровню. Главное отличие этих устройств от предыдущих – более высокое рабочее давление, а значит – большая мощность в тех же габаритах. А на смену ему уже идет четвертое поколение, способное работать при 40 МПа (около 400 атм).

Сами по себе гидрообъемные машины – это еще не вся гидросистема. А потому сегодня в ассортименте предприятия и блоки дистанционного управления, в том числе пропорционального, и многочисленная «мелочевка» – клапаны, соединительные муфты, гидроаккумуляторы и многое другое.

Клапаны для гидросистем

Особо отметим, что модельные ряды строятся в полном соответствии с новейшими требованиями к конструированию – на основе единого комплекта деталей или как еще говорят «на одной платформе». Всего модельных рядов три: насосы и гидромоторы (регулируемые и нерегулируемые) для открытых систем, насосы и гидромоторы для закрытых систем и блоки дистанционного управления. Такой подход не только удешевляет производство, но заметно упрощает обслуживание и ремонт. Что же касается «мелочей», то они хотя и стандартизованы, но полной унификации не поддаются – слишком много разных по назначению и размерам устройств скрывается за одним общим названием (например, «клапан»).

Стремясь следовать движениям рынка, АО «МАГ» не ограничилось перечисленными модельными рядами. Предприятие изготавливает также гидравлические домкраты, передвижные гидроподъемники, насосные станции и другие изделия.

Техническое совершенство – это, конечно, хорошо. Однако народная мудрость гласит, что «нет такой задумки, которую нельзя испортить скверным исполнением». А потому все изыски конструкторов были бы бесполезны без достижения конкурентоспособного уровня качества. Основа для него – высокая культура производства. Она обеспечивается использованием прогрессивных, а в ряде случаев – уникальных технологий для производства основных деталей, а также высокой и жестко соблюдаемой технологической дисциплиной.

Двухнасосный агрегат

Наряду с хорошо зарекомендовавшими себя традиционными методами, сегодня на заводе используются такие новейшие процессы, как лазерное упрочнение нагруженных частей деталей, бронзирование изнашиваемых поверхностей. Широко используется низкотемпературное азотирование и другие новейшие способы обработки, обеспечивающие стабильное качество основных деталей.

Особое слово – о комплектующих. Что знает о гидравлике средний россиянин? Только то, что она течет. А виной этому плохие уплотнения. Так вот, гордостью специалистов МАГа являются уплотнения для телескопических гидроцилиндров, состоящие из комплекта «манжета – чистильщик». Уникальная конструкция, полученная в результате многолетней работы – подбора конфигурации и материалов, позволила воплотить в жизнь мечту эксплуатационников: гидроцилиндры больше не текут, даже в самых тяжелых условиях эксплуатации.

Манжета – самоподжимная, многокромочная соответствует последним тенденциям в развитии конструкций уплотнений и не требует защитных шайб. Чистильщик с самоустанавливающейся рабочей кромкой изготавливается из специально подобранной резиновой смеси, препятствующей залипанию кромок и вырыванию резины при замерзании конденсата.

«Амкодор-203» – плод сотрудничества минских машиностроителей и АО «МАГ»

Приложенные усилия дали свои плоды. Предприятие не простаивало ни дня. Оно сохранило основной коллектив и пополнило его высококвалифицированными кадрами конструкторов, технологов и рабочих, что позволило поддерживать высокие качество и технический уровень выпускаемых изделий. Августовский кризис дал многим российским предприятиям дополнительный шанс к выживанию. Пошел он на пользу и АО «МАГ» – резко сократился импорт дорожно-строительной техники и запасных частей для нее, в связи с чем завод использовал шанс расширить номенклатуру и увеличить поставки гидравлических машин и оборудования.

Высокое качество и надежность гидромашин дает возможность предоставлять потребителям гарантию сроком от 18 до 36 месяцев. И это обстоятельство получило должную оценку: в последнее время объем производства устойчиво растет. В нынешнем году в связи с существенным ростом спроса на продукцию завод как бы приобрел второе дыхание. Именно благодаря ему удалось разработать и почти полностью подготовить производство гидромоторов и насосов четвертого поколения всего за один год.

В настоящее время предприятие имеет более 100 постоянных заказчиков. Среди них воронежский «Тяжэкс», камышинский «Газакс», Юргинский машиностроительный и другие хорошо известные заводы. Успешно реализуется совместный проект с белорусским АО «Амкодор», выпускающим широкую гамму машин для коммунального хозяйства и строительства. Около пятой части продукции уходит на экспорт – в Латинскую Америку, страны Европы, Израиль и страны СНГ. Таким образом МАГия качества позволяет московскому предприятию жить и развиваться, порождает уверенность в завтрашнем дне.

А. Виноградов, В Волгин Основные Средства 12'1999 30 сентября 2005

Комментарии (0)