Лизинг автотранспортных средств и спецтехники (ч.1)
Если предмет лизинга на балансе лизингодателя
 1
Особенности бензиновых двигателей с электронным управлением
Экскаваторы на горных работах
Обзор экскаваторного парка горных предприятий
Двигатель «Коджу»
История разработки двигателя для грузовика Я-5 под руководством Н.Р. Брилинга
Спецтехника зимой
Советы по эксплуатации
Что проверять?
Два взгляда на обследование конструкции стрелового крана
Новые возможности
Разработка крепких горных пород гидравлическими экскаваторами
Техника для холодного ресайклинга
Обзор российского рынка
Редеющие ряды
Мировое производство скреперов
Современное оборудование щебеночных заводов
Современный пневмотранспорт в аграрном секторе
По материалам выставки «Золотая осень-2007»
Поговорим о ремонте шин
Местный ремонт сквозных повреждений бескамерных шин

Техника Komatsu для северных условий

Николай Протасов

Корпорация Komatsu – давний, проверенный партнер российских нефтяников, газовиков и строителей. Начиная с конца 1970-х годов Komatsu поставила на месторождения и ударные стройки СССР более 22 тыс. ед. техники – бульдозеров, трубоукладчиков, экскаваторов и других машин. Техника направлялась на Север и в Сибирь, где экстремальные климатические условия, бездорожье, полное отсутствие инфраструктуры предъявляли чрезвычайные требования к возможностям, надежности, ресурсу, ремонтопригодности техники и условиям работы машинистов.

Разработка и поставка техники для регионов с суровыми природными условиями – сложная и ответственная задача, требующая значительных научных, инженерно-конструкторских, материальных ресурсов и времени, и далеко не каждая машиностроительная компания обладает такими ресурсами. Компания Komatsu в числе первых приступила к северной тематике и достигла значительных успехов, заняв на этом направлении одно из лидирующих положений.

Как показал опыт, машина в северном исполнении – это не модернизированная или дооснащенная стандартная модель, а полностью самостоятельная разработка. Техника должна выдерживать не только морозы за минус 50, но и 20-градусные суточные перепады температуры. И та же машина должна работать летом на 40-градусной жаре, нередкой в условиях резко континентального климата. То есть машина и оператор должны быть защищены и от мороза, и от изнурительной жары.

Северные спецификации «–30» и «–50» это прежде всего другие сорта сталей. Сталь, применяемая для стандартных спецификаций, на морозе может дать трещину, причем не только под нагрузкой. У стали и резины разные коэффициенты температурного расширения, из-за этого на морозе уплотнения теряют герметичность и начинают пропускать рабочую жидкость или смазочный материал. Стандартные резинотехнические изделия, а также изоляция электропроводки теряют эластичность и разрушаются. Для пуска двигателя и начала движения нужны средства предварительного подогрева двигателя и силовой передачи, а также мощный генератор для питания большего количества потребителей, чем в стандартной спецификации. Для кабины требуется усиленная теплоизоляция и эффективная система отопления.
Первые поставки техники Komatsu выявили недостатки в стандартных спецификациях и потребовали переосмысления самого подхода к северной тематике. То, что прекрасно подходило для средней полосы, оказалось недостаточно надежным для суровых климатических условий эксплуатации. Много отказов, металлоконструкции не выдерживали, гидроцилиндры и катки начинали течь. К чести компании с первыми неудачами справились, нашли верный подход к решению проблем, основанный прежде всего на тесном взаимодействии с заказчиками. Сбор и анализ опыта эксплуатации, претензий и пожеланий заказчиков и встраивание результатов анализа в систему проектирования заложили основу для дальнейших разработок. Вот почему уже полвека нефтяники и строители Сибири и Севера отдают предпочтение технике Komatsu.
За прошедшие десятилетия сменилось не одно поколение техники. Отработку и совершенствование северных спецификаций вели и продолжают постоянно вести параллельно с получением информации с мест эксплуатации. Современная северная спецификация предусматривает специальные сорта стали, из которых выполнены несущие металлоконструкции, особые сорта резины и пластика для уплотнений и изоляции, мощные генераторы. Гидроцилиндры, кроме того, конструктивно отличаются от стандартных, что позволяет сохранять их герметичность. Узлы с плавающими уплотнениями также отличаются по конструкции от стандартных. На машины ставят кабины с двойным остеклением и высокоэффективным автономным отопителем.
Большая и сложная тема – предпусковой подогрев. Возможны два варианта подогрева – электрический от стационарной сети и автономный топливный. Для сосредоточенных парков машин предпочтителен первый вариант как более быстрый, безопасный и экологически чистый. Однако опыт показал, что у этого варианта есть ограничение – иногда необустроенность трасс и большая потребляемая мощность. Когда несколько машин включают подогрев, то в северном поселке или на трассах гаснет свет. Тем не менее этот вариант предпускового подогорева хорош для колесных машин, работающих сосредоточенно, а гусеничные машины, как правило, разбросаны по карьерам и трассам, куда не протянуты электросети. Поэтому Komatsu, поставляющая преимущественно именно гусеничную технику, отдает предпочтение условиям заказчика по выбору топливного подогрева. Автономная система разогревает масло в картере, систему охлаждения и агрегаты трансмиссии. Komatsu использует подогреватели Mikuni, что характеризует подход корпорации к дополнительному оснащению – не пытаться самой охватить всё и вся без гарантии успеха, а использовать лучшие, проверенные решения своих поставщиков, самой же сосредоточиться на основном – на функциональности и надежности машины. В номенклатуре Mikuni есть подогреватели с таймером. Можно выставить определенное время запуска системы подогрева, чтобы оператор, приехав на трассу, сел в уже протопленную кабину и мог быстро приступить к работе.
Подогрев рабочей жидкости, особенно в крупных машинах – большая проблема. Рукава высокого давления представляют собой большой объем охлаждения, и масло, проходя по ним, быстро охлаждается. Корпорация, исследовав эту проблему, отказалась от предварительного автономного подогрева и приняла другое решение, которое облегчило разогрев гидросистемы холостыми движениями рабочего оборудования перед основными видами работ. Чтобы масло не старело и был увеличен интервал его замены, стали использовать гидросистемы с закрытым контуром и соответственно меньшим объемом рабочей жидкости.
Двигатели Komatsu зарекомендовали себя как очень надежные агрегаты. Они адаптированы к российскому топливу, неприхотливы, надо только вовремя менять масло и фильтры. Что касается масел, то преимуществом Komatsu было использование для всех агрегатов доступного сорта масла или российского аналога. Удобно и экономично. Сегодня с новым поколением двигателей и трансмиссий ситуация меняется, появились новые спецификации масел, и Komatsu рекомендует использовать в своих машинах для каждой системы свои специальные масла, поставляемые корпорацией. При применении рекомендованного масла ресурс агрегата увеличивается на 18...20% и даже более. Цена вопроса не только в цене масла, но и в ресурсе, и в расходах на ремонт и потерях на простое.
Другая характерная для такой нефтедобывающей страны, как Россия, проблема – топливо. За последние пару лет ситуация с качеством топлива несколько улучшилась, но осталась проблема воды. Северные спецификации, в том числе спецификация «–50», обязательно включает водоотделители в том или ином исполнении. Сравнительно недавно Komatsu приступила к спецификации –40 °С для сочлененных самосвалов. Раньше корпорация поставляла их в страны с теплым и пустынным климатом, и сочлененный самосвал в северном исполнении для нее тема новая. Еще предстоит решить много проблем, но есть успешные наработки. В частности, разработана самая эффективная система подогрева кузова выхлопными газами, потому что конструкцию отрабатывали в процессе реальной эксплуатации. И эту систему уже копируют другие фирмы. Машина сложная, но в ее конструкцию заложено множество изобретений и новшеств. Она требует более деликатного обращения, поэтому ее доработка для экстремальных условий потребует еще какого-то времени, чтобы появилась неприхотливость к суровым условиям эксплуатации.
По инициативе потребителей Komatsu начала поставлять навесное дополнительное оборудование. На основе многолетнего опыта корпорация сотрудничает только с теми фирмами-производителями, которые завоевали отличную репутацию в мире. Появляется такое навесное оборудование, как гидроножницы, гидроразрушители, буровое оборудование и т. п. Сейчас заказчик может приобрести машину в комплекте с адаптированным оборудованием, которое легко монтируется и дает максимальную производительность.
Корпорация Komatsu завоевала прочную репутацию поставщика надежной, неприхотливой техники. До сих работают машины, поставленные двадцать и тридцать лет назад. Они настолько понравились своим владельцам, что те сегодня требуют экскаваторы не современной 7-й серии, а предыдущих 6-й и 5-й, которые давно не выпускают, и это неудивительно, ведь они нарабатывали по 22...25 тыс. часов без капремонта. Однако теперь новые времена, новые требования, причем гораздо более жесткие, чем к 5-й серии, и современное поколение машин Komatsu готово предложить не только высокий уровень качества и надежности, прославивший их в прошлом, но и высокий уровень комфорта и безопасности.

 

ФИРМА СТРОИТЕЛЬСТВО НЕФТЬ/ГАЗ Komatsu
Николай Протасов Основные Средства 11'2008 22 мая 2009

Комментарии (0)