«Автомат» или «робот»? (ч. 2)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
Мониторинг технического уровня перспективных отечественных тракторов для аграриев
Обзор тракторной промышленности России
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 2)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
 1
Беззаботный заплатит сполна
Подготовка грузовика к зиме
Метод прокола
Виброудурная бестраншейная технология
Гусеничные краны-трубоукладчики
Обзор российского рынка
К летнему сезону
Обзор новинок асфальтоукладчиков
«Воздушное колесо»
Современные конструкции шин
 1
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 2)
«Паук» – насекомое строительное
Строительные краны-пауки
 1
Снижение токсичности отработавших газов современных дизелей
Немецкие грузовики Henschel

Строительные телескопические погрузчики

Леонид Малютин

Телескопические погрузчики появились в России недавно, а дилеры JCB, Merlo, Manitou, Bobcat пожинают как плоды своих усилий, так и следствия строительного бума – «телескопы» на дилерских стоянках не застаиваются. Покупатели при этом проявляют интерес не только к массовому продукту, но и к нестандартным решениям, таким как погрузчики Roto фирмы Merlo с поворотной платформой.

JCB Loadall 540-170

Линейка строительных телескопических погрузчиков Loadall британской фирмы JCB насчитывает 15 базовых моделей. Маркировка модели дает следующую информацию – цифра 5 означает телескопический погрузчик по внутренней номенклатуре JCB, следующие две цифры – индекс максимальной грузоподъемности (г/п), группа цифр после дефиса – индекс максимальной высоты подъема. Например, маркировку Loadall 541-70 можно прочитать следующим образом: телескопический погрузчик максимальной г/п 4,1 т и максимальной высотой подъема 7 м.

Открывают линейку четыре компактные модели, разработанные специально для работы в стесненных условиях, 515-40, 520-50, 525-50 и 527-55 г/п от 1,5 до 2,7 т и с высотой подъема от 4 до 5,6 м. От «старших» моделей их отличает компоновка с задним расположением двигателя и смещенной вперед кабиной и внешний дизайн в целом. Двухсекционная стрела смещена вправо, как на погрузчиках Robot и Teletruk. Машинки маневренные, с хорошей проходимостью (все колеса ведущие с гидростатическим приводом и управляемые) и могут использоваться как в качестве ковшового, так и вилочного погрузчика. Эти модели комплектуют двигателями Perkins и JCB Dieselmax.

Кабина «телескопа» JCB

За компактными следуют «526-я» и «528-я» модели также с задним расположением двигателя Dieselmax и двухсекционной стрелой, но расположенной по продольной оси машины, с кабиной, помещенной между колесами левого борта, и гидродинамической трансмиссией, как у «старших» моделей. Их г/п 2,6 и 2,8 т, высота подъема – 5,5 и 6,7 м.

Самая большая часть модельного ряда – погрузчики с боковым расположением двигателя, двух-, трех- и четырехсекционными стрелами и высотой подъема от 6,2 до 16,7 м. Три модели 536-60, 531-70 и 541-70 комплектуют двухсекционными стрелами, пять моделей 533-105, 535-95, 535-125, 535-140 и 540-140 – трехсекционными, топ-модель 540-170 – четырехсекционной стрелой, обеспечивающей подъем 2,5 т груза на 16,7 м, а максимального груза 4 т – почти на 12 м. Погрузчики 535-125 и 535-140 выполнены в свежей концепции HiViz, суть которой в улучшении обзора, особенно назад, за счет снижения основания опоры на 235 мм и на 13% высоты стрелы в транспортном положении. Задний свес укорочен на 900 мм, радиус поворота сократился на 300 мм, поскольку мосты с большим углом поворота колес. Эти модели также первые, в которых внедрили панели управления нового стиля с ЖК-монитором. В базовой комплектации их оснащают дизелем Dieselmax мощностью 63 кВт, под заказ – мощностью 74,2 кВт, а также коробкой передач (КП) и мостами собственного производства.

Компактный JCB 520-40

«Фамильные» черты «старших» моделей – это рама, гидродинамическая трансмиссия и выдвижение секций стрелы гидроцилиндром. Рама состоит из двух мощных боковых плит, вырезанных из цельных листов толстостенной стали. Плиты соединены в жесткую конструкцию поперечинами, раскосами и косынками. Из стальной полосы, приваренной к обеим плитам, в кормовой части устроен бак гидросистемы. Пространство под стрелой закрыто панелью из рифленой стали, снизу агрегаты трансмиссии – КП и карданные валы защищены кожухами. Двигатель размещен поперечно между колесами правого борта и агрегатирован с гидротрансформатором, конической передачей и полуавтоматической четырехступенчатой КП Power Shift с переключением под нагрузкой.

Секции стрелы коробчатого сечения выдвигает длинный гидроцилиндр, причем в случае трех- и четырехсекционной стрелы гидроцилиндр также многосекционный. Компания придерживается мнения, что гидроцилиндр пусть дороже, но надежней. Гидроцилиндр поворота каретки спрятан в оголовке стрелы. Кинематика механизма такова, что для автоматического поддержания ее положения при подъеме стрелы требуются компенсационные гидроцилиндры, которые установлены в основании стрелы.

Предусмотрены две грузовысотные характеристики – с выставлением на опоры и без них, и для ряда моделей опоры включены в список опций. В безопорном положении погрузчик также можно выставить горизонтально с помощью механизма выравнивания рамы, в который входит гидроцилиндр, соединяющий раму и передний мост с правой стороны.

Кабина JCB 520-40

Механизм компенсирует угол наклона до 9°. Предусмотрен в качестве дополнительного оборудования и механизм сдвига рамы. Маневренность погрузчика обеспечена тремя режимами рулевого управления – передними колесами, согласованно передними и задними колесами и диагональным ходом.

Роскошное оформление кабин JCB уже стало притчей во языцех. Это одна из ярких изюминок, которыми компания старается привлечь покупателя. В оснащении кабины стоит отметить два варианта системы управления рабочим оборудованием – рычагами и многофункциональным джойстиком.

JCB занимается и разработками в «смежных» областях. Речь идет о серийной модели ТМ300-52, сочетающей свойства телескопического и фронтального погрузчиков. Это машина с сочлененной рамой, несущая рабочее оборудование на передней полураме – двухсекционную стрелу с высотой подъема 5,2 м (на опорах) и максимальной г/п 3 т. На задней полураме, как и у фронтального погрузчика, установлены двигатель и кабина. Вторая «смежная» разработка пока на стадии концепта, с выводом ее на рынок не торопятся. Экскаватор-«телескоп» 4СХ ТМ несет спереди двухсекционную телескопическую стрелу, расположенную по оси машины поверх капота. Чтобы скомпоновать машину в таком ключе, двигатель сместили вниз, увеличили колесную базу и применили удлиненный оголовок стрелы. Г/ п погрузчика – 2,5 т, высота подъема – 5,2 м. Сзади стандартное экскаваторное оборудование.

JCB Loadall 535-125 HiViz на BAUMA 2007

Итальянская фирма Merlo – специалист по телескопическим погрузчикам. В линейке только строительных машин более 40 наименований, объединенных в три серии – Compacts, Panoramic и Roto. Маркировка моделей сходна с принципом, применяемым JCB. Первая группа из двух-трех цифр – индекс грузоподъемности, вторая после точки – индекс высоты подъема. Маркировка 40.25 означает, что г/п – 4 т, а высота подъема – 25 м.

В серии Compacts 8 компактных моделей г/п 2,6 и 3,2 т и с высотой подъема 8,2 и 6,4 м. Габаритная ширина и высота по 2000 мм и трехрежимное рулевое управление позволяют легко маневрировать и работать в стесненных условиях. Скомпонованы они в традиционной для «телескопов» манере – с центральным расположением стрелы, с двигателем между правыми и кабиной между левыми колесами.

Серия Panoramic самая большая, в ней 24 модели г/п 3,4...10 т, с высотой подъема 7...17,76 м. В категории г/п 3,4 и 3,6 т и высоты подъема 7 и 10 м выпускают «34-ю» и «36-ю» модели в нескольких модификациях, «36-ю» модель поставляют укомплектованной системами выравнивания и сдвига рамы, для «34-й» доступна комплектация с жестко зафиксированным передним мостом. В механизме выравнивания рамы не один, как у конкурентов, а два симметрично установленных гидроцилиндра, обеспечивающих горизонтальное положение на уклоне до 10°. Этот механизм можно дополнить активной гидропневматической подвеской EAS, состоящей из двух гидроазотных аккумуляторов, подключаемых к гидроцилиндрам выравнивания рамы, управляющей микропроцессорной системы и соответствующих электроцепей и РВД.

Merlo Roto 40.25 на осмотре моста в Санкт-Петербурге

Механизм сдвига рамы side-shift, состоящий из диагонально установленного между передним мостом и рамой гидроцилиндра, может отклонять оконечность стрелы во фронтальной плоскости на 190 мм у 7-метрового погрузчика и на 265 мм у 10-метрового. Компания утверждает, что механизм сдвига не влияет на грузоподъемность. Рабочий гидропривод можно расширить системой стабилизации стрелы BSS с гидроазотным аккумулятором, подключенным к контуру гидроцилиндра подъема стрелы. При движении по неровностям BSS снимает ударные нагрузки, передающиеся от ковша с грузом на несущие конструкции машины, замещая их колебательными, что положительно отражается и на ресурсе, и комфортабельности вождения. Одновременно системы EAS и BSS не монтируют.

Размерную группу г/п 3,8 т и с высотой подъема от 11,5 до 13,5 м составляют «37-я» и «38-я» модели в нескольких модификациях с трехсекционной стрелой. Базовая комплектация моделей Р 37.12 и Р 37.12 Plus включает механизм выравнивания рамы, а для всех модификаций Р 38 предусмотрены еще и опоры. В число опций также входят механизм сдвига рамы, системы EAS и BSS. У следующей за ними «40-й» модели в четырех модификациях двухсекционная стрела, г/п 4 т и высота подъема 8,24 м (Р 40.8 и P 40.8 Plus) и 9,07 м (P 40.9 и P 40.9 Plus).

Merlo Panoramic 55.9 CS

На самом крупном шасси выполнены четыре модели – Р 45.18 НМ (г/п 4,5 т, высота подъема 17,8 м) с четырехсекционной стрелой, Р 65.14 НМ (6,5 т, 13,9 м) с трехсекционной стрелой и Р 80.9 НМ (8 т / 9,1 м) и Р 101.10 НМ (10 т / 9,8 м) с двухсекционными стрелами. Погрузчики оснащены двигателем мощностью 107 кВт с турбонаддувом и интеркулером, механизмами выравнивания и сдвига рамы, электронной системой MERlin. Эта система с бортовым компьютером контролирует все функции машины, контрольные параметры выводит на панель управления с ЖК-дисплеем и выполняет функции противоугонного комплекса.

В серии Panoramic есть модели, выделяющиеся комплектацией или конструктивно из общего ряда. Мощная модель Р 55.9 CS массой 10 320 кг и мощностью 103 кВт с двухсекционной стрелой предлагает г/п 5,5 т и высоту подъема 8,6 м. Это машина для работ, требующих большой грузоподъемности и мобильности при сравнительно небольших высотах подъема. Механизм выравнивания рамы состоит из одного гидроцилиндра, обеспечивающего горизонтальное положение на уклоне до 16°. Модель не комплектуют опорами, механизмом сдвига рамы, системами EAS и BSS, зато предусмотрена гидропневматическая подвеска кабины. Модели Р 60.10 и Р 72.10 г/ п 6 и 7,2 т и с высотой подъема 9,55 м комплектуют двухсекционной стрелой, механизмами выравнивания с двумя гидроцилиндрами и сдвига рамы.

Механизм выравнивания рамы Merlo

Серия Roto представлена «38-й», «40-й» и «45-й» моделями в различных модификациях г/п 3,8...5 т и с высотой подъема 10...25 м, предназначенными для работы главным образом в стационарном положении. Стрела и кабина установлены на поворотной платформе, четыре опоры с независимым управлением. Моторный отсек расположен внизу, на шасси, геометрический центр машины низкий, рулевое управление трехрежимное. Погрузчики комплектуют трех- и четырехсекционными стрелами, кроме Roto 40.25 MCSS, у которого пятисекционная стрела с высотой подъема 25 м. Модель Roto 45.21 MCTJ выполняет функции башенного крана. На оголовок четырехсекционной стрелы устанавливают горизонтально или соосно стреле решетчатый гусек с грузовой тележкой г/п до 800 кг. В транспортном положении гусек перевозят пристегнутым к стреле, как на мобильном кране.

Общие черты всех трех серий – боковое расположение двигателя и кабины, близкое к геометрической продольной оси машины расположение стрелы, гидростатическая трансмиссия с приводом обоих мостов и трехрежимное рулевое управление. Каждая секция стрелы сварена из двух листов, элементы механизма выдвижения, РВД и электропроводка спрятаны внутрь стрелы. К отличительным особенностям «телескопов» Merlo относится силовая окантовка вокруг машины, выполненная из 70-мм прута и предназначенная для защиты узлов и агрегатов от повреждений. Компания уделяет много внимания навесному оборудованию, среди которого стоит отметить платформы-манипуляторы, позволяющие подвести рабочую платформу в труднодоступное место. Например, поставив погрузчик на мосту, можно завести платформу под мост для осмотра и ремонта несущих конструкций.

Manitou MT 375

Модельный ряд Manitou отличается разнообразием – в семействе Maniscopic шесть серий строительных погрузчиков и две серии сельскохозяйственных. Маркировка модели также говорящая. Так, маркировка 732 означает высоту подъема 7 м и г/п 3,2 т, маркировка 1740 означает высоту подъема 17 м и г/п 4 т.

Серия МТ из 10 моделей г/п от 2 до 4,5 т и с высотой подъема от 5 до 17 м предназначена для общестроительных работ. Погрузчики выполнены в соответствии с традициями индустрии – с боковым расположением двигателя и кабины, расположением стрелы по продольной оси машины, трехрежимным рулевым управлением, а укомплектованы двух-, трех- и четырехсекционными стрелами и погрузчики с большой высотой подъема – также опорами.

В серии ВТ компактных машин две модели – ВТ 420 и ВТ 425. Их разрабатывали для работы в стесненных условиях. Габаритная ширина 144 мм и высота 1980 мм позволяют работать на реконструкции зданий. Г/п погрузчиков этой серии – 2,0 и 2,5 т, высота подъема – 3,9 м. Плотно скомпонованные, они несут несколько смещенную вправо от продольной оси двухсекционную стрелу, расположение кабины и двигателя боковое. Колеса на передней оси большего размера; управляемая ось задняя, что придает им сходство с вилочным погрузчиком.

Manitou MT 1030S Turbo

В серии MRT семь моделей погрузчиков с поворотной платформой г/п 3,2...4,0 т и с высотой подъема 14...25 м. На поворотной платформе установлена кабина и трех- или четырехсекционная стрела в зависимости от модели, на шасси – моторный отсек и две пары откидных или выдвижных опор. Модель MRT 2440 EPS M Series снабжена гидравлическим гуськом коробчатого сечения, что позволяет проносить груз сквозь проем в стене здания или даже переносить через балкон и аккуратно укладывать его на пол либо ставить груз почти на 2 м ниже уровня стояния погрузчика.

Оригинальные трехколесные погрузчики серии Twisco перевозят в прицепе легкого грузового автомобиля типа «ГАЗель». «Карманные» модели SLT 415, SLT 415 B, SLT 420 B г/п 1,4; 1,5 и 2 т с высотой подъема 3,88...4,0 м оснащены двухсекционной стрелой и остекленной, вполне вместительной кабиной, но без двери. У них полный гидростатический привод, заднее колесо управляемое. Механизм быстрой смены позволяет работать со шлейфом навесного оборудования погрузчиков с бортовым поворотом. По заказу машину оснащают оборудованием для подключения гидрофицированной навески.

Серия MVT разработана для обработки тяжелых грузов при относительно небольшой высоте подъема на открытых складах и промышленных предприятиях со сложными дорожными условиями. Модели MVT 665 T и MVT 675 T г/п 6,5 и 7,5 т, с высотой подъема 6 м и массой 11 400 и 12 100 кг оснащены двухсекционной стрелой, крупноразмерными колесами, полным гидростатическим приводом, трехрежимным рулевым управлением, турбированным двигателем Perkins мощностью 78 кВт.

«Мини-телескоп» Bobcat T2250

Проходимость обеспечивают короткая для «телескопов» колесная база 2500 мм, большой дорожный просвет (490 мм под днищем, 400 мм под мостами) и угол съезда 28°. Модель MVT 628 Turbo почти вдвое легче – ее масса 5600 кг, быстрее – скорость 33 км/ч против 25 км/ ч у тяжелых моделей, г/п 2,8 т, а высота подъема 6,3 м. Для обеспечения устойчивости колесная база удлинена до 2750 мм.

Для действительно тяжелой работы, например, снять-поставить колесо карьерного самосвала или гидроцилиндр карьерного экскаватора, предназначена серия MHT – модели МНТ 7140 Turbo, MHT 10120 L Turbo и MHT 10160 L Turbo г/ п 14, 12 и 16 т и высотой подъема 7 и 10 м. Эти тяжелые машины (масса 19 300, 15 900 и 22 300 кг) оснащены дизелями Mercedes мощностью 125 и 130 кВт с турбонаддувом и интеркулером, гидростатической трансмиссией, механизмом выравнивания рамы, трехрежимным рулевым управлением.

Производство телескопических погрузчиков Bobcat для рынков Старого Света размещено во французском городе Поншато. Модельный ряд состоит из 9 моделей – компактных Т2250 Т2556 и Т2566 г/п 2,2...2,5 т, габариты которых позволяют въезжать в ворота 2х2,2 м; Т3571 и Т3571L (с устройством выравнивания рамы) с высотой подъема до 7 м и г/п 3,5 т; Т35120L и T35120SL (с опорами) с высотой подъема 12 м и г/п 3,5 и 4 т; «старшие» модели Т40140 и Т40170 г/п 4 т и с высотой подъема 14 и 17 м в базовой комплектации оснащены опорами. Маркировка моделей, как видим, также интуитивно понятна. Первые две цифры – это индекс грузоподъемности, следующие две или три цифры – индекс высоты подъема.

Bobcat T40170 с рабочей платформой

На «младших» моделях Т2556...Т3571L применена двухсекционная стрела с гидравлическим механизмом телескопирования, на «старших» – трехсекционная, а на Т40170 – четырехсекционная, механизм телескопирования которых состоит из гидроцилиндра и двух цепных передач – на выдвижение и втягивание. «Продвинутую» стрелу advanced boom коробчатого сечения сваривают из двух штампованных профилей, выполненных из тонкой, но прочной стали. Стрела навешивается на легкую и одновременно жесткую несущую раму коробчатого сечения, или «монокок», как ее называют в компании. Раму можно назвать главной «фамильной» чертой «телескопов» Bobcat. Ее нижняя плоскость одновременно выполняет ограждающую функцию, защищая агрегаты трансмиссии. Гидростатическая трансмиссия – также отличительная черта погрузчиков-«телескопов» компании.

В качестве основных опций кроме опор предлагают механизм выравнивания рамы, который включает гидроцилиндр на переднем мосту справа, позволяющий менять угол наклона рамы на 6°, параллелограммный механизм сдвига рамы, упрощающий подачу груза на большие высоты, а также набор электронных систем безопасности, блокирующих выдвижение стрелы и подъем опор. Для «телескопов» разработана широкая гамма навесного оборудования как компанией Bobcat, так и многими сторонними поставщиками.

Bobcat T2556 с подметальной щеткой

На BAUMA 2007 компания представила мини-телескопический погрузчик Т2250 размерами, как у погрузчика с бортовым поворотом, 4190х1800х1970 мм, он и скомпонован так же, как его старшие «товарищи», и несет двухсекционную стрелу с высотой подъема до 5,2 м, а его максимальная г/п 2,2 т. «Мини-телескоп» оснащен дизелем Kubota мощностью 56 кВт, механизмом быстрой смены Bob-Tach и совместим с навеской погрузчиков с бортовым поворотом Bobcat.

С одной стороны, темпы роста парка телескопических погрузчиков должны радовать дилеров, а с другой – перед ними стоят проблемы сервисного обеспечения, главным образом, кадровые. Покупатели об этом прекрасно знают, и при выборе техники вопрос о сервисе, ремонте и обеспечении запчастями выходит на первый план.

ТЕХНИКА (обзоры) СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО Телескопический погрузчик
Леонид Малютин Основные Средства 02'2008 29 сентября 2008

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru