Арсенал пополнился «Барсом»

Ю. Петров

ОАО «Брянский арсенал», входящий в «Группу ГАЗ», на протяжении многих лет остается в России лидером по выпуску автогрейдеров. Сейчас завод выпускает широкий модельный ряд, в который входит дюжина моделей, начиная с двухосного ГС-10.01, часто используемого в коммунальном хозяйстве, и заканчивая высокопроизводительным ДЗ-198.

Однако недостаточно иметь большую номенклатуру ради сохранения лидирующих позиций. Усиление конкуренции на рынке дорожного строительства заставляет завод проводить ускоренную модернизацию грейдерной техники, не дожидаясь морального старения и прочих «перитонитов» в виде снижения спроса.

В преддверии выставки «СТТ-2006» ходили интригующие слухи, что будто бы ОАО «Брянский Арсенал» в строжайшей тайне готовит и вот-вот выпустит новую дорожную машину. Воображение рисовало два варианта: либо это будет грейдер сверхтяжелого класса 250, либо легкий – класса 100. В пользу этих версий свидетельствовал тот факт, что в самом распространенном секторе – среднем классе 140 – у брянских машиностроителей уже есть семь базовых флагманских машин, предлагаемых в разных модификациях с двигателями мощностью 136, 150, 163 и 175 л.с. Тем неожиданнее была премьера, новорожденный оказался нацелен именно в самый популярный сегмент рынка дорожных машин класса 180.

Новый автогрейдер ГС-18.05 получил имя собственное – «Барс». Судя по всему, название выбрано с таким расчетом, чтобы первые буквы составляли аббревиатуру самого производителя. На вопрос, адресованный менеджерам «Группы ГАЗ»: неужели такое название является продолжением традиции головного держателя бренда, который, как известно, в 1993 году удачно обыграл аббревиатуру завода ГАЗ в названии своей полуторки «ГАЗель», те ответили лишь загадочной улыбкой.

Гидромеханическая
коробка передач 18.63

Напомню, что первые авто-грейдеры серии ГС-18.05 с колесной формулой 1х2х3 «Брянский Арсенал» представил в конце ноября 2004 года (см. «ОС» № 1, 2005 г.). Эта машина стала первым в России самоходным грейдером полутяжелого класса с шарнирно-сочлененной рамой. Однако доктрина, направленная на максимальную унификацию всей производственной линейки, не позволяла выделить его среди «одноклассников» и обеспечить тем самым конкурентное преимущество. В конечном итоге перспектива иметь пусть широкий, но практически однотипный модельный ряд не представлялась единственно верной – эстетика линейки нового поколения находилась на старом уровне. Исходя из этих соображений и решено было провести модернизацию и рестайлинг одной из моделей. Выбор пал на самый новый грейдер, который еще не успел серьезно закрепиться на рынке.

По словам разработчиков, самобытный дизайн ГС-18.05 «Барс» (заводское обозначение – 217) не являлся самоцелью, а стал скорее логическим результатом проработки эргономики машины. На этапе художественно-конструкторской проработки стайлинга были максимально учтены пожелания операторов грейдеров и привлечены специалисты смежных специальностей. Так, «Барс» обзавелся новым оперением капота, подрессоренным креслом оператора Pilot и улучшенной кабиной нового образца, которую по заказу комплектуют кондиционером, каркасом защиты ROPS/FOPS. Заметно облегчен по сравнению с предшествующими моделями доступ в кабину. Новая кабина снабжена сдвижными дверями, зеркалами повышенной обзорности, на покатой пластиковой крыше установлены два светосигнальных маяка и дополнительные фары. Блок органов управления и панель приборов скомпонованы в единый интегральный модуль, установлены обдув ветрового стекла, предотвращающий запотевание, и отопитель. Использование тонированного остекления дает не только эстетическую выразительность: стеклопакеты поглощают до 80% УФ-излучения, а зимой снижают теплопотери.

Двигатель ММЗ Д-260.4-18

Сильно изменилась и начинка «Барса» по сравнению с предыдущей моделью ГС-18.05 образца 2004 года. Вместо двигателя V6 ЯМЗ-236-Д4 на новинке установлена рядная «шестерка» меньшего рабочего объема и массы – Д-260.4-18 Минского завода с турбокомпрессором ТКР-7 и интеркулером. Оба силовых агрегата длинноходные, у них одинаковый удельный расход топлива – 220 г/кВт·ч '<162 г/(л.с.·ч)'>, но белорусский турбодизель демонстрирует более высокий запас мощности и крутящего момента (см. технические характеристики).

Двигатель агрегатирован с гидромеханической коробкой передач Рower Shift ГМП-18.63 питерских ЗАО «ПКБ «Автоматика» и ЗАО «Спецпривод», дочерних предприятий ОАО «Кировский завод». Передача крутящего момента от двигателя осуществляется карданами на КП и задний мост. Задний мост – самоблокирующийся с дифференциалом свободного хода «НОУ-СПИН». Автогрейдер оснащен рабочей, резервной и стояночной тормозными системами. Особое внимание уделено эффективности резервной системы, которая обеспечивает не менее пяти торможений при неработающем двигателе или вышедшем из строя насосе.

Шарнирно-сочлененная рама и поворотный грейдерный отвал вкупе с бульдозерным оборудованием позволяют увеличить захват при профилировании, планировке поверхности земляного полотна дорог, разравнивании и перемещении грунта, гравия или щебня по полотну при строительстве и ремонте дорог. Стандартный грейдерный отвал длиной 4,2 м с выносом в обе стороны до 700 мм и углом зачистки откосов до 90° позволяет возводить насыпи, об-устраивать кюветы, боковые канавы и выемки.

Трехстоечный кирковщик
с двумя гидроцилиндрами

Кроме того, полноповоротный грейдерный отвал позволяет проводить профилирование дорожного полотна при движении задним ходом, что повышает производительность вдвое. Как опцию предлагают поворотный бульдозерный отвал, снегоочистительный передний и боковой отвалы ОБГ, трехстоечный рыхлитель-кирковщик, навешиваемый сзади, рыхлитель-скарификатор, монтируемый впереди.

Управление всеми рабочими органами комбинированное с распределением потока жидкости ручным и электроуправляемыми гидрораспределителями, расположенными в непосредственной близости к исполнительным механизмам. Это обеспечивает не только повышенный обзор рабочей зоны, но и снижает материалоемкость, итогом чего стало уменьшение рабочей массы автогрейдера на 950 кг по сравнен ию с моделью 2004 года. По заказу грейдер комплектуют системой автоматического управления рабочими органами Moba (Германия).


Ю. Петров Основные Средства 08'2006 26 февраля 2007

Комментарии (0)