Комплектация и опции автокранов

Нюансы на выбор

Сергей Красовский
Несмотря на то, что в массе своей все крановые установки принципиально схожи, есть у техники и различия, которые делают ее более привлекательной для покупателей. О них и поговорим.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Полезные опции

В технической документации к новым моделям крановой техники все чаще можно встретить упоминание такой функции, как «возможность телескопирования грузов». Разумеется, за нее производитель установки непременно возьмет с покупателя дополнительные деньги, так как для того, чтобы реализовать эту особенность работы, необходимо усложнить конструкцию установки. Стоит ли за нее платить? С одной стороны, большинство крановых операций (а это подъем и опускание грузов) выполняется широко растиражированными и привычными большинству операторов машинами. Однако на строительных объектах нередко возникают ситуации, когда, скажем, палету кирпича или вязанку труб необходимо подать точно в нужный пролет здания. Кстати, именно такие операции чаще всего выполняют краны-манипуляторы с коленчатой стрелой и бестросовой подвеской крюка, а также телескопические погрузчики. Недаром последние два вида техники с каждым днем набирают популярность у строительных организаций.

С одной стороны, лучше специализированной машины описанную выше задачу никто не выполнит. С другой – затраты на приобретение дополнительной специализированной техники могут быть весьма существенными. Кроме того, автокран с дополнительными возможностями будет задействован на объекте более полно, а значит, срок его окупаемости сократится, что опять-таки выгодно владельцу машины. Однако, чтобы преимущество техники не превратилось в ее недостаток, необходимо проинструктировать оператора о том, что телескопирование на стреле груза массой, превышающей предельно допустимую и ограниченную грузовысотной характеристикой установки, может привести как к деформациям стрелы, так и к опрокидыванию крана. Увы, часто об этом вспоминают только когда приходится разбирать причины аварии.

Вторая не менее важная опция любого крана – удлинители и гуськи, с помощью которых стрела крановой установки удлиняется на несколько метров. К сожалению, эксплуатирующие организации в погоне за экономией часто принимают решение по максимуму сократить затраты на «лишних» с их точки зрения «допах», а потом расплачиваются за это.

Далее, приобретая гуськи в составе крана (комплектная поставка) клиент получает их часто практически даром. Увеличение стоимости машины будет действительно незначительным. Дело в том, что несмотря на оживление в строительстве и вливание госсредств в возведение различных объектов, спрос на краны сегодня не такой высокий, как в докризисные годы. Поэтому очень часто опции, идущие бонусом к базовой машине, – это обычный ход менеджеров по продажам для привлечения клиентов. Поверьте, потом за возможность удлинить стрелу придется не просто платить по полному прайсу, но еще и ждать, когда заказ отправят на производство, а завод изготовит нужные вам конструкции. Гусек же часто действительно выручает, так как позволяет обойтись более короткой стрелой там, где пришлось бы использовать более дорогую технику с длинной «удочкой». Однако и здесь существует вероятность того, что крановщик пойдет на риск и, заблокировав прибор безопасности, начнет работать с грузами недопустимой массы. Работа с гуськом требует особой аккуратности и внимания.

Вместо гуська может быть смонтирована и иная конструкция, расширяющая возможности автокрана. Например, силовая консоль с люлькой, предназначенной для подъема ремонтной бригады на более чем 30-метровую высоту. Несмотря на относительно небольшую грузоподъемность, которая, как правило, ограничивается тремя сотнями килограммов, подъемное устройство способно доставить к высотной цели пару рабочих, технологическое оборудование и материалы. Такой опцией оснащается, например, автокран КС-5579.2 производства ОАО «Мотовилихинские заводы». Благодаря такому «довеску» техника может быть задействована на объектах, требующих ремонта или при ликвидации аварий в высотных зданиях.

Эксплуатирующие организации также пытаются экономить на системах регулирования пространственного положения кабин, а попросту гидравлики, которая задирает ее переднюю часть при работе с грузом на максимальных высотах. С одной стороны, ничего страшного нет в том, что кабина намертво прикручена к силовой раме установки. Ну, работали же все эти годы наши операторы без наклона «скворечника». С другой стороны, если требуется выполнить монтажную операцию с ювелирной точностью, то оператор крана должен на этой самой операции максимально сосредоточиться, а не выгибать шею, как лебедь, пытаясь рассмотреть, что там делается с грузом на высоте.

Само собой разумеется, при любой возможности стоит отдать предпочтение «джойстиковому» управлению, которое не просто современнее, а на порядок удобнее в работе. Кроме того, практикой доказано, что упрощение управления крановыми операциями значительно экономит время на выполнении фиксированного объема работы, а значит, подъемная техника за одно и то же время принесет своему владельцу бо’льшую прибыль. Не будем забывать и то, что нынешняя молодежь, сызмальства привыкшая к компьютерным симуляторам, намного быстрее освоит современную машину, то есть хозяин бизнеса имеет также возможность решить кадровые проблемы и отчасти сэкономить на оплате труда. Опытный крановщик себе цену знает, а молодой будет стремиться любыми путями набраться опыта и поэтому за «длинным рублем» сразу бежать не станет. И наконец, последнее: современные системы управления крановыми установками, несмотря на обилие в них «тонких» гидравлических агрегатов и электроники, работают весьма надежно и не подводят в ответственный момент.

Парадоксальные ситуации часто можно наблюдать, анализируя заказы на дорогие машины так называемого «премиум-сегмента». Например, включая в комплектацию практически все мыслимые и немыслимые опции, клиент нередко «забывает» о системе кондиционирования кабины оператора. А попробуйте высидеть в разогретом палящими лучами солнца до 50 °С «скворечнике» хотя бы пару-тройку часов. Какая тут работа – пот глаза застилает... А ведь доля стоимости простейшего кондиционера в цене крана ничтожно мала. Помните об этой «мелочи», если хотите переманить к себе настоящих виртуозов. Помимо зарплаты истинные профи интересуются и условиями труда.

Еще один яркий пример: компания приобретает краны в стандартной комплектации, а потом перебрасывает технику на заработки в северный регион России. Способность машины выполнять поставленные задачи при отрицательных температурах зависит не только от сорта гидравлического масла, которое будет заправлено в систему, но и от ряда комплектующих, которые были использованы при сборке. Так, северное исполнение предполагает применение особых, стойких к морозам резинотехнических изделий, например сальников силовых гидравлических цилиндров или рукавов высокого давления. Кабина оператора обычно дооснащается сухим «феном» повышенной мощности, а стекла получают электрический обогрев.

Увы, но некоторые производители кранов, похоже, сознательно не утруждают себя разработкой адаптированных для сложных климатических условий образцов, делая ставку на некий массовый продукт, предлагаемый по невысокой цене. Как правило, заявленный температурный диапазон эксплуатации машин лежит в пределах от –40 до +40 °С. Заметим, что и такой подход к бизнесу имеет право на жизнь. Так, если техника, эксплуатируемая в нещадном режиме, не просто себя окупает, но и приносит хотя бы небольшую прибыль, до того как начинает в прямом смысле слова «трещать по швам» и «потеть» маслом, то на нее все равно будет устойчивый спрос. Главное – прибыль, а все остальное есть нюансы производственного процесса. С другой стороны, если кран откажется работать на трескучем морозе, а заказчик работ не войдет в положение, то подрядчик понесет серьезные убытки в виде штрафных санкций за срыв сроков. Особенно это актуально на Севере, где к погодным условиям часто привязывается жизнь людей. Например, есть навигация – есть работа, нет навигации – жизнь остановилась.

Особенности комплектации

Теперь поговорим о комплектующих крана. Как правило, предприятия имеют несколько поставщиков компонентов гидросистем и прочих агрегатов, так как ни один из производителей спецтехники не изготавливает все комплектующие сам. Кроме того, наличие ряда поставщиков позволяет обеспечить бесперебойные поставки комплектующих на сборочный конвейер.

Если рассматривать отечественное краностроение, то техника может комплектоваться агрегатами производства ОАО «Пневмостроймашина» из Екатеринбурга, одного из лидеров среди профильных отечественных заводов, или же крановый завод может использовать импортную гидравлику Bosch Rexroth, дополнив ее РВД Parker или Manuli, благо выбор компонентов велик и разнообразен.

Само собой разумеется, применение импортных деталей приводит к удорожанию конечного изделия. Увы, не всем покупателям будет понятно, почему стоимость отечественной техники вдруг станет вплотную приближаться к импортным аналогам. И у любого трезвомыслящего бизнесмена непременно возникнет вопрос: зачем покупать российскую машину по цене импортной?

А ведь в этом есть рациональное зерно. Дело в том, что при эксплуатации любого автокрана важно, чтобы при его поломке у владельца была возможность как можно быстрее вернуть технику в строй. А это возможно только при наличии поблизости от места эксплуатации спецтехники фирменного сервисного центра. Здесь оте­чественные производители вне конкуренции. А импортные комплектующие, которые были применены при сборке машины, как правило, имеются на складах. С запасными частями проблем не возникнет, а ремонтная бригада выедет незамедлительно. Кризис заставил работать быстро и качественно. А вот с импортной техникой могут возникнуть проблемы по времени доставки запчастей, и соответственно возвращения машины в строй, возможно, придется ждать долго. Применение же импортных компонентов на отечественной технике, особенно в качестве ответственных, высоконагруженных узлов, как показывает практика, позволяет повысить надежность крана и в некоторых случаях даже сократить эксплуатационные расходы.

(Продолжение следует)

компании по теме статьи
компании по теме статьи