Столпы экономики (ч. 2)

Импортные трубоукладчики

Леонид Малютин
Ввоз трубоукладчиков зарубежного производства напрямую зависит от крупных проектов в топливно-энергетическом комплексе. С этим связано и предпочтение, отдаваемое российскими строителями машинам большой грузоподъемности. Масштабы таких проектов, сроки, ответственность требуют функциональной и надежной техники, с другой стороны, финансовые возможности главной отрасли экономики позволяют эти требования выполнять. При этом производители предлагают линейку трубоукладчиков, включая средние и легкие машины.
Liebherr RL 44
Трубоукладчик Komatsu D355C-3 г/п 92 т
Трубоукладчик Liebherr RL 64 Litronic г/п 90,8 т
Трубоукладчик Liebherr RL 64 Litronic г/п 90,8 т
Трубоукладчик Volvo PL4611B г/п 113 т
Трубоукладчик Caterpillar PL61 г/п 18 145 кг
Трубоукладчик Liebherr RL 64 Litronic г/п 90,8 т

(Окончание. Начало см. в «ОС» № 4, 2013 г.)

Трубоукладчик – продукт не массового спроса, и объемы поставок того или иного поставщика зависят от контрактов, поэтому из года в год варьируется как общий объем поставок, так и вклад в него каждого участника. Максимум был в 2008 г. – около 400 трубоукладчиков, и в последующие годы этот уровень так и не был достигнут.

Основная интрига развивается между Komatsu, Caterpillar и Liebherr, способных выигрывать крупные контракты в 50–100 ед. техники. Поставки трубоукладчиков Dressta, принадлежащей сегодня LiuGong, единичны, Shantui поставляет больше. Несущественный вклад в несколько трубоукладчиков вносят малоизвестные китайские фирмы, которые так и останутся известными в очень узких кругах. Несколько особняком стоят трубоукладчики Volvo CE, поскольку они построены не традиционно на базе гусеничного промышленного трактора, а на базе тяжелого гусеничного экскаватора. Оригинальность концепции тем не менее не помешала Volvo поставить в 2011 г. 6 ед. таких машин.

Корпорация Komatsu предлагает на российском рынке трубоукладчики трех моделей – D85C-21, D155C-1 и D355C-3 грузоподъемностью (г/п) 40; 70 и 92 т (на вылете 1,22 м по стандарту SAE J743B), построенных на годами проверенной собственной агрегатной базе – двигателях Tier 0, гидродинамической трансмиссии, дифференциальном механизме поворота с бортовыми фрикционами, жесткой усиленной ходовой части. Специ­фикация для –50 °С является стандартной для идущих в Россию трубоукладчиков. Komatsu исповедует взвешенный подход к формированию номенклатуры поставляемой в Россию техники. К поставкам допускаются модели, прошедшие адаптацию к холодному климату и низкокачественному топливу и выдержавшие довольно длительные испытания в реальных условиях эксплуатации. Таким образом корпорация страхует и себя, и пользователя от внезапных и повторяющихся поломок и обеспечивает свою репутацию и повторные продажи. С другой стороны, строители, работающие на Севере и в Сибири, за инновационными причудами не гонятся.

Специальное оборудование включает А-об­раз­ные стрелы коробчатого сечения длиной 5,5 м (D85C-21), 6,2 м (D155C-1) и 8,56 м (D355C-3). По заказу доступны удлиненные стрелы. Подъ­ем–опускание стрелы происходит с помощью механического привода. Лебедки двухбарабанные, реверсивные, гидроуправляемые с многодисковыми фрикционными муфтами включения позволяют одновременно управлять стрелой и крюком. Противовесы с гидравлическим управлением составлены из сегментных плит.

Корпорация Caterpillar, 100-ле­­­­тие присутствия которой в России отмечалось в середине мая, предлагает две новые модели PL61, PL83 и PL87 г/п 18 145 кг, 72 575 кг и 97 069 кг на вылете 1,22 м.

«Младшая» модель PL61 в грозовой 2008 год сменила в производственной программе модель 561N. По многим узлам и агрегатам укладчик PL61 унифицирован с бульдозером D6K. На него установлен дизель С6.6 ACERT, гидростатическая трансмиссия с электронным управлением, ходовая часть SystemOne с овальной гусеницей, кабина с усовершенствованными органами управления – джойстиками. Привод стрелы и крюка разделен на две взаимозаменяемые гидроприводные лебедки с маслопогруженными дисковыми тормозами для упрощения агрегатного ремонта в полевых условиях. Наборный противовес управляется гидравликой. Стандартная стрела длиной 5,49 м коробчатого сечения.

За PL61 последовали «старшие» модели PL83 и PL87, сменившие модели 583Т и 587R и построенные по общим принципам. В качестве базы использованы текущие модели гусеничных тракторов с приподнятым ведущим колесом ходовой части. Гусеничная тележка удлинена, задний ленивец еще больше смещен назад для увеличения площади опорной поверхности. Усовершенствовали гидропривод для улучшения реакции и точности контроля. Функции управления стрелой и крюком выведены на новый джойстик под правую руку. Обновленный и утяжеленный наборный противовес с гидравлическим управлением обеспечивает большую грузоподъемность. Низко расположенный блок лебедок уменьшил транспортировочные габариты. Гидроприводные лебедки стрелы и крюка с маслопогруженными дисковыми тормозами взаимозаменяемы и крепятся на пальцах для упрощения их замены. Стреловое оборудование включает А-образную стрелу коробчатого сечения длиной 7,3 м. Под заказ доступна удлиненная стрела. Крюковая подвеска уменьшена в размерах для улучшения обзора груза.

Компания Liebherr поставляет 3 модели трубоукладчиков 4-го поколения: RL 44 Litronic, RL 54 Litronic и RL 64 Litronic г/п 45,9 т, 70 т и 90,8 т на вылете 1,22 м, выведенные на рынок в 2011–2012 гг. Трубоукладчики выполнены по общим архитектурным принципам. К главным особенностям трубоукладчиков Liebherr относятся асимметричная ходовая часть, гидростатическая трансмиссия, гидравлический привод подъема стрелы. Асимметричная ходовая часть оптимально распределяет давление на грунт. Широкие башмаки со стороны стрелы позволяют работать непосредственно на краю траншеи. Узкие башмаки со стороны противовеса несколько уменьшают требуемое пространство и упрощают транспортировку трубоукладчика. Гидростатический привод хода, которым знаменита фирма Liebherr, позволяет выполнять повороты без потери тяги и преодолевать крутые склоны. Поскольку привод хода используется в качестве неизнашиваемого рабочего тормоза, дополнительное торможение не требуется даже при движении по крутым склонам. При остановке машины многодисковые тормоза автоматически срабатывают как стояночные. Управление ходом и трубоукладочным оборудованием выведено на многофункциональные джойстики.

Трубоукладочное оборудование включает А-образную стрелу коробчатого сечения длиной 6,01 м (RL 44), 7,3 м (RL 54) и 8,5 м (RL 64), гидроприводную однобарабанную, реверсивную лебедку крюка с многодисковым тормозом, наборный гидро­управляемый противовес. Под заказ доступна удлиненная стрела.

Трубоукладчики Liebherr также комплектуют сварочным оборудованием и задней лебедкой.

Китайская компания Shantui, известная своими бульдозерами, предлагает 5 базовых моделей трубоукладчиков: SP15Y, SP25Y, SP45Y, SP70Y и SP100Y г/п 15; 25; 45; 70 и 100 т и их модификации. Модель SP15Y оснащена двигателем Shanghai, модель SP25Y – двигателем Steyr, модели SP45Y, SP70Y и SP100Y– двигателями Cummins, естественно, китайского производства. В гидравлической системе трубоукладчиков используется большое количество импортных комплектующих, а SP70Y (аналог Komatsu D155C) оснащен полностью импортной гидросистемой. В комплект трубоукладочного оборудования входят А-образная стрела, гидроприводная двухбарабанная лебедка, гидравлически управляемый наборный противовес. На SP15Y использована стрела длиной 5,5 м, на SP25Y – 6,1 м, на SP45Y – 6,5 м, на SP70Y – 7,3 м и на SP100Y – 8,6 м. Под заказ доступны удлиненные стрелы.

«Мы пойдем другим путем!» – процитировали классика шведы, любящие альтернативное, и сделали трубоукладчик на базе тяжелого строительного экскаватора. Сегодня Volvo CE предлагает две модели трубо­укладчиков: PL4608 и PL4611 г/п 80 и 113 т. Преимущество трубо­укладчика Volvo в полноповоротной платформе, что позволяет поднимать и укладывать трубу при развороте на 360°, что недоступно для трубоукладчика традиционной ориентации. Это преимущество – опорно-поворотное устройство – одновременно является и слабым место трубо­укладчика, поэтому важна надежная система безопасности.

Удлиненная стрела позволяет увеличить вылет и высоту подъ­ема крюка. Машина может работать на большем расстоянии от бровки траншеи. Трубоукладчики Volvo оснащаются современной системой контроля нагрузки LMS, которая помогает оператору определять безопасное положение при подъеме трубы в зависимости от угла стрелы, положения кабины по отношению к гусенице и уклона, на котором работает машина. На оголовке стрелы размещены цветные световые индикаторы, по которым оператор может визуально оценивать нагрузку. Поднятая кабина обеспечивает хороший обзор рабочей площадки.

Опора стрелы размещена в пределах рамы ходовой части, ближе к центру машины, что позволило повысить грузоподъемность и обеспечить устойчивость даже на крутом уклоне. Ходовая часть увеличенной ширины и широкие гусеницы обеспечивают высокую устойчивость и возможность эксплуатации машины на грунтах с низкой несущей способностью. Выдвижные аутригеры помогают разгрузить ходовые тележки для их снятия перед транспортировкой.

Комплект трубоукладочного оборудования включает А-образную стрелу коробчатого сечения и центральный гидроцилиндр подъема стрелы. Лебедка крепится у основания стрелы. Стрелу можно демонтировать, установить вместо нее экскаваторное рабочее оборудование и использовать машину в качестве обычного экскаватора.

Сегмент импортных трубо­укладчиков отличается большим разнообразием технических решений и концепций, начиная с проверенных длительной эксплутацией решений Komatsu до оригинальной концепции Volvo. На любой вкус и кошелек.