КДМ российского производства
Отечественные комбинированные дорожные машины и сменное рабочее оборудование для них
Земная составляющая лунной программы
ЗИЛ-135Ш – транспортер-тяжеловоз для транспортировки крупногабаритных блоков ракетоносителей
Развитие трансмиссии гусеничных бульдозеров в мировой практике, СССР и России
Коробки передач грузовых автомобилей
Диметиловый эфир (ч.3)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Аккумуляторы «залежались»
Спад на рынке АКБ
Восстановление шин
Обзор способов продлить ресурс шины
Спецтехника зимой
Советы по эксплуатации
Раздаточные коробки грузовых автомобилей повышенной проходимости
Рентабельность капитальных вложений в линии BRT
Буровое оборудование для открытых горных работ
Обзор буровых станков
Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.2)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин

Структура производства башенных кранов в России

А. Рикошинский

Разные страны по-разному решают проблемы строительных грузоподъемных машин для зданий повышенной этажности. Так, в США высотные здания строят с помощью подъемных рабочих платформ, закрепляемых на металлокон-струкции здания или в лифтовых шахтах, а у нас для этого используются башенные краны. В 1985 г. на стройках СССР работало порядка 50 тыс. башенных кранов и ежегодное производство составляло 4 тыс. новых машин. В 2005 г., по данным Росстата, в России было произведено 266 башенных крана грузоподъемностью (г/п) 5 т и более, причем последние шесть лет наблюдается рост их производства.

В 2004 г. по России было зафиксировано в Росстате 8 предприятий-производителей башенных кранов г/п свыше 5 т, а в 2005 г. – 7 заводов. При этом в 2005 г. по сравнению с 2004-м общее число изготовленных кранов увеличилось на 14. В 2005 г. более 87% общероссийского производства башенных кранов пришлось на три завода – Нязепетровский (38,35%), Ржевский (35,34%) и ивановское ОАО »Строммашина» (13,53%).

Структура производства башенных кранов в 2005 г.

Сегодня потребности российского рынка в башенных кранах удовлетворяются в значительной мере за счет импорта, его доля – порядка 40% объема рынка, причем в импорте доля новых кранов не более 25% (краны б/у втрое дешевле новых). Отечественные потребители приобретают башенные краны таких зарубежных фирм, как Liebherr, Potain, Zeppelin, Comedil, краны производства КНР и др. На сегодняшний день цена высотного башенного крана отечественного производства – в среднем 9...14 млн. руб. (250...400 тыс. евро), цена аналогичного по характеристикам европейского крана – на 25...50% выше.

КБ-403 – строительный передвижной полноповоротный кран массой 50,4 т с грузовым моментом 120 тс·м на рельсовом ходу с поворотной башней и балочной стрелой с грузовой тележкой, обеспечивающей вертикальный и горизонтальный транспорт строительных деталей и материалов. Предназначен для механизации строительных и монтажных работ в жилищном и гражданском строительстве сооружений высотой 41,0...54,7 м с массой монтируемых элементов до 8 т. C объекта на объект перевозится в собранном виде и монтируется собственными механизмами и с помощью автокрана

В импортной технике потребителя привлекают высокое качество, надежность и экологичность, причем даже в машинах б/у. Отечественные краны уступают импортным по техническим показателям, зато в России проблемы с их ремонтом решаются проще. Краны зарубежного производства рассчитаны на работу при температуре до –25 °С, тогда как наши краны в обычном исполнении работают при –40 °С. Стоимость кранов зарубежного производства в северном исполнении увеличивает их базовую цену на 20...25%. Кроме того, сочетание низких температур с высокой влажностью воздуха резко сокращает срок службы канатов и понижает работоспособность электрики (пускателей, реле, микросхем и др.).

Для ремонта импортных башенных кранов нужны относительно более высокие затраты, так как российские элементы и узлы к ним не подходят, что удорожает стоимость эксплуатации. Несмотря на это башенные краны зарубежного производства составляют на нашем рынке весьма значительный сегмент. При этом надо помнить, что иностранные производители вышли на российский рынок в период, когда отечественные заводы практически прекратили выпуск кранов.

В последние годы прослеживается тенденция все большего присутствия на рынке России башенных кранов китайского производства. В этой связи представляют интерес тенденции рынка Казахстана. В Казахстане нет собственного производства башенных кранов, а потребности строительной отрасли полностью удовлетворяются за счет импорта.

КБ-578 – лесопогрузчик с повышенными по сравнению с выпускаемыми ранее кранами эксплуатационными качествами. По сути это башенный кран массой 122,8 т с грузовым моментом 300 тс·м, с неповоротной башней и балочной стрелой, оборудованный порталом для прохода подвижного железнодорожного состава. Комплектуют челюстным захватом (грейфером), г/п с грейфером – 7,8 т. Спроектирован с запасом прочности и повышенной надежностью электроаппаратуры

По итогам 2005 г. доля России в структуре поставок в Казахстан башенных кранов составила 11,3%, КНР – 69,6%. Все башенные краны, импортированные из Китая, – новые, а доля новых, импортированных из России, – 14,5%. Увеличение спроса на китайские краны объясняется их относительной дешевизной. Цены новых башенных кранов производства КНР лежат в диапазоне 20...190 тыс. USD, аналогичные по характеристикам краны производства стран СНГ стоят на казах-станском рынке 50...280 тыс. USD, а произведенные в Европе – 200...600 тыс. USD.

В заключение отметим, что после кризиса 1998 г. в отече-ственном краностроении прослеживается устойчивая тенденция роста объемов производства. При этом с 1999 г. имеет место увеличение доли отечественных производителей на внутреннем рынке, которые пытаются удерживать и расширять ее, за счет таких факторов, как привычка персонала к эксплуатации конкретных типов отечественной техники, повышение надежности, срока службы и безопасности работы кранов, повышение скорости подъема при уменьшении амплитуды раскачки груза, увеличение высотности и плавности подъема груза, использование в производстве кранов современных сплавов (низколегированных, с малым содержанием углерода, обладающих необходимой пластичностью и способных выдерживать экстремальные условия эксплуатации: жару, холод, влажность, абразивный износ, ударные нагрузки и т. д.). Дальнейшие перспективы динамики спроса на отечественные башенные краны и на внутреннем, и на мировом рынке будут зависеть как от темпов и перспектив развития строительного комплекса, так и от улучшения технических характеристик кранов.

 

 

 

 

 

 

Башенный кран
А. Рикошинский Основные Средства 11'2006 3 апреля 2007

Комментарии (0)