Гидромолоты среднего класса (ч.1)
Обзор моделей гидромолотов представленных на российском рынке
Китайские внедорожные самосвалы (ч.2)
Дракон готовится к прыжку...
Бульдозер и дизель – по жизни вместе
Есть ли альтернатива ЯМЗ
Полосы для движения автобусов BRT
 1
Бестраншейные методы устранения утечек в трубопроводах (ч. 2)
Прокладка стальных футляров
Технологии закрытой прокладки защитных кожухов при бестраншейной прокладке трубопроводов
Сменный инструмент гидромолота
Типы конструкций и факторы влияющие на долговечность инструмента
 8
Соло для полного привода
Сравнительный тест «ГАЗель-Бизнес 4х4» и «Соболь-Бизнес 4х4»
Современные достижения в гидроприводе мобильных машин (ч. 2)
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.2)
Эксплуатируем импортный кран
Вопросы эксплуатации кранов на спецшасси
Современный инструмент диагностики (ч. 1)
Анализ рабочих жидкостей

Весомое преимущество телескопических погрузчиков

И. Попов

Телескопические погрузчики отличаются маневренностью и большой проходимостью, поскольку многие снабжены приводом на все колеса. В отличие от обычных вилочных погрузчиков у них большая высота подъема вил, повышенная точность подачи груза и универсальность применения за счет использования различного навесного оборудования. Разнообразны и области применения этих машин – от строительной площадки до крупного склада или терминала. Телескопическими погрузчиками удобно обрабатывать как сыпучие строительные материалы, так и упакованные или уложенные в контейнеры. Управление подъемным механизмом обычно осуществляется джойстиком, но встречаются и другие решения. В связи с тем, что такие машины часто используют на строительных площадках городов, для их конструкций актуальна проблема компактности и устойчивости. Эти задачи успешно и порой довольно оригинально решены в современных конструкциях телескопических погрузчиков.


В мировом рейтинге производителей этого вида техники можно насчитать несколько десятков достаточно известных, но в России представлены всего несколько компаний. В этом обзоре мы расскажем о некоторых их моделях.

Телескопический погрузчик Caterpillar TH63 грузоподъемностью 2,7 т собирают на принадлежащем компании заводе в г. Лейцестер (Великобритания). Его оснащают стрелой с низким расположением оси поворота и оборудованием, предлагаемым для других моделей только по заказу: гидравлическими стабилизаторами и широкой, несмещаемой кареткой. При включении стабилизаторов удается почти удвоить грузоподъемность даже с максимальным вылетом стрелы. TH63 оснащают низкопрофильными, заполненными вспененной резиной шинами производства компании Titan Tire Corp., которые увеличивают устойчивость, а низкий профиль улучшает соотношение между комфортностью езды и тяговым усилием.

Главным достоинством практически всех телескопических погрузчиков Caterpillar является, несомненно, наличие системы быстрого присоединения навесного оборудования. Выключатели устройства замены удобно расположены под рукой у водителя, плоские быстроразъемные муфты для присоединения гидросистемы навесных орудий к гидросистеме погрузчика полностью автоматизируют эту функцию. Все модели телескопических погрузчиков Caterpillar, в том числе TH63, оснащены четырехцилиндровым малошумным дизелем САТ 3054 мощностью 105 л.с. с турбонаддувом. Все точки техобслуживания в моторном отсеке легко доступны, включая стартерные аккумуляторные батареи. Большая коробка передач c силовым приводом Clark Hurth серии 12,000 позволяет переключать передачи под нагрузкой и обеспечивает четыре передачи переднего хода и три – заднего. Двигатель, как и на многих других машинах Caterpillar, находится на TH63 сбоку. Выключатель, позволяющий отключать трансмиссию, расположен на перегородке моторного отсека. При работе гидравлических орудий этим выключателем можно отсоединять двигатель от трансмиссии и не расходовать топливо на холостой ход. Единственный джойстик управляет функциями стрелы, клавишный выключатель позволяет включать систему выравнивания рамы. В качестве стояночного тормоза используется обычный с электрическим управлением, включаемый вручную. В этом серьезное отличие погрузчика Caterpillar от других машин, на которых установлены новые тормоза с пружинным приводом и гидравлическим механизмом отключения, которые могут быть оборудованы устройством блокировки, встроенным в электрические цепи. Специалисты компании Caterpillar утверждают, что включаемый вручную тормоз с электрическим управлением разработан как вспомогательный к рабочим тормозам. Ценными преимуществами являются и обычная буксировочная петля сзади машины, позволяющая буксировать транспортные средства или подсоединяться к буксиру, и замки на вилах, которые не дают каретке опускаться при движении машины по пересеченной местности.

Caterpillar TH62

Компания Gehl вышла на рынок телескопических погрузчиков после того, как приобрела в середине 1980-х права на производство линейки машин TCI. Gehl предлагает потребителям систему «выбери стрелу» (Select-A-Boom) – покупатель сам выбирает стрелу требуемой длины и грузоподъемности с низким или высоким расположением оси поворота. У погрузчиков Gehl впечатляюще мал радиус поворота благодаря использованию мостов производства Carraro. Стояночный тормоз с пружинным приводом и гидравлическим устройством растормаживания расположен на передней оси и включается автоматически, когда стрела поднимается выше 60°, или вручную.

Погрузчики Gehl серии DL по заказу оборудуют устройством присоединения навесных орудий Dynattach™, которое позволяет заменять навесные орудия без использования ручного труда, или Dynacarrier™, с которым можно устанавливать большое число навесных орудий. Погрузчики серии DL серийно комплектуют системой PWP (Personnel Work Platform), разработанной компанией Gehl, позволяющей использовать в качестве дополнительного оборудования рабочую платформу для подъема людей. Подвесной пульт управления PWP дает возможность находящимся на платформе рабочим включать любые функции стрелы погрузчика.

Стандартный центробежный первичный воздушный фильтр (Turbo II) защищает двигатель от пыли. На двигателе John Deere 4045T с турбонаддувом мощностью 115 л.с. все точки техобслуживания под панелями моторного отсека расположены низко и близко к борту машины. При помощи главного выключателя «массы» можно полностью обездвижить машину, если вынуть ключ из замка. По существу это своего рода противоугонное устройство.


Английская компания JCB одной из первых в мире разработала телескопический погрузчик, ей же принадлежит лидерство в организации производства этих машин. Сегодня фирма выпускает 12 моделей, высота подъема одной из которых 17 м! JCB продолжает техническое совершенствование машин. Универсальность достигается благодаря наличию устройства быстрой замены рабочих органов, которое унифицировано с орудиями компании Sky Trak, и использованию навесного оборудования разных видов. Колесная схема со всеми ведущими и управляемыми колесами обеспечивает три режима поворота: только передних колес, передних и задних в разные стороны, движение «крабовым ходом». Большая колесная база и низкий центр тяжести повышают устойчивость машины.

Погрузчики JCB оснащают двигателем Perkins и трансмиссией Powershift. Управляют рабочим оборудованием при помощи одной рукоятки. В отличие от аналогичных машин, у которых управление давлением в гидросистеме осуществляется вспомогательным клапаном, в конструкциях JCB использовано прямое соединение с полной передачей давления на главный распределительный клапан. В телескопических погрузчиках JCB используется система блокировки механизма выносных опор и возникающего перекоса при высоко поднятом грузе, это исключает возможность потери боковой устойчивости.

JCB 537 loadall

Рулевая передача с поворотным шкворнем на телескопическом погрузчике Gradall G6-42P – не новая конструкция. Впервые ее использовали в 1970-х годах на машинах фирмы Loed, поглощенной в 1982 г. компанией JLG/Gradall. Тем не менее сейчас такое рулевое управление уникально. Погрузчик G6-42P работает плавно благодаря гидростатическому приводу производства компании Rexroth. Уже при частоте вращения 1 100 –1 гидронасос выходит на рабочий режим. Оператор может выбрать между приводом на два колеса или на четыре. Мощность распределяется между мостами в соотношении 50/50, на переднем мосту установлен дифференциал повышенного трения.

У шасси погрузчика G6-42P очень низкий профиль при высоте машины всего 2 390 мм, поскольку ось поворота стрелы расположена высоко, а клиренс примерно 460 мм. Новый механизм быстрого присоединения упрощает использование навесных орудий большего типоразмера серии G. Двигатель расположен сбоку рамы. По заказу устанавливают двигатель John Deere CD4045 мощностью 100 л.с. с турбонаддувом. Стартер и генератор двигателя расположены у боковой части машины.

Manitou MT-1637SL turbo

JLG/Gradall G6-42A – телескопический погрузчик совершенно новой для компании Gradall конструкции и полностью новая продукция для JLG. В конструкции использовано много узлов и деталей, унифицированных с Gradall G6-42P, включая стрелу и кабину. Заметно отличается конструкция рамы, которая состоит из одного «хребта», похожего на узкий ящик. G6-42A оборудован сочлененным рулевым механизмом. Четыре колеса – управляемые. Благодаря мостам Carraro с углом поворота 55° наружный радиус поворота составляет всего 3,66 м. Погрузчик оснащен дисковыми тормозами в масляной ванне, механизм выключения стояночного тормоза с пружинным приводом гидравлический. Как и телескопический погрузчик Gradall, G6-42A оснащен устройством быстрого присоединения сменных навесных орудий и стандартно – трехступенчатой гидростатической трансмиссией Dana VDT12000 и двигателем John Deere CD4045 на 80 л.с. Трансмиссия оборудована полным сервоприводом переключения ступеней и гидротрансформатором.

Погрузчики французской компании Manitou BF – самого крупного в мире производителя вилочных погрузчиков высокой проходимости – продают под торговой маркой Maniscopic™. Погрузчик MT-1637SL выглядит компактным, хотя его габаритная высота 2,70 м, а колесная база 2,66 м. Малошумный безнаддувный дизель Perkins мощностью 100 л.с. установлен поперечно, под углом 90° к продольной оси рамы и удобен в обслуживании с обеих сторон. Его опоры можно расположить выше, за счет чего увеличивается клиренс. Ведущие мосты оборудованы полностью герметичными дисковыми тормозами в масляной ванне. Гидростатический тормоз является пассивным, но есть и стояночный тормоз с пружинным приводом и гидравлическим приводом выключения. Стояночный тормоз связан с электрическим механизмом отсоединения трансмиссии, который не позволяет оператору начать движение с включенным стояночным тормозом. Гидрозамки подвески заднего моста включаются и фиксируют его, когда стрела поднимается выше 60°.


Mustang Manufacturing Co. (США), являясь полной собственностью компании Gehl Co., выпускает семейство телескопических погрузчиков под торговой маркой Mustang. Погрузчики Mustang и Gehl во многом похожи, а различаются по грузоподъемности, навесным орудиям в стандартной комплектации и дополнительным опциям. Модель Mustang 742 оснащена стрелой с низко расположенной осью поворота и поднимает 3,2 т груза на высоту 12,8 м. Трехфункциональный джойстик позволяет управлять наклоном ходовой тележки и другими дополнительными функциями. Гидрозамки подвески заднего моста включаются, когда стрела поднимается выше 60°. Для удобства размещения груза трансмиссия автоматически отсоединяется, когда включены рабочие тормоза, а значит, исключена возможность самопроизвольного движения машины. Стандартно устанавливают турбодизель John Deere 4045T мощностью 115 л.с. с предпусковым подогревателем. Трансмиссия Clark с сервопереключением передач расположена на одной линии с передним и задним мостами – такое расположение, по замыслу разработчиков, увеличивает ресурс карданных шарниров. Mustang 742 оборудуют системой крепления навесных орудий: Quickattach I, когда оператору приходится выходить из кабины, если надо присоединить к орудию гидравлическую систему; Quickattach II для работы в тяжелых условиях, например при копании грунта. Навесные орудия для обеих систем не взаимозаменяемы.

Terex TH528C

Фирма Sky Trak – собственность компании OmniQuip Textron, которой принадлежит торговая марка Lull. OmniQuip Textron контролирует значительную часть рынка телескопических погрузчиков. Погрузчик 6036 грузоподъемностью 2 720 кг с высотой подъема 11 м специально разработан, чтобы заполнить рынок машин с боковым расположением двигателя. Модель выпускают со стрелой с высоким и с низким (на том же шасси) расположением оси поворота. В системе управления нет потенциометров. Единственный джойстик обеспечивает пропорциональное управление всеми функциями гидравлического оборудования. Запатентованная система стабилизации заднего моста Stabil Teak™ автоматически преобразует схему опорного контура машины с трехточечной на четырехточечную. Sky Trak выпускает широкий ряд навесных орудий. Ряд производителей, например JCB, Terex и UpRight, используют устройства быстрого присоединения орудий, полностью унифицированные с орудиями Sky Trak. Двигатель находится глубоко в моторном отсеке, что несколько затрудняет его обслуживание.

Телескопический погрузчик Terex TH528C был создан вскоре после того, как фирма BPI (Baraga Products, Inc.) стала собственностью компании Terex. TH528C – простая машина надежной конструкции, обеспечивающая быструю окупаемость капиталовложений. По этой причине в начале 1990-х годов TH528C стал очень популярным у предприятий, сдающих технику в аренду.

Ось поворота стрелы погрузчика расположена высоко. Конструкция усилена жесткой рамой из балок трубчатого сечения без единой наружной детали из пластика или пластмассы. В зоне наибольших нагрузок стрела опирается на закаленные шлифованные ролики, которые вращаются на герметизированных игольчатых подшипниках. В конструкции погрузчика Terex главный гидроцилиндр не используется для самовыравнивания вил, эту функцию выполняют гидроцилиндры подъема-опускания на главной секции стрелы. Для уменьшения износа мостов используются сдвоенные гидроцилиндры стабилизации раскачивания рамы и сдвоенные гидроцилиндры стабилизации заднего моста. Когда стрела поднимается выше 40°, гидрозамки блокируют мост, и трансмиссия отсоединяется от колес. За счет уменьшения нагрузки на переднюю ось эффективность стабилизации заднего моста увеличивается. Силовая передача построена по линейной схеме. Стандартно погрузчик оснащают двигателем John Deere 4045 с турбонаддувом.

Mustang 742

Он установлен непосредственно на раме, но это несколько затрудняет техобслуживание – чтобы получить доступ к двигателю, приходится снимать металлические панели. Двигатель агрегатирован с трехскоростной коробкой передач Dana T12000, оснащенной силовым приводом механизма переключения. Ведущие мосты – производства компании Clark. Многодисковые рабочие тормоза работают в масляной ванне и расположены в дифференциалах переднего и заднего мостов. Стояночный тормоз оснащен пружинным приводом и гидроприводом выключения. Чтобы расширить набор навесных орудий, на стреле применяется гидравлическая силовая приставка, совместимая с системами компании Sky Trak. Управление всеми функциями стрелы осуществляется одним джойстиком.

На российском рынке, кроме упомянутых в обзоре зарубежных производителей телескопических погрузчиков, успешно работает еще несколько известных фирм: Atlas, Ausa Trading, Bobcat, CareLift, Claas, Ferrari, John Deere, Kalmar, Merlo, Sennebogen, Teleman. По-своему интересный телескопический погрузчик выпускает белорусское предприятие «Амкодор-Ударник». Об этом мы расскажем в одном из следующих номеров журнала.

И. Попов Основные Средства 05'2004 9 декабря 2004

Комментарии (2)

Саша
телескопический погрузчик от DIECI S.r.l. – очень мощная машина. Покупали у компании «Амкодор-Оптим» в СПБ недорого, цена, конечно, удивила, но качество не подвело. Хорошо, что у них есть навесное оборудование все необходимое и запчасти. Друзья, кто с ними также работал, всегда хвалили их за регулярное пополнение склада. Это большой плюс, нельзя, чтобы техника простаивала
22 августа 2012 – 12:38 Ответить
Борис
100 ставлю что Саша сотрудник "Амкадор-Оптим"!!
23 ноября 2016 – 21:50 Ответить