Краны city: волна популярности

С. Протасов

Современному городскому строительству присущи три основных фактора: использование передовых строительных технологий, высокие темпы строительных работ и чрезвычайно стесненные условия. Остались в прошлом времена, когда на стройплощадке кроме будущего объекта можно было разместить футбольное поле. Вместе с плотностью застройки растут и требования, предъявляемые к строителям, а строители в свою очередь ужесточают требования к используемой технике – это и маневренность, и высокая производительность, и возможность работы на небольших площадях, и быстрое перемещение собственным ходом либо удобство транспортировки.

Liebherr

Подъемные краны являются наиболее часто используемыми на строительной площадке механизмами. Габаритные размеры машин, способных поднимать более 60 т, как правило, значительные, и это снижает их маневренность. Для стесненных условий обычно используются краны грузоподъемностью 40...60 т. В последние годы в мировом производстве таких машин сформировался класс мобильных кранов для городского строительства, получивший название city («городской»). Это стреловые самоходные краны на колесном ходу, небольших габаритных размеров, с хорошей маневренностью на стройплощадке, которые с достаточно высокой скоростью могут передвигаться в плотном потоке городского транспорта.

Машины зарубежного производства грузоподъемностью менее 30 т не популярны на российском рынке. Он насыщен отечественными кранами такого же грузового класса, которые настолько дешевле зарубежных образцов, что об их низких потребительских свойствах все «забывают». А потому иностранные фирмы – производители кранов в основном продают в нашей стране машины большей грузоподъемности, т. е. класса city, близкого к нему и машины более высоких грузовых классов, которых в России не производят.

Liebherr LTM 1040/1

Краны Liebherr

Для компании Liebherr 2002 г. был особенно успешным по продажам кранов LTM 1055 грузоподъемностью 55 т. У машины этой фантастическая производительность, и хотя она не из самых дешевых на рынке, однако продается очень хорошо, по крайней мере ее предпочитают чаще, чем даже 60-тонник.

Достаточно популярной моделью является LTM 1040/1 грузоподъемностью 45 т со стрелой 34 м и 16-метровым решетчатым удлинителем. По габаритным размерам он не является краном city в полном смысле этого слова. Почти 11 м длины в транспортном положении (10 970 мм) дают минимальный внешний радиус поворота 7,7 м, что на сегодняшний день уже многовато. Габаритная ширина 2,66 м; высота проезда 3,67 м. Максимальная высота подъема груза 30 м. Колесная формула LTM 1040/1 6х4 или 6х6, при этом постоянно включен только задний мост, а другой (или другие) подключают в плохих дорожных условиях. Модель оснащена реверсивной коробкой передач с преобразователем крутящего момента, встроенной раздаточной коробкой, мало обслуживаемыми мостами и всеми управляемыми колесами. Транспортная масса крана 36 т, включая противовес и откидной решетчатый удлинитель стрелы длиной 14,5 м. Кабина может быть сделана как по ширине шасси, так и в одноместном исполнении.

Компания Liebherr обещает показать на выставке BAUMA некий совершенно новый кран city, над которым на фирме идет напряженная работа. Задержка объясняется тем, что фирма вынуждена обходить технические решения, уже запатентованные другими фирмами. Заметим, что кроме кранов класса city у компании Liebherr неплохо шли продажи самоходных кранов LTM 1250 грузоподъемностью 250 т, оборудованных телескопической стрелой длиной 72 м. Однако успех данной модели нельзя считать стабильным, скорее он объясняется удачным контрактом на поставку мобильных кранов английской компании Atherston Crane Hire.

Demag AC 40

Другие участники рынка мобильных грузоподъемных кранов

Достоинством кранов Liebherr несомненно является их исключительно длинная основная стрела. Тем не менее популярны краны и других производителей. Например, по заявлению компании Tadano, в начале 2003 г. продано большое количество кранов ATF60-3. Эта модель пришла на смену автокрану ATF50-3. ATF60-3 снабжена 40-метровой стрелой грузоподъемностью около 50 т. В целом это эффективная грузоподъемная машина на шасси высокой проходимости, компактная и маневренная. По сути кран универсален, и используют его во многих отраслях: в строительстве, при создании телекоммуникаций, в нефтехимической отрасли промышленности и т. п. Пользуется спросом и модель Tadano Faun ATF50-3.

Многие специалисты считают лучшей в своем классе высокопроизводительную японскую модель Kato NK 500 грузоподъемностью 50 т. Конструктивная продуманность и высокое качество изготовления объясняют ее надежность. По многим видам грузоподъемных работ этот кран, безусловно, превосходит большинство других 50-тонников.

Из многочисленных мобильных кранов Demag наиболее популярна модель AC 40, длина которой в транспортном положении 8 570 мм, габаритная ширина 2 550 мм, минимальная высота проезда 3 115 мм, минимальный радиус поворота 6,98 м. Колесная формула 6х4 или 6х6. Машину комплектуют мостами с блокируемыми межколесными дифференциалами, автоматической коробкой передач с гидротрансформатором, раздаточной коробкой с понижающей передачей и межосевым дифференциалом. Управлять можно всеми колесами. Гидропневматическая подвеска имеет автоматическую регулировку уровня в пределах 80 мм. Максимальная высота подъема 31,2 м. Дополнительно кран могут комплектовать удлинителем основной стрелы (гуськом).

Demag AC 60

Кран АС 60 со стрелой 50 м и номинальной грузоподъемностью 60 т сравним по производительности с 80-тонным, при установке 13-метрового подвижного удлинителя он показывает грузоподъемность всего на 1 т меньше. Популярна и модель Demag АС 155 грузоподъемностью 150 т.

Среди «тяжеловесов», не относящихся к классу city, интересен 350-тонный кран Demag AC 350. Производительность машин с шестью мостами очень хорошая. Благодаря стреле новейшей конструкции по грузоподъемным характеристикам Demag AC 350 сравним с 400-тонными машинами. У более легкого крана Demag AC 200-1 с семисекционной 68-метровой основной стрелой и 17-метровым складным удлинителем всего пять осей. Это самый компактный 200-тонный кран на рынке и в то же время с самой длинной основной стрелой и хорошими характеристиками по грузоподъемности. Его габаритные размеры сравнимы с габаритами 120-тонных машин.

Несколько лет назад компания Terex приобрела Demag, и теперь все краны, покидающие завод, носят логотип Terex Demag. Производство телескопических стрел перевели в г. Валлершайд (Wallerschied), где до сих пор изготавливали только стрелы для самых маленьких самоходных кранов. Некоторые детали стрел теперь производят и в венгерском г. Печ, где Demag приобрел завод.

Ormig 804AC

Впечатляющих успехов в постройке кранов достигла компания Grove. Пользуются спросом краны, по грузоподъемности соответствующие классу city, – Grove GMK3050. Но особенно популярны в модельном ряду кранов Grove модели грузоподъемностью 80 и 100 т – это GMK4075 и GMK5100.

Неплохо продаются и краны более высокого грузового класса. Тяжелый мобильный кран Grove GMK6220-L грузоподъемностью 220 т смонтирован на 6-осном шасси. Модель недавно была впервые представлена публике на выставке SAIE в Болонье (Италия). GMK6220-L универсален в эксплуатации. Огромный радиус рабочей зоны – 110 м достигается благодаря применению 72-метровой стрелы Megaform, имеющей U-образное сечение, с 16-метровым удлинителем и с 22-метровым подъемным гуськом, оснащенным гидроприводом.

Автомобильные шасси – потенциал еще есть

Некоторые российские специалисты утверждают, что на Западе уже практически отказались от установки кранов на шасси грузовых автомобилей и перешли к использованию специально разработанных крановых шасси, поскольку автомобильные шасси якобы не удовлетворяют специфическим требованиям к мобильным кранам. И все же до полного отказа от автомобильных шасси в производстве кранов в Западной Европе еще далеко. Похоже, что в ситуации с автомобильными шасси исчерпаны пока не все возможности. Так, конструкторы итальянской фирмы Ormig, создавшие новую модель 804АС на шасси грузового автомобиля, заявили, что, создавая этот кран, они преследовали конкретную цель – увеличить его транспортную скорость.

Groove GMK6220-L

Крановая установка максимальной грузоподъемностью 80 т монтируется на шасси грузовиков MAN, Mercedes или Volvo с колесной формулой 8х4х4, способные развивать скорость до 100 км/ч. Шестисекционная гидравлическая стрела обеспечивает высоту подъема «от земли» до 48 м, грузоподъемность при вылете стрелы 5 м составляет 45 т. Представители компании Ormig пояснили, что мобильность модели 804АС обеспечивается благодаря небольшому пространству, необходимому для работы крана, хорошей маневренности и тому, что не требуется специальное разрешение на передвижение машины по дорогам общего пользования. Эти особенности делают 804АС идеальным краном city.

Как видно из этого обзора, краны на автомобильном шасси почти не уступают по грузоподъемности гусеничным машинам и башенным механизмам, но у них огромное преимущество в мобильности. Современные технологии делают краны city почти универсальными. Управлять ими можно и из кабины водителя, и из кабины крана. Шасси подстраивается по горизонтали, поднимается и опускается до желаемого уровня относительно почвы. Аутригеры полностью автоматизированы и чутко реагируют на нагрузку. Возможно, российские строители кранов несколько отстали с технологиями, но и у них найдется что показать. О российских автокранах мы расскажем в одном из следующих номеров журнала.

С. Протасов Основные Средства 02'2004 30 ноября 2004

Комментарии (0)