Электропривод карьерного экскаватора
О приемах против «ломов» (ч.2)
АКП (автоматические коробки передач) с гидротрансформатором
Пневмогусеничные вездеходы НАМИ (ч. 1)
НАМИ-С-3, НАМИ-С-4, НАМИ-0106, НАМИ-СЗМУ
Зарубежные сельскохозяйственные тракторы специфических компоновок
Трактора автомобильной компоновки и типа Trac
Вся правда о ямочном ремонте (ч.1)
Дорожный ремонт
Как правильно смонтировать гидромолот на экскаватор
Подвеска (адаптер) гидромолота
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.1)
Придет ли КМУ на смену автокрану? (ч. 1)
Стандарты токсичности в Евросоюзе
Дизельные двигатели внедорожных машин
Гидромолоты среднего класса (ч.2)
Развитие гидромолотов в России
Смешать, но не взбалтывать
Современные тенденции в грейдерном деле
Броня крепка и шины наши быстры
Специальные защитные цепи

Грядёт эпоха подъёмников с рабочими платформами

Р. Разумовский

Популярность того или иного оборудования обычно определяется его полезностью. Чем больше людей убеждается в полезности и безопасности подъемников с рабочими платформами, тем выше их популярность и больше спрос. Первая волна интереса к подъемникам с рабочими платформами началась примерно 30 лет назад, сначала в США, потом во Франции, ФРГ и далее, и далее... Россия тоже не стояла в стороне от этих нарастающих процессов, однако тотальная централизация управления экономикой страны привела к однобокости в развитии этого вида техники.

Мачтовый подъемник Geda 850 Z (Германия)

К началу 90-х годов за рубежом появилось множество самых различных подъемников с рабочими платформами. Все определяла потребность в решении тех или иных задач. Так, кроме автоподъемников на свет появились самоходные системы с разной высотой подъема, облегченные прицепные механизмы для применения в ситуациях, связанных с нехваткой рабочего пространства, и мачтовые подъемные платформы, создавшие серьезную конкуренцию общеизвестным строительным лесам. Российские же предприятия по-прежнему производили только автогидроподъемники, достаточно надежные, но конструктивно устаревшие.

Индустрия подъемников с рабочими платформами сильно шагнула вперед в последнее десятилетие. Одновременно колоссальными темпами растет популярность этого оборудования, особенно у нас – в стране неискушенных строителей и монтажников. Стремительное расширение рынка подъемных платформ в нашей стране можно оправдать тремя основными причинами:

– импортное оборудование всегда вызывает повышенный интерес у покупателей;

Автоподъемник Gerken GL100 компании Anton Ruthmann GmbH & Co. (Германия)

– подъемные платформы – машины нового поколения, которые выигрывают в конкурентной борьбе у других видов техники;

– модельный ряд подъемников часто обновляется, а специальные разработки дают новые возможности для решения особо сложных задач.

В Европе росту спроса на подъемники с рабочими платформами способствовали и некоторые законодательные нормативы, например, принятие в 1995 г. директивы ЕС по безопасности высотных работ. Этот документ обязал всех юридических лиц применять подъемники в любых случаях, когда высота проводимых работ превышает 3 м.

Сегодня подъемники с рабочими платформами представляют собой огромную группу механизмов, применяемых практически во всех сферах деятельности – от нефтехимической промышленности до закрытых помещений с повышенной стерильностью. Но наибольшую потребность в них испытывают строительные и монтажные организации, поскольку решать современные задачи по высотному строительству зданий способно далеко не всякое оборудование.

Применение строительных лесов при отделке зданий не решало всех задач. Например, для подачи на высоту строительных материалов использовалась отдельная техника. К тому же сборка строительных лесов предполагает большие затраты труда и времени. Все эти проблемы сняли мачтовые подъемники. Их монтаж производится быстро и без дополнительных грузоподъемных средств. Производительность труда благодаря таким подъемникам увеличивается ни много не мало сразу на 30%. Одним словом, решались все проблемы, связанные с выполнением фасадных работ разной сложности, на любых зданиях и практически на всех имеющихся высотах.

Современные мачтовые подъемники способны доставлять рабочую платформу на высоту до 200 м, и это одно из главных их достоинств. Другие подъемные конструкции на такое не способны. К примеру, только одной компании удалось изготовить автоподъемник, поднимающий рабочую платформу на высоту 100 м. Речь идет о немецкой Anton Ruthmann GmbH & Co. Изготовленный ею комбинированный шарнирно-телескопический подъемник Gerken обладает действительно уникальными возможностями. Когда несколько лет назад этот немецкий производитель представил Gerken GL84 с высотой подъема рабочей платформы 84 м, многие эксперты заявили, что достичь большего невозможно: не позволят законы физики. Однако компания уверенно опровергла эти предположения, представив на выставке BAUMA-2001 в честь своего 100-летнего юбилея нового 100-метрового рекордсмена.

Телескопический вертикальный подъемник Toucam 1100 компании Grove (США)

Подъемник монтируется на усиленном шестиосном полуприцепе. Боковой вылет стрелы у него равен 40 м. Это также является новым достижением, позволяющим увеличить общую рабочую площадь подъемной платформы до 9 000 м2. Одним словом, не меняя положения автопоезда, с рабочей платформы подъемника можно обслужить площадь, равную двум стадионам. Автоподъемник GL100 весит 80 т и может поднять на максимальную высоту сразу пятерых рабочих (500 кг), а также опустить их ниже уровня горизонта на 14 м.

Три десятка лет назад автоподъемники да подвесные строительные люльки были единственными механическими средствами для работы на высоте. Однако первые были слишком громоздки и при стесненных условиях порой не справлялись со стоящими задачами, вторые применялись только на отдельных видах работ. Поэтому совершенно естественным было появление разнообразных компактных самоходных и прицепных подъемников с рабочими платформами.

Для доставки людей и оборудования на большую высоту подъемники монтируются на массивных шасси, а для улучшения их мобильности такие конструкции делают самоходными. Конечно же, по высоте подъема рабочей платформы они уступают автоподъемникам, но и решают они совсем другие задачи. Большинство самоходных конструкций полноприводные, а порой даже 4х4х4. Такие подъемники делаются с некоторым запасом функциональных возможностей, поскольку часто используются в условиях полного бездорожья.

Шарнирно-телескопический подъемник SB80 компании UpRight (Ирландия)

Конструкции с телескопическими стрелами – более высотные (до 40 м), но и более громоздкие. Обычно их применяют на открытых пространствах. Это продиктовано еще и тем, что в таких подъемниках чаще устанавливается дизельный двигатель, реже – газовый, еще реже – электрический.

Шарнирные подъемники, напротив, чаще применяют в помещениях, поэтому их снабжают газовым или электрическим двигателями. Такие конструкции подъемников обычно используют в особых условиях: это может быть работа в ограниченном пространстве или плохой доступ к рабочему месту. Шарнирные подъемники не ставят рекордов по высотности, но решают множество других проблем, с которыми не в состоянии справиться их телескопические собратья.

Понятие «самоходный» применительно к подъемникам с рабочими платформами отнюдь не говорит об их способности свободно передвигаться на любом пространстве с разными скоростями. Обычно они способны перемещаться самостоятельно только на небольшие расстояния, со скоростью не более 4 – 7 км/ч. А к удаленным объектам самоходные подъемные механизмы доставляют специальные транспортные средства. Поэтому во многих конструкциях предусматриваются четыре специальные точки крепления канатов для погрузки и транспортировки подъемников.

Шарнирно-телескопический подъемник Leguan Plus, 125-й серии компании Leguan Lifts (Финляндия)

Частое применение подъемников с рабочими платформами внутри помещений навела конструкторов на мысль создать устройства, способные проезжать в стандартные дверные проемы зданий. Для шарнирных и телескопических конструкций такая задача оказалась выполнимой только отчасти. При значительном отклонении рабочей платформы от центральной оси возникала серьезная опасность опрокидывания. Поэтому, если конструкция сужалась до размера дверного проема, то либо резко уменьшалась зона доступа платформы, либо она могла отклоняться по отношению к шасси только в двух направлениях: вперед и назад. Эта проблема успешно решалась применением выдвижных аутригеров, увеличивавших опорную зону до нужных размеров.

Наибольшей компактностью отличаются механизмы, поднимающие рабочую платформу только вертикально или с незначительным отклонением. Такие подъемники, прежде всего, предназначены для решения коммунальных проблем, поэтому о рекордах высотности и большой площади рабочей платформы здесь речь не идет. Однако среди подъемников пантографного (ножничного) типа встречаются достаточно «великорослые» экземпляры. В зависимости от высоты подъема пантографные подъемники могут быть 1 – 5 рычажными, очень редко встречаются 7-рычажные конструкции. По необходимости они устанавливаются на автомобильном шасси, выполняются в виде прицепных конструкций или же монтируются стационарно.

Телескопический подъемник S-125 компании Genie (США)

Сегодня среди зарубежных компаний в секторе высотных систем доступа уже наблюдается хроническое перепроизводство. Прежде всего, это говорит о том, что интерес к российскому рынку будет расти. Сейчас в России успешно продают свои подъемники американские компании Genie Industries, JLG, Grove; французские Manitou, Pingueli-Haulotte, Potain; итальянские Merlo S.p.A. – Industria Mrtalmeccanica и Maber; ирладская UpRight. А острая конкуренция между этими производителями способствует быстрому снижению цен.

Широкий ряд моделей подъемных механизмов с рабочими платформами сегодня представлен и на российском рынке. В основном это автоподъемники и монтажные вышки с высотой подъема от 9 до 50 м, а известный производитель автоподъемников ОАО «Пожтехника» (Торжок), готов изготовить механизм с высотой подъема до 70 м. Из других наиболее известных производителей этого оборудования можно назвать: Людиновский машиностроительный завод (Калужская обл.), ОАО «Автогидроподъемник» (Санкт-Петербург), ОАО «Автокран» (Иваново), ОАО «Казанский электромеханический завод» (Казань), ОАО «Нижнетуринский машиностроительный завод «Вента» (Нижняя Тура), ОАО «Арзамасский машиностроительный завод (Арзамас), ОАО «Завидовский ЭМЗ» (Тверская обл.).

Интересные механизмы самоходного и прицепного подъемников создали конструкторы «Пожтехники», и, по всей видимости, это не последние их разработки. Недавно приступил к выпуску 3 – 5-рычажных пантографных подъемников ОАО ООМЗ «Транспрогресс». Видимо эпоха российских подъемников с рабочими платформами только начинается.


Р. Разумовский Основные Средства 06'2003 10 февраля 2005

Комментарии (0)