ЛИДЕРЫ на рынке напольного подъемного оборудования

А. Сандров

На мировом рынке безрельсового напольного подъемного оборудования уже не первый год идет жестокая борьба за лидерство. Аналитиков не совсем устраивают данные популярности и продаж вилочных погрузчиков разных производителей, представляемые международными статистическими службами. Эти показатели сильно разнятся и не раскрывают объективной картины мирового рейтинга изготовителей промышленных погрузчиков.

Например, по данным ежегодного опроса, проводимого американским журналом Modern Materials Handling, в пятерку лидеров входят компании Toyota (Япония), Linde (Германия), NACCO Material Handling Group (США), Jungheinrich (Германия) и фирма Crown Equipment Corp. (США). Несколько лет назад лидером на мировом рынке вилочных погрузчиков была Linde, однако в последнее время ее серьезно теснит Toyota.

Одной из причин резкого изменения позиции компании Toyota считают проведенную ею серьезную реструктуризацию производства и сбыта в секторе напольного транспортного оборудования. Три года назад Toyota Automatic Loom Works Ltd., входящая в группу Toyota Motor Corp., приобрела 97,1% акций известной шведской фирмы BT Industries AB и объявила о слиянии этих двух компаний. Новое наименование фирмы теперь звучит как Тоуоtа Industries Corporation (TIC). На мировом рынке вилочных погрузчиков совокупная доля погрузочного оборудования, производимого этой компанией к тому времени, составляла около 21%.

Однако объективной причиной роста популярности погрузчиков Toyota все же следует считать качество их изготовления и надежность. Во-первых, всю свою технику компания производит с использованием новейших технологий и ноу-хау. А во-вторых, Toyota практикует серийные выпуски подъемного оборудования, специально разработанного для эксплуатации в определенном регионе, как это было сделано для России.

По оценке немецкого журнала Logistik Heute, мировым лидером по производству погрузчиков по-прежнему остается германский концерн Linde, выпускающий механизмы грузоподъемностью от 1,2 до 52 т. Модельный ряд, разработанный конструкторами этого предприятия, весьма широк. В него входит самое разнообразное оборудование для складов – от ручных гидравлических тележек с электроприводом до компьютеризированных высотных штабелеров с трехсторонней обработкой грузов. Концерн также производит телескопические погрузчики для подъема контейнеров и погрузчики с боковой платформой грузоподъемностью от 3 до 6 т для перегрузки и перевозки длинномерных грузов.

На территории СНГ сегодня работает более 4 тыс. вилочных погрузчиков Linde. У россиян наиболее популярна 351-я серия – четыре дизельных модели грузоподъемностью от 2 до 3,5 т. С одной стороны эта машина достаточно мощная, но с другой она настолько компактна, что может работать внутри контейнера или железнодорожного вагона. Снабженные двигателями с высоким крутящим моментом погрузчики этой серии отличаются высокой производительностью и малым расходом топлива.

Определение рейтинга производителей вилочных погрузчиков дело достаточно неблагодарное. По количеству продаж подъемной техники разрыв между лидерами настолько мал, что трудно поддается анализу. Поэтому положение следующей лидирующей компаний NACCO Material Handling Group (США) можно также расценивать как лидирующее. Эта холдинговая компания производит хорошо известные во всем мире вилочные погрузчики

Yale и Нуstег. NACCO имеет заводы в США, Великобритании, Бразилии, Италии, Нидерландах, Японии, Мексике, Китае и на Филиппинах. Три года назад по объемам выпуска погрузчиков эта группа располагалась сразу после концерна Linde, перед компанией Тоуоtа. Сейчас она с минимальным отставанием уверенно занимает почетное третье место.

Yale и Нуstег – это широкий диапазон механизмов для работы на складе или в торговом зале. Из множества моделей компании NACCO особенно интересны складские высотные комплектовщики палет серии МО. Пользуются спросом и, так называемые, «ричтраки» (высотные штабелеры, от англ. – Reachtruck). Эта модификация погрузчиков идет в серии MR и особенно популярна в Европе. Ричтраки Yale могут быть с приводом на управляемые задние колеса или же полноповоротные с управляемыми четырьмя колесами. Последние сейчас очень популярны в Европе, ведь такие машины имеют очень малый радиус поворота, практически разворачиваются на месте, а значит могут работать в узких пространствах.

Из года в год наращивает производство погрузчиков и германский транснациональный концерн Jungheinrich AG. Это предприятие в основном специализируется на выпуске малогабаритных погрузочных механизмов. 89% его продукции – это напольное транспортное оборудование с электроприводом. Кроме головной фирмы – Jungheinrich GmbH, в концерн входят еще три предприятия: Steinbock GmbH (Германия), MIC SA (Франция) и Lancer Boss (Великобритания).

Из последних моделей Jungheinrich AG обращал на себя внимание экспериментальный погрузчик Future Truck. Эта машина имеет целый «букет» неординарных, конструктивных решений. Для повышения грузоподъемности и устойчивости в погрузчике используется передвижная ось передних колес. В прежних конструкциях это делалось за счет удлинения погрузчика или наращивания массы противовеса. Все это приводило к уменьшению динамичности машины и увеличению ее энергопотребления. Вращающаяся кабина значительно улучшает обзор водителя при перемещении крупногабаритных грузов. Повернув кабину на 180°, можно передвигаться на погрузчике, разместив груз за спиной оператора, где бы он не загораживал дорогу.

Еще одним достоинством этой экспериментальной модели является возможность поворота задних колес под большим углом. Это сводит к минимуму радиус разворота погрузчика и делает его необычайно маневренным.

Место пятого лидера в рейтинге производителей напольных погрузчиков часто меняется. По сведениям уже упомянутого журнала Modern Materials Hand-ling, по объемам продаж сейчас хорошая позиция у американской компании Crown Equipment Corp. Это сравнительно молодое семейное предприятие выпускает механизмы, отличающиеся высоким качеством. Следует также отметить, что погрузчики Crown как американского, так и немецкого производства не раз удостаивались наград в области промышленного дизайна.

Не так давно компания Сrown Gabelstaple
r GmbH, расположенная в Мюнхене (Германия), поставила на рынок новую серию четырехколесных вилочных погрузчиков FC 4000, отличающихся хорошим дизайном и интересными техническими решениями. Погрузчики снабжены просторной кабиной с хорошим круговым обзором, а низкорасположенный скругленный передний фартук позволяет водителю прекрасно видеть всю погрузочную зону. Хороший обзор водителю обеспечивает и новая конструкция мачты. Как заявляют конструкторы фирмы, на FC 4000 для наблюдения доступна на четверть большая площадь вил, чем на других моделях.

Японский концерн Mitsubishi Неаvу Industries (MHI) занимается выпуском около 700 различных видов техники, большая часть которой не относится к теме этого обзора. У концерна большая сеть предприятий, расположенных в Европе, США и Японии, где производятся подъемные механизмы под торговыми марками Mitsubishi, Caterpillar и Nissan.

Модельный ряд электропогрузчиков Mitsubishi сегодня является наиболее полным в мире. Механизмы этой фирмы отличаются большой продуманностью. Приборная доска погрузчиков очень похожа на автомобильную и на ней присутствуют все сведения о функционировании наиболее важных механизмов машины. Гидравлика управляется электронными системами, гарантирующими точность и безопасность при работе, а конструкция мачты обеспечивает отличный круговой обзор.

Весьма высокие темпы прироста продаж погрузчиков демонстрируют в последнее время французская фирма Manitou и американская компания Сlагk. Заметно активизировалась южнокорейская Daewoo Heavy Industries and Masсhinery Ltd. в последнее время предложившая своим покупателям обширный модельный ряд электропогрузчиков грузоподъемностью до 3 т, погрузчиков с газовыми двигателями до 7,0 т и дизельные до 15 т. Достаточно интересную продукцию выпускает компания Rocla Oyj (Финляндия), Still GmbH (Германия), Komatsu Forklift (Япония) и Fiat Om Carrelli Elevatori S.p.A. (Италия). Более подробно о подъемных механизмах всех этих производителей и многих других, мы расскажем в следующих номерах нашего журнала.