1
Микротоннелирование
Технология прокладки коммуникаций в условиях плотной застройки
Новые возможности
Разработка крепких горных пород гидравлическими экскаваторами
Буровое оборудование для открытых горных работ
Обзор буровых станков
Выбираем лизинговую компанию
Как правильно выбрать лизинговую компанию и получить оптимальный эффект от финансовой аренды
 1
Жертва политических баталий и технического прогресса
Грузовые автомобили марки Krupp
 1
Под сильным давлением
Карьерные самосвалы БелАЗ
Планируем заключить лизинговую сделку
Методика анализа инвестиционного лизингового проекта
Конусные дробилки как инструмент получения качественного щебня
Техника для холодного ресайклинга
Обзор российского рынка
 1
Бестраншейные методы устранения утечек в трубопроводах (ч. 2)
Пневмогусеничные вездеходы НАМИ (ч. 2)
НАМИ-С-3, НАМИ-С-4, НАМИ-0106, НАМИ-СЗМУ
Прокладка стальных футляров
Технологии закрытой прокладки защитных кожухов при бестраншейной прокладке трубопроводов

О малых автобусах молвите слово

Виталий Орлов

ПАЗ (КАвЗ)-4238 «Аврора»

«Неман» (г. Лида)

БАЗ-А079 «Еталон» на шасси Тата 613

МАРЗ-42191-01

МАЗ-256

ПАЗ 3204

ПАЗ-32051-110

МАЗ-206

В связи с политическими изменениями в республиках Советского Союза в 1990-е годы в города Белоруссии практически прекратились поставки автобусов общественного транспорта, поэтому правительство республики приняло решение организовать собственное производство таких машин.

Автобусы малого и среднего классов
Надо сказать, что автобусы малого и среднего классов сегодня вызывают отрицательное отношение у «пассажирщиков»: это они сделали наши города похожими на страны третьего мира и увеличили аварийность пассажирских перевозок. Тем не менее следует признать, что в ряде случаев без «маршруток» сегодня не обойтись. Они обеспечивают беспересадочное и быстрое сообщение, неплохой уровень комфорта. Притом даже перевозящий 8 пассажиров микроавтобус занимает площадь на дороге всего в 1,5 раза больше, чем легковушка, а ведь, как правило, используется 12…14-местный и даже 20-местный («модернизированные» Peugeot, Volkswagen и др.) подвижной состав. Кроме того, о неравномерности загрузки городского пассажирского транспорта написаны целые диссертации, и ее проще регулировать, используя малые автобусы.
Малые и средние 7…8-метровые автобусы выпускаются и присутствуют в производственной программе всех ведущих мировых автобусостроителей, так что все дело в организации работы пассажирского автобусного транспорта.
В настоящее время в странах СНГ широко представлены автобусы среднего класса, в том числе перспективные (ГолАЗ «Марко Поло», НефАЗ-3299, «Кама») и не отраженная в приведенных ниже таблицах* техника (Uz-Otoyal, Узбекистан), I-Van (Украина) и др. (микроавтобусы «пушного» семейства «ГАЗель», «Соболь» не рассматриваются.).
Отдельного упоминания заслуживает «Богдан». Так, в 2007 г. был изготовлен автобус этой марки под № 10 000, а всего в том году в Черкассах и Луцке их собрали 3251 ед., в том числе обновленные, «перелицованные» модели А301, А401 и средний городской автобус А501 вместимостью 91 чел.
Интересно, что хотя заказчикам и предлагается ПАЗ-3204 (в том числе в неожиданной комплектации ГМП-4В, представленный на выставке в Минске в 2005 г.), а Павловский завод уже несколько лет выпускает малый «низкопольник» ПАЗ-3237, основой автобусного транспорта среднего типоразмера остается «Лотос-3205», включая городской двухдверный удлиненного исполнения

Ее пример – другим наука
В Белоруссии, где раньше автобусы не выпускали вообще, уже пять–семь лет назад удалось собственными силами удовлетворить потребности в этом виде транспорта. «Икарусов», собиравшихся в г. Пинске Брестской обл. на дочерней площадке объединения дорожно-строительной техники «Ударник», было поставлено только около 50 ед. Причина не только в нехватке валюты после 1998 г., но и в устаревшей компоновке автобуса. В свою очередь время для широких (по меркам завода «Неман») поставок одноименного пригородного автобуса для Минска пришло только сейчас. Предлагавшийся трехдверный высокопольный автобус по объективным причинам областные города закупали в небольших количествах. Изготовленный на его основе «мягкий» автобус и сегодня, спустя 10 лет, широко не выпускают. При этом городская модель «Неман» поневоле выступала конкурентом лидеру белорусского автобусостроения МАЗу, предлагавшему и «низкопольник», и одиночный «стандартный» автобус, а также «гармошку».
Автобус среднего класса также был представлен МАЗом – изготовленной еще в 1999 г. моделью 106 на шасси среднетоннажного грузовика. Серийный выпуск несимпатичной автору статьи модели начался только в 2005 г., а до того времени потребности в автобусах рассматриваемого типоразмера удовлетворялись за счет закупки «Лотосов» модели 3205 и поддержания имеющегося парка «пазиков» и ЛАЗов.
В 2005-м начали поступать сообщения о том, что Гомельский авторемонтный со второй половины 2006 г. начнет сборку средних автобусов МАЗ в количестве до 1 тыс. ед./год. Любопытно, что планы их выпуска в Гомеле совпали с решением о начале сборки автобусов «Богдан». В 2005 г. из украинских машинокомплектов собрали опытные образцы автобусов «Богдан» А092 в городской и пригородной модификациях, и начались сертификационные испытания.
Модель А092, получившая в Гомеле имя собственное «Радимич», получилась, на мой взгляд, удачнее МАЗ-256, лучше принята областными автоуправлениями (за 2005 г., в январе которого только началась подготовка производства, АРЗ изготовил 116 автобусов).
Кроме того, автор только укрепляется во мнении о том, что переход автобусного производства МАЗа к выпуску так называемых «автобусов второго поколения», связанный с отходом от лицензионной технологии NeoMAN, сопровождается снижением их потребительских свойств. Что касается среднего автобуса, то МАЗ «2-го призыва» (модели 206, 226) и КАвЗ-4239 почему-то похожи даже по схеме окраски. При этом в Кургане воспользовались более дешевым китайским шасси.
«Радимич» стал недостающим, но не замыкающим звеном в изготовлении в Белоруссии пассажирских автобусов всех классов, при том что новая для республики автобусостроительная отрасль характеризуется не только устойчивостью выпуска, но и тем, что в линейке преобладают автобусы большого и особо большого классов, причем низкопольной и с полом пониженной высоты конструкций.
Второй по значимости сегодня белорусский автобусостроительный завод «Неман» выпустил модель 3231 малого класса с полом переменной высоты. Заказ белорусской столицы позволил увеличить число собираемых в г. Лида автобусов примерно до 110 в год.
В конце 2007 г. совместно с итальянским кузовным ателье Cacciamali были созданы первые автобусы малого класса на шасси IVECO. О потребности в транспортных средствах такого класса говорит тот факт, что с 2004 г. в Минске эксплуатируется 200 микроавтобусов MB Sprinter, 140 из которых используются во внутригородской черте в качестве маршрутных такси, остальные – в пригородном и междугородном сообщении. Для обслуживания междугородных маршрутов высокие заводские сиденья на части Sprinter заменили «мягкими».

Секреты производства
Выпуск автобусов малого и среднего классов на импортных шасси расширяется, несмотря на трудности. Чего стоит одна только сертификация, связанная с прохождение ведомственных и таможенных согласований. Совсем непростой оказывается подготовка участка сборки новых для предприятия автобусов, когда требуется устанавливать нестандартное оборудование, перепланировать технологические мощности и реконструировать цехи. В Минске, Лиде и Гомеле все это делают без остановки производства, а помимо этого все заводчане нацелены на уход от «отверточной» технологии. Первоначально для выделения в транспортном потоке «Радимичей» менялся цвет их кузова – вместо типичных желтых «Богданов» образца 2005–2006 гг. автобусы окрашивали в белый (пригородные), серый и коричневый цвет (междугородные, с багажным отсеком и кондиционером на крыше).
Следующей высотой, покоренной пока только Гомельским АРЗ, является изготовление каркаса кузова на собственных производственных площадях. Известно, что изготовление собственными силами кузовов, до того приобретаемых на стороне, снижает стоимость автобусов (по опыту «Тушино-Авто» при сборке «Икарусов» – до 40%). Вместе с тем следует иметь в виду, что переход на работу с узлами и деталями белорусского производства в конечном счете утверждается в Германии, Китае, Италии, Японии. Зарубежная сторона, являясь акционером и держателем технологии, проверяет каждую деталь, которая идет в автобус на замену, оценивая ее не только с точки зрения качества, но и экономики – насколько местное производство дешевле «родного» аналога.
Как видим, побудительные причины начала выпуска подвижного состава малого и среднего классов у белорусских автобусостроителей были разными. МАЗ стремился к охвату всех типоразмеров. Сегодня он предлагает как 8-метровую модель на шасси среднетоннажного грузовика, так и модель с полом переменной высоты. «Неман», столкнувшись со снижением заказов на 12-метровые высокопольные автобусы пригородного и городского исполнения, заинтересован в расширении ассортимента продукции, куда добавятся не только 8-метровые машины, но и микроавтобус. Для Гомельского авторемонтного завода начало сборки «Богданов», выпуск которых в 2008 г. планируют увеличить до 380 ед., стало «обретением себя», способом вернуться к ритмичной работе.
Перспективы развития производства в Белоруссии автобусов малого и среднего классов связаны с их выводом на внешние рынки.

Nissan отзывает свыше 160 000 микроавтобусов
Когда верстался этот номер, в СМИ появилось сообщение о том, что японская Nissan Motor Co. объявила об отзыве 166 тысяч микроавтобусов, произведенных в период с мая 2001 г. по сентябрь 2007 г. По данным министерства транспорта Японии, отзыву подвергнутся две практически идентичные модели – Nissan Caravan и Isuzu Como. Причиной отзыва стали три разных, не связанных друг с другом дефекта, выявленных на многих автомобилях этих моделей: утечка топлива, недостаточная шумоизоляция и дефекты резиновых уплотнений. Министерство транспорта подчеркивает, что с 2003 г. получило уже более четырехсот жалоб на эти дефекты. География продаж дефектных Nissan Caravan и Isuzu Como не уточняется.

Параметр ПАЗ-672 КАвЗ-685 ЛАЗ-695
Длина, м 7,15 6,6/ 6,9 9,32
Пассажировместимость, чел. 23+22 21+7 34+33
Двигатель ЗМЗ-511   ЗИЛ-508
Коробка передач ГАЗ   ЗИЛ
Ведущий мост ГАЗ   ЗИЛ
Объем выпуска, ед. В 1980-е гг. 15…20 тыс. ед. ежегодно   1974–1984 гг. 150 тыс. ед.

 

Параметр ПАЗ-4230
«Аврора»
ПАЗ-3204 ПАЗ-3237 КАвЗ-4239
Длина, м 8,4 7,6 7,8 10,3
Вместимость, пасс. 31+23 18+34 16+38 23+66
Двигатель ММЗ Д-245 Cummins Cummins Шасси FAW
Коробка передач ЗИЛ ZF Praga  
Ведущий мост СААЗ КААЗ Raba  
Расположение пола салона Высокое Пониженное Переменное Переменное
Объем
выпуска, ед.
2003 г. – 394
2004 г. – 499
2006 г. – 1121
2007 г. – 1423

2007 г. – 385
2004 г. – 2
2006 г. – 36
2007 г. – 177
К началу 2008 г. – опытный образец.
Планы на 2010 г – до 2 тыс. ед.

 

Модель МАРЗ-4219 А092
«Богдан»
БАЗ А079
«Эталон»
«Анто-Рус»
мод. 3250
Длина, м 9,5…10,5 7,2 7,15 6,5/ 7,2
Пассажироместимость, чел. 23/ 33+67/ 27 21+24 29+17 23/ 16+18
Двигатель ЯМЗ-236 Шасси Isuzu Шасси Tata Шасси Dong Feng
Коробка передач ЯМЗ-236      
Ведущий мост ИЗТМ      
Расположение пола салона Высокое Пониженное Пониженное Пониженное
Объем выпуска, ед. 2003 г. – 248
2004 г. – 194
2005 г. – 9
2006 г. – 15
2007 г. – 23
2005 г. –1979
2006 г. –2688
2007 г. –3251
2005 г. –1958
2006 г. –2408
2007 г. –3412
2005 г. – 404
2006 г. – 549
2007 г. – 157

 

Параметр ПАЗ-3205, модификации ПАЗ-4234
Длина, м 6,9 8,2
Пассажировместимость, чел. 21/23/25 + 15/16/17 30 + 20
Двигатель ММЗ Д-245/ ЗМЗ-511/ Cummins
Коробка передач ГАЗ/ ZF/ ПАЗ (СААЗ)
Ведущий мост РЗАА/ КААЗ
Объем выпуска, ед. 2003 г. – 10 249
2004 г. – 10 518
2006 г. – 11 482
2007 г. – 11 673
2003 г. – 709
2004 г. – 1232
2006 г. – 2111
2007 г. – 2534

 

Параметр А092, А092-02 (городская) А092-12, А092-1 (междугородная)
Длина, м 7,4 7,4
Пассажировместимость, чел. 21+24 25+10
Ходовая часть Шасси Isuzu
Расположение пола салона Пониженное
Объем выпуска, ед. 2005 г. – 116
2006 г. – около 250
2007 г. – 310

 

Параметр МАЗ-206/226 МАЗ-256
Длина, м 8,6 8,1
Пассажировместимость, чел. 25+47/ 31+28 27+16/ 24
Двигатель Mercedes-Benz 4Р ММЗ
Коробка передач ZF ССАЗ/ ZF
Ведущий мост МАЗ МАЗ (шасси среднетоннажного грузовика МАЗ-4370)
Объем выпуска, ед. 2006 г. – 2
2007 г. – 46
2004 г. – 3
2005 г. – 221
2006 г. – 387
2007 г. – 366

 

Параметр «Неман-3231» «Неман-Cacciamali»
Длина, м 6,35 8
Вместимость, пасс. 35 28
Ходовая часть Шасси Dong Feng Шасси IVECO



ТЕХНИКА (обзоры) ТРАНСПОРТ Автобус
Виталий Орлов Основные Средства 11'2008 21 мая 2009

Комментарии (0)

Компании
ООО «ИнСпецТехника» (812) 309-260-97, 309-26-12 www.ist-holding.ru
TII Group (495) 665-63-72 www.tii-group.com