«Автомат» или «робот»? (ч. 1)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
Придет ли КМУ на смену автокрану? (ч. 1)
Пневмогусеничные вездеходы НАМИ (ч. 2)
НАМИ-С-3, НАМИ-С-4, НАМИ-0106, НАМИ-СЗМУ
Электропривод карьерного экскаватора
 2
Что такое дизтопливо и как с ним... бороться?
Характеристики дизельного топлива
Лизинг автотранспортных средств и спецтехники (ч.1)
Если предмет лизинга на балансе лизингодателя
Спецтехника зимой
Советы по эксплуатации
Смешать, но не взбалтывать
Современные тенденции в грейдерном деле
 1
Сколько «ходят» шины?
Снижаем затраты на покрышки и продлеваем их ресурс
ОчУМЕЛЫЕ ручки
Навесное оборудование для мини-погрузчиков
Что проверять?
Два взгляда на обследование конструкции стрелового крана
Как продлить ресурс гидромолота
Советы по эксплуатации сменного инструмента гидромолота

Транспорт для подземных горных работ
Обзор подземных самосвалов и погрузочно-доставочных машин

В последние годы получает развитие комбинированный открыто-подземный способ разработки на крутопадающих месторождениях, что обосновывается экономическими требованиями. Глубина ряда карьеров превышает 400…500 м, что делает их дальнейшую разработку более затратной. Внедрение такого способа позволяет снизить экологическую нагрузку на окружающую среду, сократить площади изъятия земель под карьеры и внешние отвалы. Этот способ добычи твердых полезных ископаемых освоили предприятия, входящие в состав ОАО «Апатит», АК «АЛРОСА», Учалинский и Гайский ГОКи. Кроме того, увеличение дальности доставки добытной горной массы требует внедрения новой мобильной горной техники. За последние десятилетия ряд зарубежных и отечественных предприятий разработали и освоили производство подземных колесных погрузочно-доставочных машин и самосвалов.

Опыт комбинированной разработки показывает, что очистные работы в переходной зоне можно выполнять карьерным технологическим оборудованием, а в труднодоступных местах – с помощью мобильного малогабаритного подземного оборудования, оснащенного в ряде случаев системами дистанционного управления.

Создание таких видов оборудования базируется на следующих основных принципах:

  • использование компоновочной модульной конструкции, т. е. полноприводных шарнирно-сочлененных базовых колесных шасси с колесами одинакового размера, с низко расположенными моторными установками и трансмиссиями, чтобы получить малые габаритные размеры;
  • применение дизельных двигателей, оснащаемых каталитическими нейтрализаторами и системами нейтрализации выхлопных газов;
  • применение трансмиссий гидростатических (на малых типоразмерах) и гидромеханических;
  • установка одноместных постов управления, оснащенных защитным каркасом с системами безопасности ROPS/ FOPS или защитной кабиной;
  • применение электрогидравлических систем управления типа джойстик;
  • оснащение системами автоматического контроля рабочих параметров, осуществляемого в режиме реального времени;
  • создание на рабочем месте операторов комфортных условий за счет подрессоривания кабины или рабочего кресла (последнее, как правило, должно регулироваться по весу и росту оператора);
  • сосредоточение в одном месте точек обслуживания и диагностики;
  • комплектация системами предупреждения о возможном наступлении аварийной ситуации;
  • применение специальных кинематических схем погрузочного и самосвального оборудования, обеспечивающих минимально возможные параметры по загрузке-выгрузке самосвалов;
  • использование в конструкции машин узлов и агрегатов ведущих производителей двигателей, коробок передач, гидротрансформаторов, ведущих мостов, гидронасосов, гидромоторов, гидрораспределителей и РВД, положительно зарекомендовавших себя на аналогичных машинах и оборудовании.

Многое из перечисленных ниже машин и оборудования эксплуатируют ведущие горнодобывающие предприятия России (ОАО «Апатит», ОАО «Корунд», ОАО «Стройинсервис», Гайский ГОК и др.), Казахстана (АО «Казцинк», Казахмыс ПЛС), Узбекистана (Алмалыкский ГМК) и др. В России производство машин для подземной добычи полезных ископаемых не получило должного развития, а смежные машиностроительные отрасли не уделяют развитию этого вида техники должного внимания.

В России и странах СНГ вопросами создания и производства мобильных подземных самосвалов занимаются три предприятия – Могилёвский автозавод и РУП «БелАЗ» в Белоруссии и НПО «Автомаркет Майнинг» в России, в странах дальнего зарубежья – компании Hermann Paus, GHH Fahrzeuge, Anchises (Германия), Elphinstone (Австралия), Caterpillar (США), Sandvik Mining and Construction (Канада, США и Финляндия), Dux (Канада), Atlas Copco Wagner (США). Основные характеристики подземных самосвалов и погрузочно-доставочных машин производства стран СНГ и дальнего зарубежья приведены в таблицах.

Анализ данных табл. 1 показывает, что в России и странах СНГ производство подземных самосвалов охватывает только три диапазона грузоподъемности: 20…25 т, 25…30 и 30…40 т, причем около 44% моделей приходится на грузоподъемность 20…25 т и по 28% на остальные диапазоны. Погрузочно-доставочные машины в России и странах СНГ производят в основном грузоподъемностью 8…10 т.

Таблица 1. Основные характеристики подземных самосвалов и погрузочно-доставочных машин производства РФ и стран СНГ
Производитель Число моделей Грузо-подъем-ность, т Мощность, кВт Масса, т Вместимость рабочего оборудования, м3 Примечание
Подземные самосвалы
НПО «Автомаркет Майнинг», Россия 3 27…35 204…298 22…27 10…16,5 Схема 4х4
РУП «БелАЗ», Белоруссия 1 40 350 35 16,5 Схема 4х4
ПО «МоАЗ», Белоруссия 3 22…35 140…265 19,5…29 12,5…16 Схемы 4х2; 4х4; 6х4
Всего 7 22…40 140…350 19,5…35 10…16,5  
Погрузочно-доставочные машины
НПО «Автомаркет Майнинг», Россия 2 9,2…9,5 170…176 24 3,7…4,5 Схема 4х4
ОАО «Рудгормаш», Россия 1 0,4 42 4,6 0,2
Донецкгормаш, Украина 1 8,5 140 25,4 3 Схема 4х4
ПО «МоАЗ», Белоруссия 1 9 175 26 3,2 Схема 4х4
Всего 5 0,4…9,5 42…176 4,6…26 0,2…4,5  

Анализ структур типоразмерных рядов погрузочно-доставочных машин и подземных самосвалов, производимых в странах дальнего зарубежья, позволяет сделать следующие выводы:

  • наибольшее число моделей подземных самосвалов приходится на диапазоны грузоподъемности 15…20 т (20%), 10…15 т, 25…30 т и 40…50 т (по 15%) и 30…40 т (12%);
  • наибольшее число моделей погрузочно-доставочных машин приходится на диапазоны грузоподъемности 3…5 т (25%); 5…8 т (22%); 8…10 т (17%); 10…15 т (15%) и свыше 15 т (14%), меньше всего выпускается моделей грузоподъемностью до 3 т.

Анализ данных табл. 2 показывает, что в дальнем зарубежье типоразмерные ряды подземных самосвалов охватывают диапазоны: по грузоподъемности – от 4,5 до 80 т, по мощности двигателя  – от 75 до 567 кВт, по массе – от 10,3 до 58 т, что свидетельствует о полноте охвата этого вида оборудования. Аналогичная картина и по погрузочно-доставочным машинам.

Таблица 2. Основные характеристики подземных самосвалов и погрузочно-доставочных машин производства стран дальнего зарубежья
Производитель Число моделей Грузо-подъем-ность, т Мощность, кВт Масса, т Вместимость рабочего оборудования, м3 Примечание
Подземные самосвалы
GHH Fahrzeuge, Германия            
транспортные машины 6 4,5…17 79…320 13…47 Н. д. Схема 4х4
подземные самосвалы 5 15…50 102…320 14,1…34,5 7,5...26 Схема 4х4
Hermann Paus, Германия 6 8…25 93…230 До 22 5…12,5 Схема 4х4
Elphinstone, Австралия 5 36,2…44 365…509 30…41,8 18,2…32 3 модели с жесткой рамой 2 модели с шарнирно-сочлененной рамой
Caterpillar, США 3 30…55 304…485 30…47 14,4…26,9 Схема 4х4
Dux, Канада            
подземные самосвалы 10 11…50 119…429 Н. д. 5...23 Схема 4х4
подземные самосвалы с телескопическим кузовом 6 15…41 176…429 Н. д. Н. д. Схема 4х4
подземные самосвалы с выталкиванием 3 22…41 298…429 Н. д. Н. д. Схема 4х4
Anchises, Германия 3 11…20 104…136 11…19 4,5…9,5 Схема 4х4
Atlas Copco Wagner, США 4 20…50 220…478 20,5…42 9,2…28,8 Схема 4х4
Дарасун, Китай 6 8…20 75…205 10,3…19,5 4…10 Схема 4х4
Sandvik Mining and Construction, Канада, США и Финляндия 11 15,4…80 156…567 15…58 6,9…48 Схема 4х4 – 5 моделей; Схема 4х2 – 4 модели; Схема 6х4 – 1 модель; Схема 10х8 – 1 модель
Всего 68 4,5…80 75…567 10,3…58 4…48  
Погрузочно-доставочные машины
GHH Fahrzeuge, Германия            
с дизельным приводом 6 3,5…20 63…320 10…58,5 1,5…8,5 Схема 4х4
с электроприводом 5 4,5…18 75…250 14…54,5 2,4…8,5 Схема 4х4
Hermann Paus, Германия 5 1,5…10 40…225 5…30 0,8…5 Схема 4х4
Elphinstone, Австралия 4 6,5…17,2 123…269 19…46,5 2,8…7,3 Схема 4х4
Kawasaki, Япония 4 Н. д. 58…204 9…31,5 1,5…6,5 Схема 4х4
Caterpillar, США 5 6,8…20 136…321 21…56 2,4…8,2 Схема 4х4
Shopt, Германия 5 6…18 129…261 18…50 2,7…9 Схема 4х4
Bumar, Польша 6 3,2…12,5 60…242 10,9…33,5 1,6…6 Схема 4х4
Dux, Канада 2 3,6…6,6 90…153 12,2…18,5 1,5…3 Схема 4х4
Anchises, Германия            
с дизельным приводом 5 3,6…14 63…204 9,6…34,5 1,6…6 Схема 4х4
с электроприводом 3 Н. д. Н. д. Н. д. 1,6…4 Схема 4х4
Zanam Legmet, Польша            
погрузочно-доставочные 11 3,25…16,2 Н. д. 10,8…42,3 1,6…8,5 Схема 4х4
доставочно-транспортные 3 10…28 Н. д. 19…23,5 6…15 Схема 4х4
Дарасун, Китай            
с дизельным приводом 6 3,6…13,5 60…204 10,3…33,5 15,6 Схема 4х4
с электроприводом 4 1,5…9,5 Н. д. 7…23 0,75…4 Схема 4х4
Atlas Copco Wagner, США 8 3,6…15 62…294 11,5…41,3 2,5…7,5 Схема 4х4
Sandvik Mining and Construction, Канада, США и Финляндия            
с дизельным приводом 10 1…21 33…354 3,65…56,8 0,54…10,7 Схема 4х4
с электроприводом 7 1…25 30…315 3,85…77,5 0,54…10 Схема 4х4
погрузчики для угля 3 6…10 150…172 19,2…20,65 2,7…3,8 Схема 4х4
с грузовым щитом для перевозки угля 3 25…40 172 26,6…46,5 Н. д. Схема 4х4
Всего 109 1…40 33…354 3,65…77,5 0,54…15  
ТЕХНИКА (обзоры) КАРЬЕРЫ/ГОРНЫЕ РАЗРАБОТКИ ШАХТЫ
В. Ковригин Основные Средства 10'2009 26 февраля 2016

Комментарии (0)