Не улучшишь – не поедешь
Как улучшить дизтопливо, или Советы перфекционисту
Не страшна нам зима!
Советы опытного автомобилиста по запуску двигателя в мороз
Канадская легенда о дорожном грузовике
История марки Hayes
Экскаваторы на горных работах
Обзор экскаваторного парка горных предприятий
Буровое оборудование для открытых горных работ
Обзор буровых станков
Сменный инструмент гидромолота
Типы конструкций и факторы влияющие на долговечность инструмента
ОчУМЕЛЫЕ ручки
Навесное оборудование для мини-погрузчиков
Диметиловый эфир (ч.4)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Там, где пехота не пройдет
Краны на шасси высокой проходимости
Комбайны для открытых горных работ
Обзор фрезерных комбайнов Surface Miner («майнеров»)
Колесные экскаваторы
Best of the best
Пневмогусеничные вездеходы НАМИ (ч. 2)
НАМИ-С-3, НАМИ-С-4, НАМИ-0106, НАМИ-СЗМУ

Рынок грузовых автомобилей и автобусов Турции

А. Малышев

За последние пять лет внутренние продажи автотранспортных средств для коммерческого использования в Турции увеличились более чем в пять раз (c 60,3 тыс. ед. в 2001 г. до 306,7 тыс. в 2005 г.). Доминирующие позиции на рынке занимает продукция ведущих европейских компаний, в частности FIAT, Renault и DaimlerChrysler.

Удельный вес продукции турецких компаний во внутренних продажах автотранспортных средств для коммерческого использования в 2005 г. равнялся 62,8%; крупнейшим поставщиком в стране является отделение компании Ford.

За первые пять месяцев 2006 г. продажи автобусов выросли на 51% по сравнению с соответствующим периодом 2005 г., грузовых автомобилей – на 29%, что было в основном покупательскими ожиданиями роста цен к концу текущего года. Производство автобусов выросло на 18,3%, легких грузовиков – на 27%, развозных фургонов – на 8%, тяжелых грузовиков – на 6%. Турецкий экспорт грузовиков и автобусов вырос на 5% и достиг 109 тыс. ед. (из них 76 тыс. пришлось на легкие грузовики производства компании Ford Otosan и 26 тыс. – на продукцию компании Tofas).

Выпуском грузовых автомобилей и автобусов в Турции заняты 12 компаний, в том числе 7 совместных предприятий, 4 турецкие компании, осуществляющие лицензионную сборку автомобилей иностранных марок, и одна чисто турецкая компания, производящая собственные машины – BMC.

В 2005 г. удельный вес продукции турецких компаний во внутренних продажах автотранспортных средств для коммерческого использования составлял в Турции 62,8%. Крупнейшим национальным продуцентом этой техники в стране является отделение компании Ford.

Турецкие покупатели автотранспортных средств для коммерческого использования особое внимание уделяют топливной экономичности машин, их грузоподъемности, а также возможности использования в качестве тягача. Хорошим спросом в стране пользуются пикапы грузоподъемностью 1,5 т.

Удельный вес импортной продукции в продажах автотранспортных средств для коммерческого использования в Турции составляет примерно 37%. Указанная техника (как иностранная, так и местного производства) соответствует директивам Европейского Союза в отношении массы и габаритов. В частности, длина полуприцепов ограничивается 18,75 м для одноосных изделий и 22,0 м для двухосных.

В соответствии с нормами ЕС для транспортных перевозок в странах – членах Евросоюза используются только машины со сроком службы менее 5...6 лет. Турецкие компании, осуществляющие международные перевозки, сейчас активно закупают такую технику. В Турции действуют достаточно серьезные нетарифные ограничения на импорт автотранспортных средств для коммерческого использования. Полностью запрещен ввоз отремонтированной или подержанной техники, а импортируемые модели должны иметь текущий или следующий год выпуска.

Импортеры тягачей и автобусов обязаны создать два собственных центра технического обслуживания в двух различных регионах страны, а также заключить соглашения с 12 сервисными компаниями во всех семи основных географических регионах страны (Фракия и побережье Мраморного моря, Эгейский и Средиземноморский регионы, Анатолийское плоскогорье, Черноморский регион, Восточное нагорье и Юго-Восточная Анатолия). Эти 14 сервисных пунктов могут обслуживать машины только одной марки (или нескольких марок одного изготовителя).

Кроме того, импортеры должны иметь соглашения еще с шестью сервисными станциями в различных регионах страны без жесткой привязки к конкретной марке. Импортеры микроавтобусов и легких грузовиков должны иметь два собственных пункта технического обслуживания в различных регионах и сервисные контракты с 18 компаниями в семи географических регионах при таких же ограничениях по маркам. Импортер техники обязан ввозить запчасти на сумму не менее 3% стоимости импортируемых машин ФОБ.

Таможенная очистка импортируемых в Турцию автомобилей осуществляется всего через два пункта – специальные автомобильные таможни Есилкой (г. Стамбул) и Гебзе (около 90 км от Стамбула). Максимальные сроки данной процедуры установлены в 45 дней при доставке грузов морским транспортом и 20 дней – воздушным, при этом в любом случае автомобили должны покинуть территорию таможни до окончания года ввоза. Импортеры уплачивают ежегодный сбор в сумме 740 USD, операционный сбор – 1500 USD и 5 USD за каждые сутки прохождения процедуры.

В соответствии с национальным законодательством о лизинге ставка НДС налога на добавленную стоимость при ввозе арендуемых автотранспортных средств для коммерческого использования составляет 8%, тогда как при прямой покупке такой техники данный показатель достигает 18%. Лизинговые сделки в Турции наиболее широко применяются при импорте грузовиков, трейлеров и автобусов.

По мнению большинства фирм-продуцентов и импортеров, общий размер налогов на автотранспортные средства для коммерческого использования в Турции чрезмерно высокий: всевозможные налоги и сборы достигают 50% продажной цены грузового автомобиля или автобуса.

По мнению экспертов, хорошие возможности для расширения продаж в Турции существуют в отношении развозных автофургонов и легких грузовиков. Поставки этих грузовиков в страну осуществляют такие крупные фирмы, как DaimlerChrysler (Mercedes), Volvo, Scania, IVECO, Renault, DAF и MAN.

Крупнейшими турецкими продуцентами и импортерами автобусов являются компании DaimlerChrysler, MAN, BMC и Temsa. Спрос на автобусы в стране остается сравнительно невысоким, поэтому их экспортируют в Европу, Россию, страны СНГ и КНР. Для удовлетворения экспортного спроса компания DaimlerChrysler Turkey сейчас работает в трехсменном режиме, а Volvo планирует освоить выпуск автобусов в Турции (наряду с грузовиками и полуприцепами).

Около 40% рынка городских автобусов, рассчитанных на 14...24 места для сидения, контролирует турецкая компания BMC. В то же время на рынке автобусов для междугородных перевозок ведущие позиции занимают DaimlerChrysler и MAN.


А. Малышев Основные Средства 10'2006 30 марта 2007

Комментарии (0)