Рынок грузовых автомобилей и автобусов Турции

А. Малышев

За последние пять лет внутренние продажи автотранспортных средств для коммерческого использования в Турции увеличились более чем в пять раз (c 60,3 тыс. ед. в 2001 г. до 306,7 тыс. в 2005 г.). Доминирующие позиции на рынке занимает продукция ведущих европейских компаний, в частности FIAT, Renault и DaimlerChrysler.

Удельный вес продукции турецких компаний во внутренних продажах автотранспортных средств для коммерческого использования в 2005 г. равнялся 62,8%; крупнейшим поставщиком в стране является отделение компании Ford.

За первые пять месяцев 2006 г. продажи автобусов выросли на 51% по сравнению с соответствующим периодом 2005 г., грузовых автомобилей – на 29%, что было в основном покупательскими ожиданиями роста цен к концу текущего года. Производство автобусов выросло на 18,3%, легких грузовиков – на 27%, развозных фургонов – на 8%, тяжелых грузовиков – на 6%. Турецкий экспорт грузовиков и автобусов вырос на 5% и достиг 109 тыс. ед. (из них 76 тыс. пришлось на легкие грузовики производства компании Ford Otosan и 26 тыс. – на продукцию компании Tofas).

Выпуском грузовых автомобилей и автобусов в Турции заняты 12 компаний, в том числе 7 совместных предприятий, 4 турецкие компании, осуществляющие лицензионную сборку автомобилей иностранных марок, и одна чисто турецкая компания, производящая собственные машины – BMC.

В 2005 г. удельный вес продукции турецких компаний во внутренних продажах автотранспортных средств для коммерческого использования составлял в Турции 62,8%. Крупнейшим национальным продуцентом этой техники в стране является отделение компании Ford.

Турецкие покупатели автотранспортных средств для коммерческого использования особое внимание уделяют топливной экономичности машин, их грузоподъемности, а также возможности использования в качестве тягача. Хорошим спросом в стране пользуются пикапы грузоподъемностью 1,5 т.

Удельный вес импортной продукции в продажах автотранспортных средств для коммерческого использования в Турции составляет примерно 37%. Указанная техника (как иностранная, так и местного производства) соответствует директивам Европейского Союза в отношении массы и габаритов. В частности, длина полуприцепов ограничивается 18,75 м для одноосных изделий и 22,0 м для двухосных.

В соответствии с нормами ЕС для транспортных перевозок в странах – членах Евросоюза используются только машины со сроком службы менее 5...6 лет. Турецкие компании, осуществляющие международные перевозки, сейчас активно закупают такую технику. В Турции действуют достаточно серьезные нетарифные ограничения на импорт автотранспортных средств для коммерческого использования. Полностью запрещен ввоз отремонтированной или подержанной техники, а импортируемые модели должны иметь текущий или следующий год выпуска.

Импортеры тягачей и автобусов обязаны создать два собственных центра технического обслуживания в двух различных регионах страны, а также заключить соглашения с 12 сервисными компаниями во всех семи основных географических регионах страны (Фракия и побережье Мраморного моря, Эгейский и Средиземноморский регионы, Анатолийское плоскогорье, Черноморский регион, Восточное нагорье и Юго-Восточная Анатолия). Эти 14 сервисных пунктов могут обслуживать машины только одной марки (или нескольких марок одного изготовителя).

Кроме того, импортеры должны иметь соглашения еще с шестью сервисными станциями в различных регионах страны без жесткой привязки к конкретной марке. Импортеры микроавтобусов и легких грузовиков должны иметь два собственных пункта технического обслуживания в различных регионах и сервисные контракты с 18 компаниями в семи географических регионах при таких же ограничениях по маркам. Импортер техники обязан ввозить запчасти на сумму не менее 3% стоимости импортируемых машин ФОБ.

Таможенная очистка импортируемых в Турцию автомобилей осуществляется всего через два пункта – специальные автомобильные таможни Есилкой (г. Стамбул) и Гебзе (около 90 км от Стамбула). Максимальные сроки данной процедуры установлены в 45 дней при доставке грузов морским транспортом и 20 дней – воздушным, при этом в любом случае автомобили должны покинуть территорию таможни до окончания года ввоза. Импортеры уплачивают ежегодный сбор в сумме 740 USD, операционный сбор – 1500 USD и 5 USD за каждые сутки прохождения процедуры.

В соответствии с национальным законодательством о лизинге ставка НДС налога на добавленную стоимость при ввозе арендуемых автотранспортных средств для коммерческого использования составляет 8%, тогда как при прямой покупке такой техники данный показатель достигает 18%. Лизинговые сделки в Турции наиболее широко применяются при импорте грузовиков, трейлеров и автобусов.

По мнению большинства фирм-продуцентов и импортеров, общий размер налогов на автотранспортные средства для коммерческого использования в Турции чрезмерно высокий: всевозможные налоги и сборы достигают 50% продажной цены грузового автомобиля или автобуса.

По мнению экспертов, хорошие возможности для расширения продаж в Турции существуют в отношении развозных автофургонов и легких грузовиков. Поставки этих грузовиков в страну осуществляют такие крупные фирмы, как DaimlerChrysler (Mercedes), Volvo, Scania, IVECO, Renault, DAF и MAN.

Крупнейшими турецкими продуцентами и импортерами автобусов являются компании DaimlerChrysler, MAN, BMC и Temsa. Спрос на автобусы в стране остается сравнительно невысоким, поэтому их экспортируют в Европу, Россию, страны СНГ и КНР. Для удовлетворения экспортного спроса компания DaimlerChrysler Turkey сейчас работает в трехсменном режиме, а Volvo планирует освоить выпуск автобусов в Турции (наряду с грузовиками и полуприцепами).

Около 40% рынка городских автобусов, рассчитанных на 14...24 места для сидения, контролирует турецкая компания BMC. В то же время на рынке автобусов для междугородных перевозок ведущие позиции занимают DaimlerChrysler и MAN.


А. Малышев Основные Средства 10'2006 30 марта 2007

Комментарии (0)