Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 2)
Рациональное применение
Гусеничные краны-трубоукладчики
Обзор российского рынка
Раздаточные коробки грузовых автомобилей повышенной проходимости
 1
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 3)
Фильтры масляные и топливные
Защита инструмента гидромолота от грязи и автоматическая смазка
Лизинг. Малоизвестное элементарное
Cущность, особенности, преимущества и недостатки этого вида финансирования
Мобильность как преимущество
Мобильные установки дробления и грохочения
 1
Сочлененный самосвал – для опытного водителя
Рекомендации по приемам работы на сочлененном самосвале
Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.1)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин
Длинная рука разрушения
Машины со сверхдлинным рабочим оборудованием
Полосы для движения автобусов BRT
 1
Антифриз (ч.1)
Свойства охлаждающих жидкостей разных типов для тяжелой техники

Рынок бензина и дизельного топлива. Год 2004-й – начало 2005-го

А. Рикошинский

В настоящее время значение топливно-энергетического комплекса (ТЭК) для экономики России огромно – это один из наиболее устойчиво работающих сегментов. На его долю приходится более 16% произведенного ВВП России, четвертая часть налоговых и таможенных поступлений в бюджеты всех уровней, а также более трети валютной выручки. У отечественной нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности есть значительный ресурс и производственный потенциал – в России сосредоточено около 13% всех мировых разведанных запасов нефти. В 2005 г. добычу и переработку нефти в стране осуществляют 10 нефтяных компаний, которые обеспечивают более 90% всего объема добычи, и более 150 самостоятельных акционерных обществ, включая малые предприятия.

В 2004 г. рост производства по ТЭК составил 105,5% к уровню 2003 г. Благодаря благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре рынка топливно-энергетических ресурсов и росту внутреннего спроса продолжился рост добычи и производства важнейших видов энергоресурсов, за исключением топочного мазута. За 2004 г. добыча нефти, включая газовый конденсат, составила 459 млн. т, или 108,9% к уровню 2003 г. (в 2003 г. – 111% к 2002 г.).

В Российской Федерации расходуется менее трети добываемой нефти, включая продукты переработки. В прошлом году и начале этого работа отечественной нефтеперерабатывающей промышленности характеризовалась следующими показателями. Объем первичной переработки нефтяного сырья в 2004 г. составил 195 млн. т, или 102,6% к уровню 2003 г., однако за счет большей привлекательности экспортных поставок нефти доля переработки нефти в объеме добычи сократилась до 42,5% (в 2003 г. – 45,1%) при использовании имеющихся мощностей предприятий отрасли на уровне 74%. Производство автомобильного бензина за год составило 30,4 млн. т, или 103,8% к 2003 г., при этом доля высокооктанового бензина в общем объеме увеличилась до 55,3% против 53,1% в 2003-м. Дизельного топлива было произведено 55,4 млн. т (103,3%), топочного мазута – 56,3 млн. т (98,1%), смазочных масел – 2,8 млн. т (98,4%), авиакеросина – 7,7 млн. т (106,9%).

Индекс роста промышленного производства в нефтеперерабатывающей отрасли за 2004 г. составил 102,3% к 2003 г., что связано с ростом производства светлых нефтепродуктов. Глубина переработки нефтяного сырья увеличилась с 70,2% в 2003 г. до 71,5% в 2004-м. Относительно низкая глубина переработки обусловлена недостаточным использованием углубляющих схем переработки мазута (доля углубляющих мощностей на заводах страны не превышает 17% против 55% на заводах США).

Рост на 10,5% объемов первичной переработки нефтяного сырья в январе 2005 г. к январю 2004 г. позволил увеличить производство автобензина на 11,9% и дизельного топлива на 13,4%.
В 2004 г. цены производителей в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности росли быстрее, чем цены по промышленности в целом. Так, если индекс цен производителей промышленной продукции за 2004 г. составил 128,3%, то в нефтедобывающей промышленности – 165,4%, а в нефтеперерабатывающей – 148,9%.

В начале 2005 г. сезонное превышение предложения над спросом на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов привело к снижению уровня цен как у производителей, так и в розничной торговле. Индекс цен производителей в январе 2005 г. к декабрю 2004 г. составил на автобензин всех марок 81,7%, на дизельное топливо – 94,5% и мазут топочный – 84,0% при индексе цен промышленности 100,2%. Необходимо отметить, что темпы снижения цен на автобензин на потребительском рынке ниже, чем у производителей. Индекс потребительских цен на автобензин – 98,4% при индексе потребительских цен на все товары и услуги 102,6%.

Средние цены производителей в январе 2005 г. составили:

нефть – 2943 руб./т;

автомобильный бензин – 7168 руб./т;

дизельное топливо – 9615 руб./т.

В январе снижение потребительских цен на бензин автомобильный было отмечено в 64 субъектах РФ, и самое значительное – в Республике Тыва: на 7,1%. По сравнению с предыдущим месяцем цены на бензин остались без изменения в 19 субъектах РФ.

Увеличение цен на бензин наблюдалось в шести субъектах РФ, в том числе в Чукотском автономном округе – на 6,9%. В Москве потребительские цены на бензин за прошедший месяц в среднем снизились на 3,2%, в С.-Петербурге – на 1,1%.

В январе цены производителей на бензин автомобильный снизились на 18,3%. Производство бензина стало дешевле в 17 субъектах РФ (от 2,3% в Ленинградской обл. до 28,2% в Ярославской обл.). На уровне декабря сохранились цены на бензин в Сахалинской обл., а в Республике Саха (Якутия) они выросли на 3,8%.

Оценивая динамику изменения цен на нефть и нефтепродукты, заметим, что все последние годы основным фактором, определяющим рост добычи, переработки нефти и цен на нефтепродукты, являлось сохранение благоприятной конъюнктуры мирового рынка. Экспорт нефти за 2004 г. увеличился по сравнению с 2003 г. на 12,8% и составил 257 млн. т. Удельный вес экспорта нефти в объеме добычи имеет тенденцию к росту и составил 56% в 2004 г. (в 2003 г. – 54%). Основная доля экспорта нефти и нефтепродуктов приходится на страны дальнего зарубежья. В совокупной товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья удельный вес топливно-энергетических товаров в 2004 г. составил 58,2% всего объема экспорта в эти страны (в 2003 г. – 57,8%). В 2004 г. по сравнению с 2003 г. стоимостной объем экспортируемых нефтепродуктов увеличился на 35,4%, что произошло за счет роста средней цены до 233,3 USD/т против 180,9 USD/т в 2003 г.

В 2005 г. сохраняется тенденция к дальнейшему повышению доли нефтяного сырья и нефтепродуктов в структуре российского экспорта. В январе 2005 г. экспорт сырой нефти составил 15,9 млн. т. Поставки нефтепродуктов в январе 2005 г. по сравнению с январем 2004 г. увеличились на 9,1%. В экспорте в страны дальнего зарубежья удельный вес топливно-энергетических товаров в январе 2005 г. составил 64% от всего объема экспорта в эти страны (в январе 2004 г. – 61%). В товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе 2005 г. доля продукции ТЭК составила 52% всего объема экспорта в эти страны. По сравнению с январем 2004 г. на 8,1% выросли физические объемы поставок нефтепродуктов.

На перспективы развития отрасли в 2005 г. окажут влияние вступившие в силу с 1 января 2005 г. поправки к главе 26 Налогового кодекса РФ «Налог на добычу полезных ископаемых» (НДПИ). В соответствии с ними ставка налога при добыче нефти повышается с 347 до 419 руб./т. По мнению правительства, увеличение налога стало следствием укрепления рубля, которое не было учтено в прошлом году. При этом с 1 февраля 2005 г. снижается экспортная пошлина на нефть со 101 до 83 USD/т. По существующим прогнозам, в 2005 г. будут достигнуты следующие показатели: с учетом объемов добычи нефти, экспорта и внутреннего спроса на нефтепродукты объем первичной переработки нефти в 2005 г. может составить 195,5 млн. т (100,3% к уровню 2004 г.). Предполагается, что будет произведено 31,1 млн. т автомобильного бензина (102,3%) и 55,5 млн. т дизельного топлива (100,2%).






А. Рикошинский Основные Средства 06'2005 8 сентября 2005

Комментарии (0)