Раздаточные коробки грузовых автомобилей повышенной проходимости
Дробление негабаритов горных пород
Использование гидромолота упрощает горные работы
Современные достижения в гидроприводе мобильных машин (ч. 2)
Метаморфозы траншеекопателя
Землеройно-фрезерные машины Vermeer Terrain Leveler
 1
«Дорожники-художники»
Машины для нанесения дорожной разметки
Прокладка стальных футляров
Технологии закрытой прокладки защитных кожухов при бестраншейной прокладке трубопроводов
Что проверять?
Два взгляда на обследование конструкции стрелового крана
О приемах против «ломов» (ч.2)
АКП (автоматические коробки передач) с гидротрансформатором
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 2)
Воздухоочистители
Восстановление шин
Обзор способов продлить ресурс шины
Гидравлический молот может работать под водой
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.1)

ЯМЗ: плоды сотрудничества

В. Мамедов

«Моторный вопрос», по единодушному мнению изготовителей самоходной техники, является самым болезненным. С чем вошел Ярославский моторный завод в новое тысячелетие? Рассказ об этом мы подготовили по материалам выставки-семинара «Автотехника МАЗ для предприятий Москвы», на которой делал доклад главный конструктор ОАО «Автодизель (ЯМЗ)» Юрий Григорьевич Субботин. В нем особо отмечалось значение, которое играет для развития предприятия реализация программы сотрудничества с Минским автозаводом.

В настоящее время Ярославский моторный завод выпускает 60 моделей и модификаций силовых агрегатов, число комплектаций которых доходит до 250. До недавнего времени моторы устанавливались на 107 объектах, в числе которых были изделия МАЗа, МоАЗа, БелАЗа, КрАЗа и «Кировского завода». Ныне спектр применения дизелей значительно расширился и насчитывает 317 изделий. Потребителями продукции ЯМЗ стали также «УралАЗ», АМАЗ, ЛиАЗ, ЛАЗ, производители землеройной, строительной, сельскохозяйственной и железнодорожной техники.

Завод разрабатывает и выпускает комплексные силовые агрегаты, состоящие из двигателя, сцепления и коробки передач. В производстве находятся два семейства дизелей: с размерностью цилиндра 130х140 мм и 140х140 мм. Первое имеет диапазон мощности от 150 до 420 л.с. В него входят два модельных ряда – дизелей ЯМЗ-236, -238, -240 и восьмицилиндровые дизели нового, третьего поколения ЯМЗ-7511.

Второе семейство дизелей V8 и V12 типа ЯМЗ-840 выпускается в ограниченном количестве Тутаевским моторным заводом. В настоящее время решается вопрос о реанимировании его производства в Ярославле.

Минский автозавод является самым требовательным заказчиком ЯМЗ, стимулируя работы по повышению технического уровня силовых агрегатов. Одним из главных направлений в работе ярославских конструкторов в последние годы стало создание дизелей, отвечающих требованиям Euro-2 и Euro-3. Кстати, завод полностью подготовил производство и может хоть завтра начать выпуск дизелей Euro-1. Парадокс заключается в том, что эти двигатели никто не заказывает.

С 1995 г. заводчане работали над приведением выходных показателей дизелей в соответствие с нормами Euro-2, которые примерно на 30% жестче предшествующих по выбросам СО, углеводородов, окислов азота и особенно твердых частиц. Объем доработок пришлось выполнить такой, что более 90% деталей дизеля кардинально изменились – родилась новая модель двигателя – ЯМЗ-7511.

Новый блок с усовершенствованной силовой схемой, новая цилиндро-поршневая группа, индивидуальные головки цилиндров, уплотнение газового стыка металлической прокладкой, отказ от четырех поршневых колец в пользу трех, введение новых материалов и методов термообработки коленчатого вала вывели дизели на существенно более высокий технический уровень. Как отмечают технологи завода, от старых моторов ЯМЗ-236, -238, -240 у новых ЯМЗ-7511 осталась лишь V-образное расположение цилиндров и их размерность.

На моторах устанавливают новые азотированные коленвалы с гасителями крутильных колебаний, новые водяные и масляные насосы, новые ТНВД и распылители. Давление впрыска выросло с 450 – 600 до 1200 кгс/см2. Вместе с более эффективными охладителями наддуваемого воздуха, оптимизированными камерами сгорания и впускными каналами все перечисленное позволяло добиться соответствия нормам Euro-2 без применения популярных на западе электронных устройств. В итоге дизели ЯМЗ-7511 получились экологичными, экономичными, с высокими тяговыми параметрами, вместе с тем, ремонтопригодными в наших условиях и относительно дешевыми. (По сравнению с дизелем MAN, устанавливаемым на тягачи МАЗ-MAN, цена мотора ЯМЗ ниже в 2,5 – 3 раза).

Большая работа ведется по повышению долговечности моторов, увеличения их ходимости до первого капитального ремонта. Цель: достижение 800-тысячного пробега. Достигнутые заводом результаты не плохи – есть двенадцать моторов прошедших без разборки по 350 тыс. км. Их испытания еще не закончены. С 1997 г. выпущено 1 500 дизелей ЯМЗ-7511, получивших 4 года назад сертификаты соответствия нормам Euro-2. Однако переводу всего модельного ряда минских грузовиков на дизели нового семейства препятствуют ограниченные возможности ярославцев по выпуску более прочных коробок передач, с которыми они агрегатируются.

На базе восьмицилиндрового дизеля ЯМЗ-751 1 мощностью 400 л.с. созданы четыре модификации: 420-, 360-, 300- и 330-сильная. Кроме того, унифицированный с ними шестицилиндровый дизель ЯМЗ-7601 (300 л.с. при 1 900 об/мин) имеет версии, развивающие 230 и 250 л.с. Последний вариант в исполнении Euro-1 уже выпускается, в этом году изготовлены первые 52 двигателя для Ликинского автобусного завода.

Среди перспективных работ завода – организация производства семейства рядных дизелей с однолитровым рабочим объемом цилиндра (120х122 мм). В него войдут 2-х, 3-х, 4-х, 5-ти и 6-цилиндровые моторы, с диапазоном мощности от 60 до 270 л.с. Эти дизели предполагается оснащать микропроцессорной техникой с тем, чтобы они соответствовали нормам Euro-3. По оценкам ЯМЗ, потребность в таких моторах на рынке СНГ составляет 100 тыс. шт. в год. Предполагается, что завод сможет выпускать 50 тыс. шт. в год если получит необходимое финансирование. В первую очередь, потребителями этих дизелей могли бы стать ЗИЛ, ПАЗ, есть большая заинтересованность в них со стороны тракторных заводов.

Ярославский моторный завод уделяет большое внимание совершенствованию конструкций сцеплений и коробок передач. Старая, самая распространенная на грузовиках с дизелями ЯМЗ коробка передач модели 238А, уже отслужила свой век и снята с производства. На смену ей пришли два агрегата: модели 238М и 238ВМ, снабженные новыми планетарными демультипликаторами. Завершается подготовка производства нового семейства, состоящего из 6-, 9- и 14-ступенчатых коробок. В первую очередь, начнется выпуск 6-ступенчатой коробки ЯМЗ-239, рассчитанной на максимальный крутящий момент 180 кгм.

Новые узлы отличаются усовершенствованными синхронизаторами, расширенным диапазоном передаточных чисел, большей долговечностью, и по техническому уровню они не уступают современным коробкам передач фирмы ZF (ФРГ). В этом году ЯМЗ создает мощности для ежегодного выпуска 7 тыс. коробок передач нового семейства, в 2002 г. возможности значительно увеличатся. Финансовую помощь в закупках оборудования оказывает межправительственная программа по развитию дизельного автомобилестроения.

Отсутствие должного количества современных коробок передач сдерживает выпуск дизелей ЯМЗ-7511 и соответственно поставку на рынок тягачей для международных перевозок, оставляя больше шансов конкурентам. Актуальность вопроса усугубляется тем, что вскоре и в России будут введены стандарты Euro-2 и положение, когда заводом до сих пор параллельно выпускаются моторы Euro-0 и Euro-1 кардинально изменится.
Совершенствуются и сцепления. Подготовлено производство нового семейства сцеплений диафрагменного типа, которое постепенно сменит на сборке старые узлы.

Специальное подразделение конструкторов работает над применением природного и сжиженного газа в качестве топлива дизельных двигателей. В 2001 г. будут созданы два образца городских автобусов (совместно с заводом АМАЗ), которые ЯМЗ оборудует этими двумя системами.

Первые экспериментальные образцы дизельных двигателей, отвечающих нормам Euro-3, появятся на заводе в конце этого года. Сотрудничество с фирмой «Бош» в разработке электронных устройств управления, к сожалению, ни к чему не привело. Всю аппаратуру заводчане создают самостоятельно, рассчитывая только на собственные силы. Возможно, будет применен турбонаддув с изменяемой геометрией турбины, топливная аппаратура получит электронное управление. Рассматривая разные варианты решения проблемы, на заводе отказались от насос-форсунок, так как это в корне меняет существующий производственный процесс, что признано экономически нецелесообразным.

Подводя итог, можно сказать, что спустя 10 лет работы в новых, сложных экономических условиях ЯМЗ не только не растерял свой промышленный и творческий потенциал, но, наоборот, нашел в себе силы выпустить на рынок новое семейство дизелей, отвечающее мировому уровню. Флагман отечественного дизелестроения уверенно встретил XXI век и его продукция способствует качественному улучшению грузовых автомобилей России и Белоруссии.

В. Мамедов Основные Средства 09'2001 24 марта 2005

Комментарии (0)