Как продлить ресурс гидромолота
Советы по эксплуатации сменного инструмента гидромолота
Кому нужны эти КМУ?
Обзор российского рынка кранов-манипуляторов
Не думайте о худшем!
Выбираем шины для строительных машин
Лизинговый договор: статья за статьей
Содержание лизингового договора
Бестраншейные методы устранения утечек в трубопроводах (ч. 1)
Тяжелый металл (ч. 2)
Обзор рынка бульдозеров
Придет ли КМУ на смену автокрану? (ч. 1)
Ковши «обратная лопата»
Сменное рабочее оборудование гидравлических экскаваторов
Силу «Богатыря» – в мирных целях
МЗКТ-7930 и МЗКТ-79306 полноприводные тяжеловозы «двойного назначения»
Мал золотник...
Российский рынок мини-погрузчиков
Оболочка для воздуха
Современная шина – взгляд изнутри
 4
Новая технология экономии дизельного топлива
Дизель-газовая система от британской компании GSPK Multifuel Technology

ЯМЗ: плоды сотрудничества

В. Мамедов

«Моторный вопрос», по единодушному мнению изготовителей самоходной техники, является самым болезненным. С чем вошел Ярославский моторный завод в новое тысячелетие? Рассказ об этом мы подготовили по материалам выставки-семинара «Автотехника МАЗ для предприятий Москвы», на которой делал доклад главный конструктор ОАО «Автодизель (ЯМЗ)» Юрий Григорьевич Субботин. В нем особо отмечалось значение, которое играет для развития предприятия реализация программы сотрудничества с Минским автозаводом.

В настоящее время Ярославский моторный завод выпускает 60 моделей и модификаций силовых агрегатов, число комплектаций которых доходит до 250. До недавнего времени моторы устанавливались на 107 объектах, в числе которых были изделия МАЗа, МоАЗа, БелАЗа, КрАЗа и «Кировского завода». Ныне спектр применения дизелей значительно расширился и насчитывает 317 изделий. Потребителями продукции ЯМЗ стали также «УралАЗ», АМАЗ, ЛиАЗ, ЛАЗ, производители землеройной, строительной, сельскохозяйственной и железнодорожной техники.

Завод разрабатывает и выпускает комплексные силовые агрегаты, состоящие из двигателя, сцепления и коробки передач. В производстве находятся два семейства дизелей: с размерностью цилиндра 130х140 мм и 140х140 мм. Первое имеет диапазон мощности от 150 до 420 л.с. В него входят два модельных ряда – дизелей ЯМЗ-236, -238, -240 и восьмицилиндровые дизели нового, третьего поколения ЯМЗ-7511.

Второе семейство дизелей V8 и V12 типа ЯМЗ-840 выпускается в ограниченном количестве Тутаевским моторным заводом. В настоящее время решается вопрос о реанимировании его производства в Ярославле.

Минский автозавод является самым требовательным заказчиком ЯМЗ, стимулируя работы по повышению технического уровня силовых агрегатов. Одним из главных направлений в работе ярославских конструкторов в последние годы стало создание дизелей, отвечающих требованиям Euro-2 и Euro-3. Кстати, завод полностью подготовил производство и может хоть завтра начать выпуск дизелей Euro-1. Парадокс заключается в том, что эти двигатели никто не заказывает.

С 1995 г. заводчане работали над приведением выходных показателей дизелей в соответствие с нормами Euro-2, которые примерно на 30% жестче предшествующих по выбросам СО, углеводородов, окислов азота и особенно твердых частиц. Объем доработок пришлось выполнить такой, что более 90% деталей дизеля кардинально изменились – родилась новая модель двигателя – ЯМЗ-7511.

Новый блок с усовершенствованной силовой схемой, новая цилиндро-поршневая группа, индивидуальные головки цилиндров, уплотнение газового стыка металлической прокладкой, отказ от четырех поршневых колец в пользу трех, введение новых материалов и методов термообработки коленчатого вала вывели дизели на существенно более высокий технический уровень. Как отмечают технологи завода, от старых моторов ЯМЗ-236, -238, -240 у новых ЯМЗ-7511 осталась лишь V-образное расположение цилиндров и их размерность.

На моторах устанавливают новые азотированные коленвалы с гасителями крутильных колебаний, новые водяные и масляные насосы, новые ТНВД и распылители. Давление впрыска выросло с 450 – 600 до 1200 кгс/см2. Вместе с более эффективными охладителями наддуваемого воздуха, оптимизированными камерами сгорания и впускными каналами все перечисленное позволяло добиться соответствия нормам Euro-2 без применения популярных на западе электронных устройств. В итоге дизели ЯМЗ-7511 получились экологичными, экономичными, с высокими тяговыми параметрами, вместе с тем, ремонтопригодными в наших условиях и относительно дешевыми. (По сравнению с дизелем MAN, устанавливаемым на тягачи МАЗ-MAN, цена мотора ЯМЗ ниже в 2,5 – 3 раза).

Большая работа ведется по повышению долговечности моторов, увеличения их ходимости до первого капитального ремонта. Цель: достижение 800-тысячного пробега. Достигнутые заводом результаты не плохи – есть двенадцать моторов прошедших без разборки по 350 тыс. км. Их испытания еще не закончены. С 1997 г. выпущено 1 500 дизелей ЯМЗ-7511, получивших 4 года назад сертификаты соответствия нормам Euro-2. Однако переводу всего модельного ряда минских грузовиков на дизели нового семейства препятствуют ограниченные возможности ярославцев по выпуску более прочных коробок передач, с которыми они агрегатируются.

На базе восьмицилиндрового дизеля ЯМЗ-751 1 мощностью 400 л.с. созданы четыре модификации: 420-, 360-, 300- и 330-сильная. Кроме того, унифицированный с ними шестицилиндровый дизель ЯМЗ-7601 (300 л.с. при 1 900 об/мин) имеет версии, развивающие 230 и 250 л.с. Последний вариант в исполнении Euro-1 уже выпускается, в этом году изготовлены первые 52 двигателя для Ликинского автобусного завода.

Среди перспективных работ завода – организация производства семейства рядных дизелей с однолитровым рабочим объемом цилиндра (120х122 мм). В него войдут 2-х, 3-х, 4-х, 5-ти и 6-цилиндровые моторы, с диапазоном мощности от 60 до 270 л.с. Эти дизели предполагается оснащать микропроцессорной техникой с тем, чтобы они соответствовали нормам Euro-3. По оценкам ЯМЗ, потребность в таких моторах на рынке СНГ составляет 100 тыс. шт. в год. Предполагается, что завод сможет выпускать 50 тыс. шт. в год если получит необходимое финансирование. В первую очередь, потребителями этих дизелей могли бы стать ЗИЛ, ПАЗ, есть большая заинтересованность в них со стороны тракторных заводов.

Ярославский моторный завод уделяет большое внимание совершенствованию конструкций сцеплений и коробок передач. Старая, самая распространенная на грузовиках с дизелями ЯМЗ коробка передач модели 238А, уже отслужила свой век и снята с производства. На смену ей пришли два агрегата: модели 238М и 238ВМ, снабженные новыми планетарными демультипликаторами. Завершается подготовка производства нового семейства, состоящего из 6-, 9- и 14-ступенчатых коробок. В первую очередь, начнется выпуск 6-ступенчатой коробки ЯМЗ-239, рассчитанной на максимальный крутящий момент 180 кгм.

Новые узлы отличаются усовершенствованными синхронизаторами, расширенным диапазоном передаточных чисел, большей долговечностью, и по техническому уровню они не уступают современным коробкам передач фирмы ZF (ФРГ). В этом году ЯМЗ создает мощности для ежегодного выпуска 7 тыс. коробок передач нового семейства, в 2002 г. возможности значительно увеличатся. Финансовую помощь в закупках оборудования оказывает межправительственная программа по развитию дизельного автомобилестроения.

Отсутствие должного количества современных коробок передач сдерживает выпуск дизелей ЯМЗ-7511 и соответственно поставку на рынок тягачей для международных перевозок, оставляя больше шансов конкурентам. Актуальность вопроса усугубляется тем, что вскоре и в России будут введены стандарты Euro-2 и положение, когда заводом до сих пор параллельно выпускаются моторы Euro-0 и Euro-1 кардинально изменится.
Совершенствуются и сцепления. Подготовлено производство нового семейства сцеплений диафрагменного типа, которое постепенно сменит на сборке старые узлы.

Специальное подразделение конструкторов работает над применением природного и сжиженного газа в качестве топлива дизельных двигателей. В 2001 г. будут созданы два образца городских автобусов (совместно с заводом АМАЗ), которые ЯМЗ оборудует этими двумя системами.

Первые экспериментальные образцы дизельных двигателей, отвечающих нормам Euro-3, появятся на заводе в конце этого года. Сотрудничество с фирмой «Бош» в разработке электронных устройств управления, к сожалению, ни к чему не привело. Всю аппаратуру заводчане создают самостоятельно, рассчитывая только на собственные силы. Возможно, будет применен турбонаддув с изменяемой геометрией турбины, топливная аппаратура получит электронное управление. Рассматривая разные варианты решения проблемы, на заводе отказались от насос-форсунок, так как это в корне меняет существующий производственный процесс, что признано экономически нецелесообразным.

Подводя итог, можно сказать, что спустя 10 лет работы в новых, сложных экономических условиях ЯМЗ не только не растерял свой промышленный и творческий потенциал, но, наоборот, нашел в себе силы выпустить на рынок новое семейство дизелей, отвечающее мировому уровню. Флагман отечественного дизелестроения уверенно встретил XXI век и его продукция способствует качественному улучшению грузовых автомобилей России и Белоруссии.

В. Мамедов Основные Средства 09'2001 24 марта 2005

Комментарии (0)