Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.2)
Вся правда о ямочном ремонте (ч.1)
Дорожный ремонт
Лизинг – это удобно
Обзор рынка лизинга грузового транспорта и спецтехники
Гибридный троллейбус
Реальный конкурент городского автобуса
 1
Краны на специальных шасси автомобильного типа
Обзор продукции ивановского завода «Автокран»
 1
Китайские внедорожные самосвалы (ч.1)
Дракон готовится к прыжку…
Автоматические системы управления на линиях BRT
Канадская легенда о дорожном грузовике
История марки Hayes
 1
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 3)
Фильтры масляные и топливные
Техническое обслуживание отечественных экскаваторов
 1
Сочлененный самосвал – для опытного водителя
Рекомендации по приемам работы на сочлененном самосвале
Планируем заключить лизинговую сделку
Методика анализа инвестиционного лизингового проекта

ОАО «Львовский автобусный завод»

С воим рождением Львовский автобусный завод обязан принятому на основании решения ГКО Постановлению Совнаркома СССР «О восстановлении и развитии промышленности, транспорта и городского хозяйства г. Львова» от 13 апреля 1945 г., в соответствии с которым создавались необходимые для индустриализации города условия по энергетике, транспорту; начал строиться автосборочный завод, куда были направлены специалисты-автомобилестроители с других предприятий Союза.

Первая продукция завода

В ходе строительства в 1949-м завод переименовали в автобусный. Ему предписывалось выпускать не только автобусы, но и электромобили. Правда, двумя годами позже Совнарком СССР решил вернуться к развитию оборонной промышленности, и определил программу ЛАЗа так: 3 000 трехтонных автомобильных кранов АК-32, производство которых передавалось из Днепропетровска, 2 000 автобусов ЗИС-155 и 1 000 электромобилей в год.

Модернизацией автокранов занимался небольшой конструкторский коллектив под руководством В. Осепчугова. В результате появилась новая модель ЛАЗ-690. При той же грузоподъемности она была на полтонны легче, производительнее, удобнее в работе, имела меньшую номенклатуру применяемых материалов. Для разработки транспорта, специализированного для обслуживания торговли, состав конструкторского отдела увеличили до 40 человек, и вскоре предприятие начало выпускать закрытые кузова к автомобилю ЗИС-150 с удлиненной рамой, а также открытые и закрытые прицепы к этой машине.

Городской автобус ЛАЗ-695 (1957 г.)

К 1955 г. ассортимент ЛАЗовской продукции заметно расширился. Основой по-прежнему были автокраны, производство которых за 5 лет удвоилось. Кроме того, завод делал хлебные прицепы, шасси для прицепов, прицепы, запасные части. Такая многопрофильность, для сравнительно небольшого завода, отнюдь не способствовала полному использованию резервов, распыляла внимание коллектива и противоречила принципам специализации.

На расширенном заседании технического совета завода 17 августа 1955 г. была определена техническая политика завода и разработан типаж Львовских автобусов на основании потребностей народного хозяйства и прогнозов развития автобусного транспорта. Он предусматривал выпуск автобусов средней вместимости, приспособленных для советских условий производства и эксплуатации.

Первый автобус был изготовлен 12 февраля 1956 г. и начались его испытания. Машина получила марку ЛАЗ-695. После доводки она пошла в серийное производство, а в 1958-м с конвейера уже сошла 1 000 усовершенствованных автобусов ЛАЗ-695Б. К 1960 г. завод уже полностью перешел на их выпуск. Была испытана и первая модификация этой машины – ЛАЗ-697Е «Турист», получивший в 1958-м на Всемирной выставке в Брюсселе Золотую медаль.

Городской автобус ЛАЗ-695Б (1963-1966 гг.)

В 1961 г. началось их серийное производство и прошла очередная модернизация ЛАЗ-695Б: вместе с более мощным двигателем ЗИЛ-130 машина получила обозначение ЛАЗ-695Е. К 1963 г. на заводе разработали и начали выпускать автоматические гидромеханические коробки передач ЛАЗ-НАМИ «Львiв».

К 1964-му начали производство комфортабельных автобусов ЛАЗ-699А для междугородных и дальних туристических маршрутов. Они оборудовались полуспальными сиденьями, были радиофицированы, имели вместительные багажники. Это был первый отечественный серийный автобус с пневматической подвеской обеих осей. В 1965 г. началось серийное производство ЛАЗ-695Ж с автоматической гидромеханической передачей.

В международном конкурсе автобусов в Ницце (1967 г.) и 15-м туристическом ралли по дорогам Европы ЛАЗ-699А и «Украина» получили Большие призы и медали Комиссариата по туризму Франции, а инженер-испытатель С. Борим в конкурсе на мастерство вождения на автобусе «Украина» занял 1-е место, получил Большой приз. На 18-й международной автобусной неделе в Ницце в 1969-м в классе автобусов для дальнего туризма лучшим по подвеске и тормозам был признан «ЛАЗ-Украина-69».

Автобус для междугородных и дальних туристических маршрутов

В 60-х и 70-х годах именно ЛАЗы составляли основу междугородного и городского пассажирского автопарка многих городов Союза. Распад Союза, прочие политико-экономические неурядицы поставили некогда прославленный завод в тяжелейшее положение. И вот теперь (надеемся, об этом теперь можно говорить уверенно) у предприятия появилось то будущее, о котором так заботились его сотрудники в самые трудные времена: завод в ближайшее время должен обрести новых владельцев и получить столь необходимые инвестиции.

Сегодня ЛАЗ – крупное предприятие, раскинувшееся на площади 70 га. Площадь его корпусов – 280 тыс. м2, из которых 188 тыс. м2 – производственные площади. Предприятие располагает 4 800 единицами отечественного и импортного оборудования, что позволяет делать до 8 050 автобусов и троллейбусов в год – всех типоразмеров и любого назначения. Технический уровень выпускаемых машин отвечает требованиям потенциальных покупателей.

Средний междугородный автобус ЛАЗ-695 Н/Т

В этом году в программе завода 13 моделей автобусов и троллейбус большой вместимости. Среди них модернизированные автобусы средней вместимости общего назначения, которые по желанию потребителя могут оснащаться бензиновым двигателем ЗИЛ (ЛАЗ-695Н и ЛАЗ-695Н.01) или дизелем Ярославского завода ЯМЗ-236А (ЛАЗ-695Т), мягкими сиденьями (ЛАЗ-695Н.01). Междугородный автобус вместимостью 39 (41) мест также выпускается в двух основных вариантах: ЛАЗ-699Р с двигателем ЗИЛ-375 (ЗИЛ-508) и ЛАЗ-699Т с дизелем ЯМЗ-236А. Новый пригородный автобус ЛАЗ-А1414 на 38 мест для сидения при полной вместимости 69 пассажиров комплектуется двигателем ЯМЗ-236А. Он имеет версию ЛАЗ-А1414.01 с мягкими сиденьями (35 мест).

Новый междугородно-туристический автобус ЛАЗ-42078 вместимостью 39 (41) пассажиров, также оснащен дизельным двигателем ЯМЗ-236А. Машина имеет контрольный расход топлива 18,2 л/100 км, максимальную скорость 100 км/ч.

Междугородный автобус ЛАЗ-699Р

ЛАЗ-52074 большой вместимости имеет то же назначение. У него 49 (51) мест для сидения, максимальная скорость 119 км/ч, контрольный расход топлива 17 л/100 км. Машина оснащается дизелем MAN 2866 LON 18, мощностью 270 л.с. На его базе выпускается 42-местный автобус повышенной комфортабельности ЛАЗ-52075 с кондиционером, аудио-видео системой. Альтернативой европейскому мотору служит ЯМЗ-236НЕ с турбонаддувом, мощностью 230 л.с. С ним максимальная скорость – 105 км/ч, а контрольный расход топлива 28,3 л/100 км. Завершает ряд больших междугородно-туристических автобусов модель высокой комфортабельности ЛАЗ-52081 (мест для сидения – 40+1, кондиционер, аудио-видео система, мини-бар, туалетный блок), который комплектуется дизельным двигателем MAN 2866 LON 18.

Есть в модельном ряду и семейство унифицированных больших городских автобусов для напряженных пассажиропотоков средних и больших городов. В него входят ЛАЗ-52528А со 195-сильным двигателем ЯМЗ-236А (мест для сидения 28, полная вместимость 101 пассажир, максимальная скорость 75 км/ч, контрольный расход топлива 24 л/100 км). Вторая модель, ЛАЗ-052528, имеет дизель с турбонаддувом ЯМЗ-236НЕ мощностью 230 л.с. (мест для сидения – 28, полная вместимость 97 пассажиров, максимальная скорость 80 км/ч, контрольный расход топлива 28,5 л/100 км).

льшой городской автобус ЛАЗ-52528

Третья версия – ЛАЗ-52527 – оборудуется венгерским дизелем RABA DILL IOTLL I60 мощностью 217,6 л.с. (мест для сидения 28, полная вместимость 97 пассажиров, максимальная скорость 70 км/ч, контрольный расход топлива 20 л/100 км). Выпускается также модификация ЛАЗ-53523-02 (А-173), специально предназначенная для пригородного сообщения, имеющая две двери вместо трех (пассажировместимость 92 человека, мест для сидения – 35).

Выпускается также унифицированный с автобусами большой городской троллейбус ЛАЗ-52522 с мотором ED-13842 (мест для сидения 26, полная вместимость 108 пассажиров, максимальная скорость 60 км/ч).

Завод продолжает работать над расширением модельного ряда. В первую очередь это касается особо больших городских автобусов, предназначенных для напряженных пассажиропотоков, которые могут делаться по желанию потребителей в двух вариантах. Аналогичная работа ведется в классе особо малых автобусов, которые в нынешних условиях наиболее рентабельны и быстро окупаются. Новые машины создаются на основе широкой унификации узлов и деталей с учетом жестких нормативно-сертификационных требований.

Городской сочлененный автобус ЛАЗ-6205

Большое внимание уделяется на заводе повышению качества и снижению трудоемкости. Запущены современные комплексы – окрасочный, антикоррозийной защиты, прямоточные сварочные линии; механическая обработка заменяется горячей и холодной высадкой, используется малоотходная штамповка и совмещенные штампы. Автобусы собирают в специализированных цехах, оснащенных конвейерами, манипуляторами, передаточными устройствами, накопителями.

Завод располагает современными испытательными стендами немецкого и шведского производства для проведения всех видов испытаний сходящих с конвейера и опытных автобусов.

Троллейбус ЛАЗ-52522

Завод ведет постоянную работу по совершенствованию выпускаемой техники с целью доведения ее технического уровня до современных норм и требований ГОСТов, в том числе российских, так как именно Россия по-прежнему остается основным рынком сбыта автобусов ЛАЗ. В частности, ведутся совместные с Московским ООО «ТД ЛАЗ Контракт СВ» работы по адаптации дизельного двигателя Deutz BF 4M 1013 EC и КПП ZF на автобус серии А-141 (заводской индекс ЛАЗ-А1415), проводится совместно с ГНЦ НАМИ и НИЦИАМТ регулярная сертификация автобусов.

Все это позволяет надеяться, что один из старейших автобусных заводов сумел преодолеть кризис 90-х годов и в новом веке автобусы марки «ЛАЗ» займут достойное место в пассажирских перевозках в странах СНГ.

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ ТРАНСПОРТ Автобус Бренд История ЛАЗ
Основные Средства 07'2001 22 марта 2005

Комментарии (0)

Компании
ООО «ИнСпецТехника» (812) 309-260-97, 309-26-12 www.ist-holding.ru
TII Group (495) 665-63-72 www.tii-group.com