1
Нормы Евросоюза по токсичности отработавших газов легких грузовиков
 9
Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т
Нечистая сила
Гусеничные бульдозеры
Как очистить солярку от воды
Фильтры-сепараторы Fleetguard из материала StrataPore
Карбюраторы среднетоннажных грузовиков
Схемы, регулировочные параметры и рекомендации по обслуживанию
Современный пневмотранспорт в аграрном секторе
По материалам выставки «Золотая осень-2007»
Запас карман не тянет
Гидроаккумуляторы энергии гидромолотов
Сравнительные испытания магистральных седельных тягачей
MAN TG 460 A, Mercedes Actros 1846 LS, Scania R 124 LA 470 и Volvo FH 12-460
Берегите манжеты!
Неисправности гидросистем дорожно-строительных машин
Уход за резиновой обувью
Практические советы по эксплуатации шин
К летнему сезону
Обзор новинок асфальтоукладчиков
«Автомат» или «робот»? (ч. 2)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП

Малые и средние автобусы на немецком рынке

И. Никитина, по материалам Lastauto & Omnibus

От слегка доработанных лёгких грузовиков до малых автобусов класса «люкс» – таков сектор малых и средних автобусов в Германии. Их используют в загородных перевозках, для небольших экскурсионных групп, в качестве дополнения к большим автобусам, в маршрутных перевозках и перевозке школьников. Все автобусы имеют низкорамное исполнение.

Автобус Mercedes Cito с алюминиевым кузовом и дизель-электрическим приводом

Многие люди не воспринимают всерьёз малые и средние автобусы. Это бывает, когда внешний вид машины оказывается нетипичным, или когда она вовсе не похожа на те, что первоначально использовались почтовым ведомством. Однако внутри салона оценка большинства автобусов резко меняется. Привлекательный салон, удобные сиденья, приятный микроклимат, созданный конвекторным обогревом и климатическим оборудованием, и кроме того, возможность получить напитки из бортового холодильника, заставляют пассажира быстро забыть, что он находится вовсе не в огромном лайнере.

Распространённой практикой изготовления малых автобусов является установка кузова на шасси автомобиля-фургона или лёгкого грузовика. С точки зрения расходов – это очень благоприятное решение, позволяющее экономить на дорогостоящей разработке специального шасси. Однако расположенный спереди двигатель (даже при хорошей звукоизоляции внутреннего пространства) обеспечивает явно слышимый шум переключения передач, и этим максимальный уровень комфорта таких автобусов несколько ограничивается.

Самая последняя модель среднего автобуса Travel Skate компании EA Gera

Самым употребительным шасси в этом секторе автобусов является Merсedes Sprinter. Широко распространены различные варианты автобусов на его шасси для междугородных и маршрутных перевозок, причём в последнем случае делается низкий пол в средней части и двустворчатая дверь. Наряду со Sprinter полной массой 3,5 и 4,6 т, некоторые изготовители используют шеститонные шасси. Такие автобусы с 24 или 26 сиденьями предлагают, кроме DaimlerChrysler, также компании Ernst и Kutsenits. Последняя представила подобную машину на международной выставке в Ганновере в сентябре 2002 г.

Следует отметить, что шасси Sprinter 616 для автобуса не слишком удобно, поскольку его задний мост шире переднего на 370 мм. Хотя установить более вместительный кузов и возможно, но оптимальный переход от широкого кузова к узкой кабине выполнить довольно сложно. За счёт ширины кузова 2 330 мм и габаритной длины 6 970 мм Kutsenits смогла разместить 26 сидений, что является рекордом для этого класса. Переход от кабины к кузову заметен. Одновременно необходимость заставила также подогнать высоко поднимающееся ветровое стекло, благодаря чему автобус производит впечатление большого.

Автобус Kutsenits Stario с задним расположением двигателя на шасси Vario

На шасси Volkswagen T4 компания выпускает малые автобусы Microstar, Kutsenits – City III. Различные базовые автомобили, начиная от Ford Transit и до Renault Master и Iveco Daily, дополняют разнообразную палитру малых автобусов с числом мест до 24.

В этом секторе работают многие изготовители, самыми крупными из которых являются Mercedes-Benz и Irisbus, а самыми мелкими – кузовостроители Kowex из швабского Абштатта и Kusters из Нидерландов, Noge из Испании и Omninova из Швеции. Наряду со стандартными моделями, у некоторых изготовителей имеются и крайне своеобразные. Примером может служить Sunrise Jumbo компании Omnibus Trading. Он имеет базу и заднюю часть, удлинённые настолько, что габаритная длина достигает 8 500 мм и внутри размещаются 24 сиденья. Только в низкорамном автобусе Omninova используется двигатель, заимствованный от автомобиля Renault Master, что отличает его от всех остальных.

Не у всех средних автобусов есть такое багажное отделение, как у Caetano

В то время как в классе Sprinter и ему подобных только некоторые изготовители тратятся на разработку собственных кузовов, другие не занимаются их созданием. Компания является лидером этого рынка благодаря своим двум пользующимся большим успехом автобусам – Teamstar на базе Mercedes Vario и Clubstar на базе лёгкого грузового автомобиля Atego. Кто может обойтись более дешёвым автобусом без мерседесовской звезды, тот имеет разнообразный выбор от дочерней компании – EA Gera, в основном на базе Iveco. Самой её последней флагманской моделью является Travel Skate HD с 31 пассажирским местом.

Подобно тому, как шасси Sprinter используется для малых автобусов, так шасси Mercedes Vario остаётся одним из самых популярных при создании средних автобусов. Не только , а также Kowex, Kutsenits и Sitcar применяют привычную классическую модель. Компания Kutsenits идёт своим путём, максимально используя серийные элементы, но, тем не менее, выпуская индивидуальные конструкции.

Основная проблема, с которой столкнулись австрийцы при разработке нового автобуса Stario, переднее размещение двигателя у Vario.

Автобус Kutsenits Stario с задним расположением двигателя на шасси Vario

Такая компоновка не только занимает много места, но и мешает заглушить шумы вследствие стеснённого пространства. Компания переделала шасси Mercedes Vario и смогла выпустить низкорамный автобус Stario – единственный средний автобус с задним расположением двигателя. Для этого раму Vario разделили пополам и между половинами установили низкую трубчатую раму каркасной конструкции. Двигатель переместили назад, оставив задний мост ведущим. В средней части автобуса появилось вместительное багажное отделение, как в большом междугородном автобусе. На внешнем виде автобуса такой привод не отразился. На шасси Vario строится также средний автобус Medio компании Mercedes-Benz.

Компания Contrac в Висбадене предлагает автобус Optimo подобного размера, но с использованием шасси Toyota и кузова португальской компании Caetano. Автобус Optimo отличается привлекательным внешним видом. Автобусы с передним расположением двигателя поступают из Турции и Словении, импортёром которых в Германии является компания Liberty Bus. Они имеют одинаковое шасси, которое получают от компании MAN. Это же шасси используют при создании турецких автобусов Temsa и Star, а также Marbus.

В этом классе автобусов используется несущая конструкция кузова, в большинстве случаев заимствованная у крупных изготовителей: Evobus с моделью Cito с дизель-электрическим приводом, MAN с низкорамным средним автобусом NM 223/283, который обращает на себя внимание из-за использования шин Super Single на ведущем мосту, Neoplan с автобусами Centroliner и Euroliner, Volvo с недавно появившимся Autodromo Ale. Этот автобус в отношении цены играет совсем в другой лиге.


И. Никитина, по материалам Lastauto & Omnibus Основные Средства 01'2003 26 января 2005

Комментарии (0)