Конструкции автобусов для линий BRT
Самая популярная землеройная машина
Обзор экскаваторов-погрузчиков
 1
Модернизация колесных экскаваторов ТВЭКС
Наращивание производительности и улучшение эргономики экскаваторов ЕК-14, ЕК-18
 1
Краны на специальных шасси автомобильного типа
Обзор продукции ивановского завода «Автокран»
Аккумуляторы «залежались»
Спад на рынке АКБ
Современные достижения в гидроприводе мобильных машин (ч. 1)
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 2)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
«Поднимаю – и несу»
Грузонесущие компактные краны
Диметиловый эфир (ч.3)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Автоматические системы управления на линиях BRT
Гидромолоты среднего класса (ч.1)
Обзор моделей гидромолотов представленных на российском рынке
 1
В борьбе за кубовидность
Дробилки для производства высококачественного щебня

General Motors: пикапы... для армии

В. Мамедов

В нашем представлении понятие «армейский автомобиль» ни в малейшей степени не ассоциируется
с пикапами: громадины многоосных ракетных тягачей, ЗИЛы и «Уралы», УАЗы – в просторечии «козлы» или «бобики», да еще луцкий транспортер переднего края, теперь импортный и не имеющий права стоять
на вооружении Российской армии. А вот практичные американские «милитаристы», в отличие от своих российских коллег, пикапами не брезгуют.

CUCV-III Command Tahoe

Более 80 лет General Motors поставляет автомобили армии США. В настоящее время всеми вопросами разработки, выпуска и технического обслуживания таких машин занимается специальное отделение концерна – General Motors Special Vehicles (GM SV), работающее в тесном контакте с основным заказчиком – комитетом ТАСОМ (US Army`s Tank-Automotive and Armaments Command). Он вырабатывает стратегию и тактику применения в войсках спецавтомобилей, танков, а также другого вооружения, монтируемого на колесных и гусеничных машинах.

Основные требования, предъявляемые к военным автомобилям, – это надежность, низкая стоимость эксплуатации, безопасность, ремонтопригодность и комфорт для экипажа, причем свойства здесь перечислены в порядке убывания их значимости в глазах американских генералов. Образцы, предлагаемые армии, подвергаются заказчиком суровым испытаниям, проходящим как на территории США (к примеру, в пустыне Шторм), так и в различных точках земного шара. И, разумеется, они должны точно соответствовать заданным параметрам.

Большинство автомобилей тактической поддержки разработано на базе образцов массового производства для гражданского применения. Отсюда их сравнительно невысокая стоимость и низкие затраты на эксплуатацию. Обращает на себя внимание многочисленность модификаций базовых версий специального назначения. К примеру, модель CUCV (Commercial Utility Cargo Vehicle – универсальное грузопассажирское транспортное средство), конструктивно схожая с полноразмерным пикапом Chevrolet, поставляется в армию в следующих версиях: четырехдверный пикап; пикап со специальным медицинским кузовом; пикап с кузовом-фургоном, внутри которого может расположиться командный пункт; автомобиль для связистов; бронированный пассажирский вариант и др.

Duramax Diesel 6600 V8

О количестве ежегодно поставляемых в армию автомобилей говорит тот факт, что в 1983 – 1986 гг. военные получили 70 тыс. машин модели CUCV. В январе 1999 г. отделение GM SV заключило контракт на ближайшие 5 лет, предусматривающий поставку усовершенствованных автомобилей CUCV-II и CUCV-III Вооруженным силам США. Познакомимся с некоторыми из наиболее распространенных в США военных автомобилей, созданных на базе мирных конструкций.

– Командирская машина CUCV III GM K15706

Автомобиль представляет собой военную версию внедорожника Tahoe и, в отличие от своего мирного «собрата», выпускается только с приводом на все колеса. Кузов с шестью дверями: четырьмя по бокам машины и двумя распашными задними. Каждое из пары сидений в салоне является трехместным, при этом заднее можно сложить, превратив кузов-универсал в фургон с полезным объемом 3,35 м3. При допустимой полной массе автомобиля 3 136 кг полезная нагрузка (без учета водителя) составляет 696 кг.

Конструкция автомобиля традиционна для американских внедорожников: просторный кузов крепится на солидной раме через резиновые подушки. Передняя подвеска – двухрычажная, с продольными торсионами; балка заднего моста подвешена на рычагах с пружинами в качестве упругих элементов. CUCV- III комплектуются шинами 245/75R16, газонаполненными амортизаторами и дисковыми тормозами на всех колесах без АБС. Емкость топливного бака составляет 98 л.

Внедорожник для армии оснащают только одним двигателем – бензиновым V8 рабочим объемом 4,8 л, развивающим 280 л.с. при 5 200 об/мин. Максимальный крутящий момент, равный 393 Нм, достигается у него при 4 000 об/мин. Двигатель работает в паре с четырехступенчатой, гидромеханической, двухрежимной коробкой передач, передающей момент весьма оригинальной раздаточной коробке, на особенностях которой стоит остановиться подробнее.

Автоматическая коробка Allison 1000 серии

Управляемая компьютером раздатка имеет четыре режима распределения потоков мощности. Они задаются водителем с помощью кнопочного селектора, расположенного слева от приборного щитка. Первый режим (2Н) применяется при движении по дорогам с твердым покрытием, обеспечивая минимальный расход топлива. Ведущими при этом являются задние колеса. Режим Auto 4WD позволяет компьютеру, связанному датчиками с колесами, самому решать, нужно или нет подключать передний мост. Поскольку исполнительным механизмом здесь служит электронно-управляемая фрикционная муфта, работающая в масле, распределение потоков мощности по мостам может колебаться от 0:100% до 50:50%. Третий режим (4Н) – постоянный полный привод всех колес. Фрикционная муфта замкнута. Режим, не допускающий во избежание быстрого износа шин и элементов трансмиссии двигаться по хорошим дорогам. Он рассчитан на снег, лед, бездорожье. Наконец, 4LO – полный привод с включением понижающей передачи в раздатке.

Повышению проходимости также способствует установленный на заднем мосту самоблокирующийся дифференциал. О специальном назначении машины говорят и установленные под ее днищем стальные защитные щиты. Всего их три, и они прикрывают двигатель, раздаточную коробку и топливный бак. Специальный металлический чехол предохраняет картер главной передачи переднего моста от разрушения в случае удара о крупные камни при движении с большой скоростью.

Все военные версии Tahoe в базовом исполнении укомплектованы радиоприемником, кондиционером и часами. Дополнительное оборудование определяется желанием заказчика. В частности, автомобили могут иметь: защитную решетку, устанавливаемую на переднем бампере; фары-искатели; специальную защиту ШРУСов передних колес; более мощный аккумулятор; преобразователь напряжения бортовой электросети (12 – 24 В); лебедку; компрессор; пуленепробиваемые шины; генератор мощностью 5 000 Вт; комплект специального инструмента и многое другое.

– CUCV-III. Грузопассажирский пикап GM K25903 HD

Полноприводный пикап грузоподъемностью 1,8 т широко применяется в войсках США в качестве универсального автомобиля, способного буксировать легкие орудия и специальные прицепы. Допустимая полная масса машины составляет 4 172кг; ее габариты 5 639 х 1 994 х1 923 мм при колесной базе 3 376 мм. Автомобиль разработан на базе стандартного пикапа Silverado и оснащается 6,6-литровым турбодизелем Duramax V8 мощностью 300 л.с., развиваемой при 3 100 об/мин. Максимальный крутящий момент этого мотора – 705 Нм при 1 800 об/мин.

CUCV-III Cargo/Troop Carrier

Дизель Duramax относится к последним разработкам GM в области моторостроения. Он отличается встроенным масляным охладителем, системой непосредственного впрыска топлива Common Rail, алюминиевыми головками цилиндров, охлаждением внутренней поверхности поршней струей масла. Для обеспечения гарантированного запуска в сильные морозы в стандартное оснащение дизеля, кроме свечей накаливания, входит 1 000-ваттный нагреватель охлаждающей жидкости.

Пикап выпускают только с пятиступенчатой автоматической трансмиссией Allison 1000 и двухступенчатой раздаточной коробкой с принудительным включением переднего моста. Передняя подвеска – независимая, торсионная; задняя – рессорная, с подрессорниками. Задний мост оснащен самоблокирующимся дифференциалом. Тормоза дисковые на всех колесах. Шины со специальным рисунком протектора, размером 5LT 245/75R16ESBR On/off Road «одеты» на стальные диски 16 х 6,5. За дополнительную плату пикап может быть укомплектован двумя лебедками, компрессором, пуленепробиваемыми шинами, навигационной системой, кузовами специального назначения.

– Грузопассажирский пикап CUCV-III GM K25953 HD со съемной кабиной

Автомобиль отличается, прежде всего, повышенной проходимостью благодаря увеличенной высоте кузова над дорогой и специальным шинам. При полной массе 4 172 кг грузоподъемность машины 1,34 т. В кабине, рассчитанной на 5 человек, трое сидящих сзади имеют стесненную посадку с доступами к сиденью через две двери. Колесная база увеличена до 3 645 мм при габаритах 5 781 х 2 083 х 2 108 мм.

В качестве силового агрегата используется 300-сильный 6,6-литровый турбодизель Duramax V8, агрегатированный с пятиступенчатой автоматической коробкой передач Allison. Несмотря на общее сходство ходовой части этого автомобиля с пикапом GM K25903 HD, есть у него и существенное отличие: задняя пружинная подвеска дополнена пневмобаллонами, регулирующими ее жесткость. Диски колес алюминиевые с шинами размером 35 х 12,5R17LT. Производятся варианты как с обычным, так и с повышенным на 152 мм клиренсом. Его увеличение достигается установкой проставок между направляющим аппаратом подвесок и рамой.

Extreme off-road CUCV-III

Пикап этой модели может нести на себе системы залпового огня, различные зенитные установки, использоваться в качестве командирской машины или тягача легких артсистем. Набор дополнительного оборудования практически аналогичен тому, что устанавливается на двух других, уже описанных машинах.

Благодаря массовому производству внедорожников (Tahoe, к примеру, выпускают по 300 тыс. в год) и пикапов, военные варианты имеют невысокую стоимость и производство их для армии очень выгодно. GM SV активно борется с конкурентами за получение очередного многолетнего заказа, а получив его, стремится вовремя его выполнить.

В заключение заметим, что и отечественным генералам и автостроителям не грех присмотреться к чужому опыту.

В. Мамедов Основные Средства 03'2001 17 марта 2005

Комментарии (0)