«КРАНЭКС»: Отношение к делу. Кто хочет, тот ищет средства, а кто не хочет, тот ищет причину

А. Виноградов, А. Пуховский

Корни

Для большинства людей благодаря широко известному шлягеру Иваново – это город невест, а если вспомнить литературную классику, то всплывет еще одно название – город ткачей.

Те, кто закончил школу в советское время, наверняка вспомнят, что на последнем партсъезде сей областной центр гремел на весь Союз отнюдь не тканями, а станками, точнее – обрабатывающими центрами. Герою нашего рассказа подобная слава в те поры была чужда, однако в соответствующих кругах нынешний «Кранэкс» уже тогда был известен более чем хорошо. Ибо с 1932 года завод производил экскаваторы для добычи торфа. Эти машины экспортировались в 60 стран мира.

Распад Союза отразился на предприятии, как и на всей промышленности, не лучшим образом. К 1992 году торфяная промышленность впала в кому, спрос резко упал. Забегая вперед, заметим, что позднее потребность в болотоходных экскаваторах снова возросла, но это произошло не сразу. А пока, очень многие промышленные предприятия начали тихо умирать. «Это не для нас», – решили на «Кранэксе». Нет спроса на болотные, но есть спрос на строительные экскаваторы. Значит, будем переходить на строительные...» Согласитесь, это показатель отношения к делу.

Производство

Вообще-то правила жанра диктуют от истории переходить к продукции, и только потом рассказывать о производстве. Но в данном случае мы от правил отступим. И чуть позже вы поймете причину.

Для стороннего человека ивановское предприятие почти не выделяется из длинного ряда российских производств. Пожалуй, только аккуратное импортное оборудование да чистота в цехах привлекают внимание. Впрочем, и то, и другое нельзя назвать достижением в современном машиностроении. Для мировой практики это скорее норма, правда, пока еще не достигнутая многими нашими соотечественниками. И еще «Кранэкс» подарил нам ощущение, которое за долгие годы постсоветского экономического кризиса уже начало забываться – ощущение работающего завода.

Сварка «банана» стрелы также привлекла наше внимание: финские аппараты, шведская сварочная проволока, никто кувалдой не размахивет, догибая заготовку «по месту», и кроме того, поразила точность раскроя. Оказалось, что раскроем и гибкой заготовок для экскаваторов занимается «завод в заводе» – Международная компания «Кранэкс», совместное предприятие, созданное ивановцами на паритетных началах с одним из мировых лидеров экскаваторостроения, японской фирмой Komatsu. Отметим, что для японцев СП делает ту же работу. И как результат – оба учредителя получают заготовки, выполненные с одинаковой точностью, но для каждого по своим чертежам.

Сегодня совместным предприятием никого не удивишь. Правда, большинство из них действует не в промышленности, а в торговле. Что же до производственников, то в их среде очень модно жаловаться на отсутствие столь необходимых России зарубежных инвестиций. Но может быть все не так плохо? Опыт «Кранэкса» показывает, что даже сравнительно небольшие иностранные вложения – уставной капитал СП составляет $4 000 000, стало быть, на долю японцев приходится $2 000 000 – можно превратить в настоящую палочку-выручалочку для производства. Заметим, японцы свою долю внесли оборудованием, аналогов которому в России, да и пожалуй во всей Восточной Европе еще поискать. И пусть совместный проект занимает только один цех из многих, но ведь и в нем можно поучиться делу, проникнуться «духом Komatsu» и воплотить его в свою продукцию.

Продукция

Модельному ряду компании мы намерены посвятить отдельную статью. Здесь же обратим внимание лишь на те аспекты ивановских изделий, позволяющие судить об отношении экскаваторостроителей к себе, своей продукции и тем людям, которые на ней будут работать.

Начнем с того, что «Кранэкс» активно совершенствует конструкцию выпускаемых машин, а его модельный ряд непрерывно обновляется с учётом мнения эксплуатационников. Это красноречиво показывает, что проблемы тех, кто работает на ивановских экскаваторах, перестали быть «их проблемами», а стали для заводчан «своими». Проглядывается в ивановских экскаваторах и сходство с продукцией зарубежного партнера. В частности, ходовая тележка имеет Х-образную раму, похожую на ту, которой так гордится Komatsu.

Кабины современных ивановских экскаваторов спроектированы с учетом европейских требований. Они имеют джойстиковое управление рабочими органами и штатные места под стереосистему и кондиционер. В этом тоже чувствуется влияние «мирового уровня». Правда, если говорить честно, то гораздо более сильное впечатление произвели обтянутые полиэтиленом кресла операторов – это едва ли не самое красноречивое свидетельство отношения людей к своей работе.

Место оператора – это важно, но в российских условиях подрядчика куда больше волнует вопрос надежности. А ее определяет в первую очередь двигатель, а затем гидравлика. Моторы на экскаваторах «Кранэкса» используются ярославские, самые надежные из имеющихся в России. А вот отечественная гидравлика надежд ивановцев не оправдала: по ней было слишком много рекламаций. И теперь на экскаваторах используются узлы гидросистем от таких всемирно известных фирм, как Mannesmann Rexroth и PARKER Hydraulics. Любопытно, что полный переход на зарубежную гидравлику оказался не так уж и дорог – цена экскаватора осталась гораздо ниже чем у зарубежных аналогов.

Еще одна любопытная особенность ивановских машин – возможность установки ковша и рыхлителя с быстросъемной системой крепления к рукояти экскаватора. И доработка-то невеликая, а менять рабочее оборудование оператор теперь может без посторонней помощи. Таких решений в экскаваторе можно найти немало, но перечислять их все мы не будем, свою основную задачу – показать отношение к делу на отдельно взятом предприятии – мы уже выполнили.

А. Виноградов, А. Пуховский Основные Средства 11'2000 29 июня 2005

Комментарии (0)