«Доркомэкспо» под флагом «Крокус Экспо»

Валерий Васильев

Девятый международный форум «Доркомэкспо-2007» в этом году прошел не как обычно на Васильевском спуске у стен Кремля, а в МВЦ «Крокус Экспо», и его темами были дорожно-мостовое хозяйство, жилищно-коммунальные технологии и строительство, жилищно-коммунальная техника и городской транспорт.

В выставочной экспозиции наряду с известными конструкциями демонстрировался ряд интересных новинок.

Холдинговая компания «Подъемные машины», объединяющая Соломбальский и Великолукский машиностроительные заводы, показала автомобиль-металловоз (ломовоз) ЛМ-1К грузоподъемностью (г/п) 9 т для перевозки металлических отходов (лома) с оборудованием для погрузки-разгрузки. На шасси грузовика КамАЗ-53229 установлены погрузочно-разгрузочный механизм и манипулятор. Конструкция самосвального кузова металловоза упрочнена благодаря тому, что днище выполнено из листа толщиной 8 мм, а кузов дополнительно усилен в районе крепления распашных створок. Улучшенная компоновка механизма опрокидывания позволяет увеличить вместимость кузова до 17,5 м3 и повысить надежность узла в целом. Система защиты при опрокидывании кузова включает страховочный трос и гидравлический ограничитель угла подъема самосвальной платформы. Металловоз ЛМ-1К с углом опрокидывания кузова до 50° разгружается в считанные секунды. Для погрузки таких материалов, как металлолом, установлен полноповоротный гидроманипулятор ОМТ-97М с грейферным захватом, максимальный вылет которого 7,3 м, а грузовой момент – 97 кН•м. Грузоподъемность установки в зависимости от вылета стрелы – от 3170 до 1270 кг. Складной тент с каркасом типа ВМЗ защищает оператора от атмосферных осадков. Нелишне отметить, что использование гидроманипулятора исключает необходимость содержать бригаду грузчиков и стропальщиков.

Смоленский автоагрегатный завод им. В.П. Отрохова, который, как известно, выпускает различные приводные системы, представил новый самосвал ЗИЛ-СААЗ-4545 с кузовом корытообразной формы на 5,4 м3 (внутренние размеры 3050х2337х780 мм) на шасси среднетоннажного грузовика ЗИЛ-494560 и усовершенствованную дорожную комбинированную машину МДК-433362-00Э для зимнего и летнего содержания дорог и улиц. Изюминкой дорожной машины стала дистанционная цифровая система управления (ДЦСУ): она позволяет из кабины управлять плотностью и шириной распределения противогололедных материалов и двухотвальным плугом и поворотной щеткой. В дополнение к этому имеется автоматизированная цифровая система управления (АЦСУ), которая сохраняет постоянными заданные водителем из кабины плотность и ширину распределения противогололедных материалов независимо от скорости движения машины, а также в ручном режиме позволяет управлять двухотвальным плугом и поворотной щеткой.

Смоленское ООО «Дорожные машины» демонстрировало дорожную машину ЭД-405Б на шасси КамАЗ-53229. На платформе базовой машины установлен кузов солепескоразбрасывателя повышенной вместимости 6,5 м3 модели Giletta HF-7045D компании Bucher с автономным двигателем на 20,5 л.с. ЭД-405Б оптимально подходит для обслуживания скоростных автомагистралей и оснащена бункером увлажнения вместимостью 1,72 м3. Есть возможность устанавливать на машину скоростной и боковой отвалы, а также поливочно-моечное оборудование, включая 11-кубовую цистерну. Всеми процессами оператор управляет из кабины с помощью отдельного пульта. Универсальная машина ЭД-244М этой же фирмы спроектирована на шасси КамАЗ-53605 и оснащена системой автоматического регулирования скорости вращения диска-разбрасывателя БУГ (разработка гомельского предприятия «Элга»), сохраняющей одинаковую плотность и ширину распределения реагентов независимо от скорости движения автомобиля-носителя.

Специалисты положительно отзывались о комбинированной машине КО-829Д Арзамасского завода коммунального машиностроения, созданной на шасси двухосного грузовика КамАЗ-53605 (4х2) с 260-сильным дизелем, для круглогодичного содержания городских дорог с твердым покрытием. Летом машина используется с поливочно-моечным и плужно-щеточным оборудованием для мойки и полива дорожных покрытий, мойки прилотковой полосы и полива зеленых насаждений. Зимой машина с пескоразбрасывающим устройством применяется для посыпки дорог инертными или антигололедными материалами, полива жидкими антигололедными реагентами тротуаров и дорог, для очистки дорожного полотна от выпавшего снега. В состав оборудования входят 8,5-кубовая цистерна, кузов на 4,5 м3 с транспортером и разбрасывающим диском, центробежный насос с приводом от КОМ, плуг с системой навески, щетка с гидравлическим приводом, гидросистема и электрооборудование. Ширина рабочей зоны при поливе, посыпке, снегоочистке и подметании – соответственно 20, 4...9, 2,5 и 2,5 м.

Высокую оценку получил новейший комбинированный самосвал-пескоразбрасыватель (КСП) производства столичного ФГУП «РосдорНИИ» и фирмы «Автомастер» из Набережных Челнов. В машине на шасси КамАЗ-53229-0001034-02 использован ряд оригинальных технических решений. Принципиально иная компоновка позволяет эксплуатировать ее в качестве самосвала и пескоразбрасывателя. Плужно-щеточное оборудование является типовым и унифицировано с оборудованием других дорожных машин. Полезная нагрузка КСП – не менее 13...15 т в режиме самосвала и в режиме пескоразбрасывателя, вместимость платформы достигает 12 м3.

Липецкий завод коммунальных машин представил на суд специалистов малую коммунальную машину МКМ-1903 на базе полноприводного малотоннажного грузовика УАЗ-3303, который выпускают в Ульяновске без малого полвека. Чтобы улучшить маневренность машины, так необходимую для работы в стесненных условиях городов, управляемым помимо переднего моста сделали и задний ведущий мост, по этой причине радиус поворота уменьшился до 3,2 м. Однако вопросы безопасной управляемости машины заставили ограничить максимальную скорость 50 км/ч. Коробка отбора мощности и шестеренный насос дают возможность привода нескольких навесных гидравлических устройств. Летом, смонтировав пластиковые емкости для воды вместимостью до 1,5 м3, высоконапорную моющую установку и переднюю цилиндрическую щетку, машину без труда можно превратить в поливочно-моечную установку. Зимой применяют 1,2-кубовый бункер-пескоразбрасыватель с гидроприводом, передний поворотный плужный отвал шириной 1,8 м либо как альтернативу фронтальную цилиндрическую щетку с отслеживанием угла наклона дорожного полотна в поперечном направлении ±30°. Рабочая скорость составляет 9...20 км/ч. Кроме того, на шасси можно установить быстросъемную самосвальную платформу или снегоочистительную шнекороторную установку, которая появится в недалеком будущем.

Мастером на все руки можно назвать универсальную машину WILLE 455В финской компании Vilakone Oy. Модель с шарнирно-сочлененной рамой оснащена дизелем Detroit D704TE2 мощностью 83 л.с., бесступенчатой гидростатической трансмиссией с приводом на все колеса, мощной гидравлической системой и быстроразъемными соединениями для установки навесного оборудования. В комплектации с всасывающей листья воздуходувной машиной собираемые отходы проходят через сетку, измельчаясь на более мелкие фракции, из которых можно делать компост.

Бак с открывающейся крышкой-сеткой и задней разгрузкой вмещает 900 л. Высота разгрузки – около 1700 мм. Присоединяемая цилиндрическая щетка максимальной рабочей шириной 2 м открыта с обеих сторон, это позволяет подметать участки вблизи стен и бордюров. Пескораспределители с гидроприводом снабжены регулирующим клапаном для подачи материала независимо от оборотов основного двигателя.

Мценский завод «Коммаш» разработал большегрузную машину с боковой загрузкой КО-449-35 на двухосном шасси МАЗ-5336. Мусоровоз предназначен для механизированной погрузки ТБО из стандартных контейнеров на 0,75 м3, их уплотнения, перевозки и механизированной выгрузки в местах утилизации.

Многофункциональная машина ВНИИСТРОЙДОРМАШа КО-728 для круглогодичной уборки дворов, тротуаров и объектов озеленения городов очень маневренна (минимальный радиус поворота 2,26 м) благодаря шарнирно-сочлененной раме с гидроприводом ее поворота. Рабочая скорость за счет установки гидростатической реверсируемой двухдиапазонной трансмиссии составляет 0...8 км/ч, транспортная – до 15 км/ч. Из сменного оборудования применяются отвал, щетка, распределитель противогололедных реагентов, роторный снегоочиститель, летняя щетка, газонокосилка, поливочно-моечное оборудование, сборщик листьев, вилы, кирковщик-рыхлитель.

Не отстает от конкурентов столичный НПК «Коммаш». Его подметально-уборочная машина КМ-32001-04 с вакуумным подборщиком разработана совместно с германской фирмой Schmidt и предназначена для летней уборки улиц. Подвижные щетки с целью подавления пылеобразования оснащены системой орошения. Бак для воды на 300 л изготовлен из нержавеющей стали, стальной задний бак для воды вмещает 1000 л, площадь экрана для листвы – 2,6 м3. Имеется гидроцилиндр для подъема-опускания контейнера с мусором. Щетка для бордюров с двумя форсунками для смачивания защищена от наездов на препятствия. Водитель устанавливает частоту ее вращения из кабины.

Предприятие «Доркомтехника» (Москва) представило комбинированную машину ДКТ-255 на четырехосном шасси КамАЗ-6540 (8х4), разработанную совместно с фирмами J. Hvidtved Larsen A/S и ООО «БалтПРОЕКТ» (C.-Петербург). Ее используют всесезонно при оперативном устранении аварийных засоров, профилактической очистке канализационных и водосточных сетей, включая транспортировку иловых отложений. Эту модель можно эксплуатировать в режимах высокопроизводительного илососного устройства с независимым включением дополнительного пистолетного размывочного оборудования, каналопромывочной машины с запасом воды до 13 м3 и с использованием набора каналопромывочных насадок различного назначения. Малогабаритная каналопромывочная машина ДКТ-265 на шасси МАЗ-437040 «Зубрёнок» круглый год помогает устранять аварийные засоры и вести профилактическую прочистку сетей канализации и водостока в стесненных и труднодоступных местах. Машина оборудована надежным водяным насосом высокого давления фирмы НРР (Италия), долговечными отечественными и импортными элементами водяной системы.

Теплозащитная облицовка и отопитель обеспечивают возможность работы при температуре воздуха до –25 °С. Водожидкостный эжектор в комплекте ДКТ-265 позволяет откачивать жидкость с глубины до 10 м, с помощью размывочного пистолета разрушают плотные иловые отложения в колодцах при работе машины в паре с илососом.

Немалый интерес проявили посетители выставки к поливочно-моечным машинам CW 200 и CN 200 английской фирмы Jonston. Благодаря небольшим размерам их можно эффективно использовать в стесненных условиях исторического центра городов. Труд оператора облегчает гидрообъемная бесступенчатая трансмиссия. Подача насоса высокого давления (6 МПа) – 85 л/мин.

ОАО «Северсталь-Авто», официальный дистрибьютор фирмы Isuzu в России, представила модель NQR 71Р грузоподъемностью 5,5 т с экономичным 121-сильным дизелем Еuro 2 и механической 5-ступенчатой коробкой передач. Адаптация к российским условиям эксплуатации (топливный фильтр с подогревом, сепаратор воды, эффективная система отопления) и разнообразие возможных вариантов кузовов расширяют функциональные возможности автомобиля. На «Доркомэкспо-2007» было выставлено несколько таких разновидностей. Людиновский машиностроительный завод и ОАО «Ремпутьмаш» на шасси Isuzu NQR 71Р создали телескопический автогидроподъемник ПАГ-18 с люлькой г/п 200 кг. Электроизоляция позволяет работать при напряжении тока до 1 кВ. Поворотная рама с закрепленной на ней стрелой вращается в обе стороны на 360°. Переговорное устройство обеспечивает бесперебойную связь оператора у основного пульта и рабочего в люльке.

Компания «Технополис» оснастила NQR 71Р бортовой платформой и трехсекционным краном-манипулятором UNIC URV 343 с величиной перемещения оголовка стрелы от 3,3 до 7,7 м. Похожую машину под индексом 4914-0000010-02 с краном-манипулятором HNF 680 представил московский МЗОК. Большой интерес вызывал другой образец МЗОК – автомобиль-контейнеровоз 4914-0000010 с крюковым захватом для сменных кузовов типа мультилифт.

В производственных подразделениях Мосгортранса недавно создан трехосный прицеп г/п 35 т для транспортировки трамваев. Для погрузочно-разгрузочных работ имеется рельсовый путь. Благодаря погрузочной высоте платформы не более 900 мм и низкому центру тяжести создаются благоприятные условия для перевозки в городе.