Аграрное Мотор-шоу Золотая осень-2006

Сергей Ионес

8-я агропромышленная выставка-ярмарка «Золотая осень», главный форум российского агропромышленного комплекса, собрал на территории ВВЦ в Москве 2020 участников из 70 регионов России и 23 зарубежных стран. Огромную площадь заняла международная выставка машин и механизмов для аграрного хозяйства, по размаху сопоставимая разве что с Московским автосалоном.

Сельскохозяйственный трактор Claas Xerion 3300, разработка 2005 года

Выставка «Золотая осень» расположилась в 11 павиль­онах Всероссийского выставочного центра, в спецпавильоне «Животноводство», тентовых павильонах и на открытой площадке. Как никогда широко была представлена сельскохозяй­ственная техника – развернуты обширные экспозиции колесных и гусеничных тракторов, уборочных комбайнов, сельскохозяй­ственных машин и прицепных орудий. Свою продукцию показали также известные зарубежные машиностроительные компании: New Holland, John Deer, Caterpillar Chalenger, Massey Ferguson, Fendt, Claas. Российским хозяйствам, которым не по карману покупать новую технику знаменитых брендов, предлагался обширный выбор подержанных машин известных марок прежних лет выпуска.

Не первый год стремится на российский рынок сельскохозяйственной техники польская компания Pronar. На ее большом стенде выставлялись тракторы, различные типы грузовых прицепов и комплектующие для сельскохозяйственных машин: пневматические баллоны, гидравлические цилиндры, колесные диски. Pronar предлагает десятки типов дисков, рассчитанных на тракторы самых разных классов и марок, включая «советские» МТЗ и ЮМЗ.

Теперь ни одна выставка техники в России не обходится без стендов с китайскими машинами. Не стала исключением и «Золотая осень-2006». Широкий выбор колесных тракторов разных классов и мощности от миниатюрной серии 180 до тяжелого «1200» представила компания Foton.

Мультилифт московского предприятия «Вимлифт»

Несмотря на изобилие иномарок на рынке сельскохозяйственной техники, заводы бывшего Советского Союза не намерены сдаваться без боя. Активно осваивают новые модели и целые семей­ства Минский тракторный, Харьков­ский тракторный, Кировский заводы, Уралвагонзавод, «Алттрак», «Ростсельмаш» и другие предприятия. Минский тракторный завод, как и Foton, представляет малые, средние и тяжелые тракторы, однако они не похожи на привычную модель МТЗ-80. Помимо минских дизелей на новые тракторы МТЗ ставят импортные силовые агрегаты, например Deutz.

Производственная программа Харьковского тракторного давно не ограничивается традиционными машинами. В его модельном ряду – колесный с сочлененной рамой Т-150, его современные наследники серии ХТЗ-170, фронтальный погрузчик Т-156, гусеничный ХТЗ-180. К слову, харьковские тракторостроители не экспериментируют с двигателями от «иномарок». Все названные тракторы комплектуют дизелями ЯМЗ. Завод представил также интегральный пахотно-пропашной трактор ХТЗ-160 с двигателем КамАЗ-740 и миниатюрные тракторы семейства ХТЗ-30 с 35-сильным дизелем, выпускаемым в Литве.

Харьковское предприятие «Агроимпорт» не только продает продукцию ХТЗ и дизели ЯМЗ – оно строит собственную модель трактора ХТА-220 «Слобожанец» с шарнирно-сочлененной рамой, двигателем семейства ЯМЗ-236 и широкопрофильными шинами низкого давления. По многим узлам этот трактор унифицирован с Т-150.

Опытный образец трактора ЛТЗ-140
создан совместными усилиями специалистов ОАО «Липецкий трактор» и НАТИ

Кировский завод помимо наследника традиционных «Кировцев» – тягача К-704 «Росич», выставил тракторы новых серий К-3000АТМ, К-5000АТМ, тягач с шарнирно-сочлененной рамой К-744Р3. Кроме двигателей ЯМЗ на новых моделях тракторов из Петербурга широко внедряют дизели Merсedes-Benz и Deutz, которые и украшали «кировский» стенд. Мы увидели на выставке и «традиционный» К-700, внешне неотличимый от того, который выпускали в 1970?е годы. Его производят в Омске под маркой ОМТЗ.

Поскольку на сельхозработах широко применяют также автомобили и специализированные машины на автомобильных шасси, стенды ЗИЛа и КАМАЗа не стали откровением: представленные на выставке «Золотая осень» модели грузовиков нам уже знакомы. Другое дело – специализированные автомобили.

Московское предприятие «Вимлифт» разработало обширное семейство сменных кузовов, устанавливаемых на грузовик с помощью системы «мультилифт». Вместо колонны автомобилей хозяин может эксплуатировать один МАЗ или КамАЗ с легко заменяемыми кузовами?модулями, среди которых самосвалы, контейнеры, цистерна, фургон, жилой и «ремонт­ный» КУНГи. «Вимлифт» также представил установку для смены кузова сельскохозяйственного назначения, предназначенную для установки на тракторный прицеп: один и тот же кузов возят на себе и грузовик, и трактор.

Многоцелевой автомобиль с индексом 2339, разработан в НАМИ по заказу Министерства сельского хозяйства

Для орошения, разбрызгивания удобрений и химикатов, защищающих посевы от вредителей, предназначен автомобиль на шасси ГАЗ-3308, представленный фирмой «Кубань-агро». Это дальней­шее развитие выпускаемого в Омске на базе УАЗ-3303 специализированного агрегата мало­объемного опрыскивания «Иртышанка». Применение «газовского» шасси позволило увеличить вместимость цистерны с 1 до 2 м3, а значит, вдвое повысить производительность установки.

На роль самой необычной новинки претендует, пожалуй, семейство многоцелевых автомобилей, разработанных в НАМИ по заказу Министерства сельского хозяйства РФ. Малогабаритные грузовички с индексами 1339 и 2339 оснащены дизелем ВАЗ-341, а машины серий 1337 и 1338 – двигателями от липецкого трактора. Возможно использование газобаллонной системы питания. Об этих машинах мы планируем рассказать в отдельной публикации.

Выставка «Золотая осень» поразила своим размахом, но не только этим. В экспозициях 2006 года появились первые признаки переходного периода, когда количество уже переходит в качество. Конечно, в данном случае разговор идет об отечественной технике, которая в прежние годы не выдерживала никакой конкуренции с зарубежными машинами, однако в этот раз была хозяином положения. Это еще не победа, а лишь желание победить, но и такого шага мы ждали не один год.