Защита инструмента гидромолота от грязи и автоматическая смазка
Земноводный автобус
Экскурсионные «амфибусы» голландской компании Dutch Amfibious Transport Vehicles BV (DATV)
 1
Коробки передач компании EATON
 1
О зимнем дизельном топливе
Косолапый Бог бездорожья
Полноприводный самосвал Tatra Jamal Т 163-390 SCT 6х6
Конструкции автобусов для линий BRT
Броня крепка и шины наши быстры
Специальные защитные цепи
Мониторинг технического уровня перспективных отечественных тракторов для аграриев
Обзор тракторной промышленности России
Лизинговый договор: статья за статьей
Содержание лизингового договора
Зимняя эксплуатация гидромолотов
Факторы воздействия отрицательных температур на гидромолот
Стандарты токсичности в Евросоюзе
Дизельные двигатели внедорожных машин
Развитие трансмиссии гусеничных бульдозеров в мировой практике, СССР и России

ENTSORGA 2003 – парад инноваций

Л. Малютин, фото Т. Терешиной и компаний-участниц

В течение пяти дней с 23 по 27 сентября 2003 г. в славном городе Кельне проходила десятая выставка ENTSORGA 2003, посвященная технологиям коммунального хозяйства, переработке и утилизации отходов, защите окружающей среды. Главную идею форума, пожалуй, можно высказать одной фразой: высокотехнологичные машины на защите окружающей среды. Устроители акцентировались именно на экологических аспектах, снижении нагрузки на окружающую среду, рациональном использовании и восстановлении ресурсов в глобальном масштабе. Более 1 000 компаний из 25 стран продемонстрировали, как высокие технологии органично вошли в традиционные секторы экономики: коммунальное хозяйство, транспортировка, переработка и хранение отходов.

С каждым годом растет внимание общественности к этим областям – на выставке побывало около 50 тыс. посетителей из 75 стран. Встретили мы здесь и соотечественников – отправили на ENTSORGA своих представителей ОАО «Профмаш», ТД «Мосдормаш», ПКФ ООО «Берц»... Возрастающие экологические требования стимулируют производителей техники на инновации, на внедрение технологий, которые еще вчера были фантастикой, причем циклы внедрения новинок становятся короче. Чтобы описать их все, не хватит целого журнала, поэтому здесь мы ограничились наиболее известными россиянам компаниями и выбрали самые интересные технические решения.

Мусоровозы немецкой компании FAUN Umwelttechnik GmbH известны многим. Она успешно и стремительно развивается. В основу развития положена концепция ориентации на потребителя – коммунальную службу, с тем, чтобы расходы компании сокращались благодаря созданию эффективной техники. Эту концепцию в реальном воплощении FAUN и представила на выставке.

Toppress X – мусоровоз с фронтальной загрузкой на нестандартном автомобильном шасси Mercedes-Benz. Концерн DaimlerChrysler оперативно отреагировал на новшество компании FAUN и разработал для этой установки шасси с вынесенной вперед кабиной. При вместимости контейнера 28 м3 машина выглядит компактной, приземистой, даже несколько футуристичной. Рационально использовано пространство над кабиной – ничто не уродует внешность. FAUN пришел к выводу, что безопаснее возить грузчиков в кабине, а не на подножках. А чтобы грузчики могли быстро входить и выходить, сделали автобусные двери и низкий пол без ступеней. Чтобы решить эту задачу пришлось поместить двигатель ниже, а поскольку нагрузка на передний мост значительно возросла, усилили подвеску. Автоматическая трансмиссия с ретардером освобождает водителя от множества манипуляций рычагом переключения передач при маневрировании.

Машина обслуживается одним человеком. Механизм стрелы кантователя управляется джойстиком из кабины водителя. Сменный контейнер-накопитель загружается и сгружается с шасси крюковым механизмом Hawkchange – новейшей защищенной патентом разработкой конструкторов FAUN. Одним движением контейнер водружается на платформу и плотно стыкуется с ней. Toppress способен работать со стандартными контейнерами и с новой моделью Pressbox, обладающей меньшим весом и большей полезной нагрузкой.

Механизм Hawkchange получила и другая машина – Sidepress X. Этот мусоровоз с боковой загрузкой – представитель уже зрелого семейства. Усовершенствованный подъемный механизм Sidelift C240 способен разгрузить бак вместимостью от 60 до 240 л за 8 секунд. Управляется агрегат из кабины джойстиком, имеющим всего три положения, это упрощает работу оператора и исключает ошибки. Sidepress работает и со стандартными контейнерами, и с новым Pressbox. На этой машине компания впервые установила модуль удаленной диагностики, с помощью которого сервисная служба постоянно получает информацию о состоянии систем машины по радиосвязи.

FAUN выводит на рынок новую линейку мусоровозов Easypress. Для этой машины используются стандартные шасси новейших моделей с наилучшей эргономикой рабочего места водителя. Отличительная особенность мусоровоза – шарнирно-сочлененная стрела кантователя, способная захватывать бак в радиусе до 3 м. Ручного труда меньше – не нужно таскать тяжелый бак, машина сделает это быстрее и безопаснее сама.

На выставке было показано также целое семейство новых моделей мусоровозов Variopress с задней загрузкой. В зависимости от объемов вывозимого мусора можно выбрать машину шириной 2,5; 2,3 или 2,0 м. Все модели комплектуются электронными системами контроля, снабженными сенсорами подножками для грузчиков. Электроника контролирует движения погрузочного механизма и прессующей плиты. Загрузочный механизм Twinlift захватывает и поднимет мусорный бак за 9 секунд. Прессующая плита включается в работу, только когда загрузка достигает определенной величины. Таким образом, число движений плиты сокращается, экономится топливо, меньше изнашиваются узлы машины. При возникновении нештатных ситуаций электроника немедленно останавливает все движения.

Безусловно, FAUN не могла не продемонстрировать публике семейство своих замечательных уборочных машин Viajet. Малая машина Viajet 5 сочетает превосходную маневренность и скромные габариты базовой машины с производительностью, эффективностью и простотой оборудования FAUN. На выставке показали установку на шасси Mercedes-Benz Atego, однако возможны и другие варианты, например, на универсальном шасси Unimog. Новая версия Viajet 5 получила всасывающий раструб измененной формы, повысивший эффективность и скорость всасывания смета.

Другой интересный стендист – компания Kaiser AG. Из небольшой страны Лихтенштейн она привезла две коммунальные машины: Aquastar и Hurricane. Несмотря на то, что Kaiser – маленькая семейная компания со штатом менее 150 человек, ее годовой оборот составляет более 30 млн. евро, т.е. объем продаж на одного работника более 200 тыс. евро. Ежегодно продается около 80 экскаваторов и 60 коммунальных машин главным образом на экспорт – в США, Канаду, Японию, и во многие европейские страны.

Компания производит оригинальные, часто выполненные по индивидуальному проекту, шагающие экскаваторы, многофункциональные коммунальные машины, насосы высокого давления, охотно покупаемые японцами, а также специальное оборудование, например, для сбора нефтепродуктов с поверхности воды. При этом в КБ компании работает всего 12 человек. Теперь сравните со средним российским машиностроительным заводом.

Комплексная машина Aquastar – флагман модельного ряда коммунальных механизмов Kaiser. Одна установка выполняет комплекс работ по очистке каналов, сбора жидких и сухих отходов. Машина обслуживается всего одним человеком. Поскольку вода циркулирует по кругу, фильтруется и вновь подается в зону работ, то машина может работать достаточно долго без дозаправки.

Мощная вакуумная машина Hurricane способна собирать жидкие и сухие сыпучие субстанции. На ней смонтирован насос Kaiser KWP 6000 производительностью 6 300 м3/ч. На установке стоит штатный телескопический всасывающий патрубок длиной 7,5 м. Насос KWP способен создавать не только разрежение, но и настолько высокое давление, что может подавать сыпучие материалы на высоту до 60 м. Ремонт крыш стал для этой машины популярной областью применения.

Эффективность оборудования, будь то мусоровоз, поливомоечная или уборочная машина, зависит от шасси. Компоновка, комплектация, габариты, мощность, эргономика шасси должны точно отвечать требованиям устанавливаемого на него оборудования. Современное автомобилестроение имеет такие возможности разработки и производства, что у изготовителя коммунальной техники не возникает проблем с подбором шасси. Более того, он может создавать оригинальные, эффективные и красивые установки как, например, FAUN Toppress, будучи уверенным, что автомобильные концерны в кратчайшие сроки разработают не менее эффективные, точнейшим образом подходящие шасси.

Концерн DaimlerChrysler разрабатывает и поставляет бесчисленное количество вариантов шасси. На выставке концерн выставил представителей всех четырех семейств коммерческих автомобилей: фургон Vito, шасси Atego, Econic и Actros, а также малогабаритный автомобиль Smart, приспособленный для перевозки мусорного бака. Сегодня шесть таких Smart работают в Гамбурге.

Семейство Econic разрабатывалось специально как шасси для коммунальных, пожарных, аэродромных машин при участии специалистов этих отраслей. Их требования и рекомендации по безопасности, производительности, эргономике отразились на конструкции кабины и на шасси в целом. Кабина имеет автобусные двери и низкий пол, чтобы водитель и пассажиры быстро и без помех могли входить и выходить. Водителю удобно покидать кабину и через правую дверь. Чтобы кабина была невысоко над землей, а центр тяжести всей машины с полной нагрузкой был как можно ниже, раму разделили на две части и поместили на пневматическую подвеску. Высота рамы в задней части всего 874 мм, а передняя часть под кабиной опущена еще ниже. Чтобы облегчить экологическую ситуацию в мегаполисах, на Econic можно устанавливать и газовый двигатель объемом 6,9 л, мощностью 279 л.с.

Другой традиционный поставщик шасси для коммунальных машин – IVECO, придерживается философии унификации своей продукции. Все модели комбинируются из огромного количества стандартизованных систем, поэтому даже высокоспециализированное шасси в обслуживании не отличается от стандартного.

IVECO также разработала под коммунальные машины специализированное семейство шасси – EuroMover. Кабина расположена невысоко: пол кабины в 65 см от земли, а ступеньки – в 38 см. Пассажирская автобусная дверь шириной 80 см и высотой 190 см более чем достаточна для легкого и удобного входа-выхода человека средней комплекции. Большая площадь остекления и полностью прозрачная дверь обеспечивают прекрасный обзор. Ширина кабины всего 2,3 м, т.е. для стрел фронтального кантователя достаточно места по бокам. На семейство EuroMover устанавливают двигатели Cursor 8 мощностью от 245 до 296 л.с.

Автостроитель из Мюнхена MAN Nutzfahrzeuge AG готов удовлетворить любой запрос коммунальной службы на стандартные шасси полной массой от 6 до 33 т. Тяжелые шасси TGA для коммунальных нужд обычно комплектуются короткой кабиной типа M. В более длинной кабине типа S можно установить дополнительные места для команды из 7 человек, чтобы с комфортом путешествовать от одного мусорного бака к другому. На шасси TGA устанавливаются мусоровозы вместимостью от 17 до 33 м3 с фронтальной, боковой или задней загрузкой, моечные машины большой емкости, снегоуборочное оборудование.
В городском и дорожном хозяйстве часто применяются компактные и маневренные шасси MAN L2000 и М2000 полной массой от 6 до 25 т. В зависимости от нагрузки можно подобрать необходимую базу, двигатель, мосты, подвеску, кабину. Также как у TGA предусмотрен вариант кабины со вторым рядом сидений для грузчиков и с дополнительными дверями.

Выставка продемонстрировала колоссальные возможности зарубежных производств. Российским машиностроителям есть чему поучиться у европейских компаний. А работникам коммунальных служб рекомендуем посетить следующую выставку ENTSORGA, которая пройдет в Кельне осенью 2006 г., и посмотреть, какими средствами европейцы добиваются своей знаменитой чистоты.

Л. Малютин, фото Т. Терешиной и компаний-участниц Основные Средства 11'2003 1 марта 2005

Комментарии (0)