Зарубежные сельскохозяйственные тракторы специфических компоновок
Трактора автомобильной компоновки и типа Trac
Лизинг автотранспортных средств и спецтехники (ч.1)
Если предмет лизинга на балансе лизингодателя
К летнему сезону
Обзор новинок асфальтоукладчиков
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 4)
Фильтры гидравлической жидкости
Экскаваторы на горных работах
Обзор экскаваторного парка горных предприятий
Гидравлика «в возрасте»
Сложности ремонта
Гибридный троллейбус
Реальный конкурент городского автобуса
Зимняя эксплуатация гидромолотов
Факторы воздействия отрицательных температур на гидромолот
Броня крепка и шины наши быстры
Специальные защитные цепи
Вся правда о ямочном ремонте (ч.2)
Дорожный ремонт
Зарубежные гусеничные гиганты для лесозаготовок
Обзор машины харвестерного типа
Мобильность как преимущество
Мобильные установки дробления и грохочения

У них – лучше, у нас – больше. Автобусы на Московском автосалоне

Л. Никифоров, фото Ю. Бритова и фирм-изготовителей

4-й Российский Автосалон в Москве совпал с довольно бурным процессом, происходящим на мировом рынке автобусов. Mercedes-Benz принимает активное участие в создании общеевропейского проекта Eurobus, Volvo продолжает перераспределение североевропейского и скандинавского рынков после приобретения польского завода Sanok и финской компании Carrus. А тут еще Renault и IVECO, сами недавно объединившие капиталы, объявили о создании многонационального автобусного концерна Irisbus. Естественно, что все эти события не могли не наложить отпечаток на борьбу за места на российском рынке.

Марку RABA носят не только задние мосты и двигатели, но и венгерские автобусы

Занять свое место на нем стремятся наши недавние соседи по Советскому Союзу – украинцы и белорусы. Непотопляемый ЛАЗ и относительный новичок в мире автобусов – АМАЗ – пытаются сказать свое веское слово в конкурентной борьбе.

Перипетии российского автобусостроения также весьма интересны. Усиленно ищет свое место среди изготовителей автобусов большого класса ПАЗ. Всерьез готовится к совместному производству городских автобусов «соло» и сочлененных Волжское объединение. Своим партнером оно избрало немецкий концерн MAN. Курганский автобусный завод имеет свои планы выпуска «Икарусов».

Однако обо всем по порядку. Сообщение о рождении концерна Irisbus по праву было отнесено к премьерам автосалона, стенд «новорожденного» был одним из крупнейших. В него, кроме уже упоминавшихся IVECO и Renault, вошли еще пять компаний из Испании, Италии, Франции, Чехии и Венгрии. Среди них такие известные у нас фирмы как Ikarus и Karosa. Производственная программа этого автобусного гиганта включает все классы от микроавтобусов до городских сочлененных и туристических категории «люкс». Кроме того, различным компаниям, выпускающим заказные машины, Irisbus предлагает специальные шасси. Годовой объем выпуска превышает 9,5 тыс. автобусов.

Karosa LC 936E

С деятельностью нового концерна оказалась тесно связана проблема поставок автобусов в Россию. Если такие марки как Pegaso известны у нас далеко не всем, то чешские и венгерские автобусы работают во многих российских городах. Речь идет о городских автобусах – «одноклассниках», где новые партнеры по концерну еще недавно были конкурентами. Теперь же им предстоит каким-то образом объединить свои экспортные потенциалы в рамках политики Irisbus. Как это будет выглядеть на практике, никто пока объяснить не может.

На салоне Irisbus продемонстрировал четыре автобуса. Три из них – городской В 932Е, туристический LC 36Е и школьный на базе семейства 900Е – производства чешской компании Karosa. Четвертый – туристический категории «люкс» – Iliade фирмы Renault. «Девятисотое» семейство «появилось на свет» около трех лет назад, а его версия «Е» родилась после внесения в конструкцию машин нескольких десятков изменений в соответствии с требованиями правил ЕСЕ 36. Изменения коснулись тормозной системы, систем отопления и вентиляции, отделки интерьера, передняя независимая подвеска заменена на жесткую балку, снижен уровень пола. Фактически, речь идет о создании нового семейства автобусов. Их отличительная особенность – применение силовых агрегатов Renault MIHR 06 20 45 A41, отвечающих требованиям норм Euro-2. Горизонтальный рядный шестицилиндровый дизель объемом 9,84 литра с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом с интеркулером развивает в зависимости от модификации мощность 256 – 295 л.с.

Karosa B 932E

11-метровый городской автобус В 932Е предназначен для перевозки по маршрутам средней и большой протяженности 121 пассажира, из которых 19 – на местах для сиденья. Три двери обеспечивают комфортабельный вход и выход, через среднюю – возможна погрузка детских или инвалидных колясок.

LC 936Е – одна из наиболее массовых машин для обслуживания туристов на междугородных и международных трассах. В зависимости от уровня требуемого комфорта в салоне можно установить 42 – 47 мягких сидений с регулируемым углом наклона подушки и спинки. В стандартное оборудование салона входит система кондиционирования, индивидуального отопления, освещения и вентиляции каждого места. По заказу возможна установка противоугонной системы с автономным иммобилайзером, мини-бара с кофеваркой, аудио-, видео комплекса с CD-плеером и 1 – 2 мониторами.

Отличие школьного автобуса от обычного не сразу бросается в глаза. Ну, необычная яркая броская раскраска, дополнительные средства наружной световой сигнализации – казалось бы, все. Но самое главное в его конструкции – специальные сиденья с индивидуальными ремнями безопасности и специальная мягкая обивка сидений и стен салона.

Iliade впервые предстала перед российскими автотранспортниками. Применительно к современной классификации междугородных и туристических автобусов категории «люкс» машина относится к пятизвездочным. По уровню комфорта этот 42-местный автобус можно отнести к автобусной элите.

Городских проблем «Бычки» не решат, но спрос на них высокий

Ikarus был представлен двумя машинами московской сборки моделей 282 и 417. Они настолько хорошо известны всем, что не нуждаются в каком-либо отдельном представлении. А вот с другой маркой венгерских автобусов большинство посетителей салона встретились впервые. До сих пор мы встречали название RАВА на задних мостах автобусов, троллейбусов и когда-то – минских грузовиков. Автобусы с этой маркой в Москве показаны впервые, причем современные и оригинальные по дизайну. Всего лишь год назад они были разработаны специалистами бельгийской компании Jonchere.

В программу входят четыре автобуса двух семейств – Contact (пригородные) и Premier (городские). В каждое из семейств входят 12-метровые «соло» и 18-метровые сочлененные. В качестве силовых агрегатов предлагается гамма шестицилиндровых наддувных дизелей RАВА D 10 UTL объемом 10,35 л мощностью от 160 до 235 кВт. За многие годы выпуска они претерпели значительные изменения и сейчас полностью соответствуют требованиям Euro-2. Коробки передач ZF, ретардеры Voith. Мосты собственной конструкции с дисковыми или барабанными тормозами на выбор. Подвеска на пневмобаллонах. По заказу возможна установка ABS-ASR.

Оригинальный салон с большими накопительными площадками и развитой системой поручней и опорных стоек рассчитан на перевозку от 87 (пригородный «соло») до 156 (городской сочлененный) человек. Выпуск новых машин нарастает довольно стремительно и за год превысил 200 штук. При нынешней неопределенности ситуации вокруг компании Ikarus у новых автобусов может оказаться вполне благоприятное будущее. Необычный дизайн с ветровым стеклом большой площади и сложной конфигурации выгодно отличают их от многих конкурентов.

ЗиЛ-3250

Львовский автобусный завод продемонстрировал долгожданного среднеклассника. Можно много говорить о необходимости расширения гаммы выпускаемых заводом машин, но вот дизайн «новорожденного» наводит на размышления о целесообразности использования одних и тех же кузовных панелей для автобусов разных габаритов. Если у грузовиков «пришивание» различных элементов оперения полноразмерных моделей к «братьям меньшим» еще можно как-то оправдать, то в автобусном мире решаться на такие гибриды надо аккуратней.

Как всегда блистало Автобусное производство Минского автозавода. Разрастающееся «потомство» фирмы Neoplan продолжает завоевывать белорусский и российский рынки. Совсем недавно наш журнал подробно рассказывал о белорусско-немецких автобусах.

Похоже, MAN планирует глубоко пустить корни в российское автобусостроение. Как полагают эксперты компании, при годовой потребности России в 18 тысячах только городских автобусов, концерну есть, где развернуться. В качестве партнеров рассматриваются одновременно и ПАЗ, и КАВЗ, и Волжское автобусное производство. На салоне был представлен, по сути, эталонный образец городского сочлененного автобуса, выпуск которого планируется организовать на берегах Волги.

МАЗ-152: потомство Neoplan разрастается

Среди подлинно российских разработок по плодовитости нет равных «Бычку». Едва ли не половина всех показанных автобусов российского производства обязана ему своим рождением. География их весьма разнообразна – Москва, Гжель, Курган. Вряд ли многочисленное стадо этих «четырехкопытных» способно решить проблемы российских городов. Да и уровень конструкторско-технологических проработок и качество сборки оставляют желать лучшего.

Вот лишь один, но, увы, показательный пример. В Кургане сделали автобус для перевозки пассажиров с ограниченными двигательными функциями. Но чтобы помочь им попасть в салон, надо кому-то выйти из автобуса, открыть заднюю двустворчатую дверь, вручную опустить платформу, затем с помощью винтового механизма поднять площадку. И так несколько раз, пока все пассажиры не разместятся в салоне. При этом во-первых, инвалиду в коляске надо съехать с тротуара на проезжую часть. Во-вторых, водителю покинуть свое рабочее место. В-третьих, обеспечить опять-таки на проезжей части место для безопасного маневрирования колясок. В-четвертых,... Впрочем и этого достаточно.

Холдинг «Ирито» продемонстрировал «ГАЗельку» – «стретч»

Эффектно смотрелась экспозиция Павловского автобусного завода, конструкторы которого взяли за правило к каждому салону готовить новинки. И им это, надо сказать, удается. Одно лишь беспокоит и настораживает – разнообразие этих «изысков» что-то никак не пробьется на российские дороги и улицы наших городов.

На 4-м Российском Автосалоне-99 было представлено около полусотни автобусов различных классов десяти российских и зарубежных компаний. Казалось бы, есть выбор на все вкусы, случаи жизни и бюджеты. Но… «Страшно далеки они от народа». Похоже, что нам еще долгие годы предстоит довольствоваться бессмертными «скотовозами» и наскоро подлатанным «секонд хендом».

Л. Никифоров, фото Ю. Бритова и фирм-изготовителей Основные Средства 10'1999 15 сентября 2005

Комментарии (0)