Это вакуум, вакуум!

Машины для содержания канализационных сетей

И. Варывдин
Если на автомобильной цистерне написано «Вода» или «Мазут», сразу понятно, для перевозки какого материала она предназначена. А как понять, что везут в цистерне с надписью «Вакуум», ведь пустоту никто не перевозит? Названия веществ, которые транспортируют такими машинами, так сказать, не для широкого употребления. Речь пойдет о вакуумных, или ассенизационных, машинах. Выпуском такой спецтехники в России сегодня занимается немалое число предприятий, да и все больше иномарок попадает в парки всевозможных горводоканалов стараниями российских партнеров.
 
 
 
MORO одной из первых стала оборудовать свои машины аэродинамической облицовкой

При всей их, казалось бы, немудреной конструкции вакуумные машины должны отвечать жестким условиям, связанным с их эксплуатацией. Вакуумный насос с приводом от вала отбора мощности (ВОМ) должен создавать большое отрицательное давление, достаточное для подъема фекальных или илистых масс, обычно густых, вязких. При работе с выгребными ямами, например, предварительно разбавить их водой нереально, ведь копят-то все до последнего. Исходя из этого вытекают требования и к цистерне: на ее стенки будет действовать не только вес загруженных в нее жидких отходов (изнутри), но и атмосферное давление воздуха в момент работы насоса (снаружи). Отсюда и ребра жесткости по всему периметру, и строго круглое сечение бочки, никаких «чемоданов» и прочего. В общем, дизайнерам негде развернуться. Пожалуй, единственное, что они могут предложить, это установить на раме не одну, а две одинаковые цистерны. Так, например, поступают на арзамасском заводе «Коммаш» с КО-505А на шасси КамАЗ-65115 и КО-523 на шасси МАЗ-5337А2. Сегодня этот завод лидер отечественного коммунального машиностроения, в его производственной линейке самый большой ассортимент спецмашин, только ассенизационных около 20 моделей. Это предприятие, в частности, является еще и поставщиком агрегатов для вакуумных машин другим российским заводам.

Работа с агрессивными веществами определяет требования к антикоррозийной защите емкости, а то и вовсе вынуждает отдельных производителей использовать в качестве материала для изготовления цистерн нержавеющую сталь. Разгружается бочка самотеком или под давлением, создаваемым тем же вакуумным насосом.

У некоторых моделей задняя стенка выполнена в виде крышки с гидроприводом, они разгружаются самосвальным способом. Так, в частности, сконструированы илососные машины, своего рода «подвид» вакуумных погрузчиков. От последних они отличаются тем, что их цистерна разделена на два отсека – для ила и иловой воды и предназначены исключительно для очистки колодцев ливневых и канализационных сетей от ила. Как правило, такие машины дополнительно оборудуют баками для чистой воды, используемой для предварительного размыва донных отложений. Некоторые из них комплектуют устройствами для фильтрации иловой воды и обратного ее слива. Сегодня в РФ в чистом виде илососные машины производит только предприятие «Арзамас Коммаш», а остальные заводы под «илососами» подразумевают более сложно устроенные комбинированные каналоочистительные машины.

В ряде случаев «ассенизаторы» выпускают с термоизоляцией и подогревом (так называемое «северное» исполнение). Это пригодится при необходимости аварийной прочистки канализации при отрицательных температурах окружающей среды.

Может, кому-то покажется странным, что некоторые модели вакуумных машин приспособлены в том числе и для перевозки питьевой воды. Здесь проблема уже не техническая, а моральная. Предположим, что цистерну, несколько лет перевозившую фекалии, отмоют до блеска и привезут в ней чистую воду жильцам, оставшимся без воды из-за аварии на водопроводе... А когда возникает повышенная потребность в средствах доставки людям питьевой воды, где вы найдете хоть один горводоканал, который специально для этих целей держит десяток-другой бочек в резерве? Старый советский фильм воспевает профессию водовоза, а те, кто собирает отходы, всегда остаются за кадром, но стоит лишь ответить на вопрос, что хуже: квартира без водоснабжения или много обратной воды в квартире из унитаза, и сразу станет ясно, какая профессия самая важная для современной цивилизации. В то же время в других странах не просто вывозят, а тщательно собирают жидкие бытовые отходы как ценное сырье для получения того же метана.

При небольшой доработке, гарантирующей взрыво- и пожаробезопасность, получается модификация вакуумных машин для сбора нефтепродуктов. Такие автомобили у нас традиционно производят предприятия ОАО «Завод «ГрАЗ» и «Энергомаш» (пос. Мисяш, Челябинская обл.), что неудивительно, ведь основная их продукция – бензовозы и топливозаправщики.

Основные рабочие характеристики вакуумных машин разных производителей сходные. Скорость заполнения цистерны – от 5 до 15 мин, а время опорожнения еще меньше. Производительность вакуумного насоса у КО-503 – 240 м3/ч, у КО-505 – 360 м3/ч. Глубина всасывания – от 4 до 6 м. В список обязательного оборудования включено и сигнально-предохранительное устройство, предотвращающее переполнение бочки, а в списке опций у производителей импортные насосы или (очевидная роскошь для российских рабочих) электролебедка для подъема колодезного люка.

Многие выпускаемые сегодня в России вакуумные машины, как и в советские времена, базируются на шасси, например, КамАЗ-65115 (6х4) и КамАЗ-43118 (6х6), вместимость бочки – до 10 м3. Недавно такие предприятия, как арзамасское ОАО «Коммаш» и «Тверькоммаш» на основе дорожной версии челнинского трехосника предложили коммунальным службам цистерну увеличенного до 12 м3 объема (машины КО-505Б и ТКМ-622А соответственно). Для вездеходных шасси «Урал-4320» и «Урал-5557» применяются емкости на 9 и 7 м3. У классического российского среднетоннажника ЗИЛ-433362 цистерна рассчитана на 5 м3, а у его «младшего брата» из того же советского прошлого ГАЗ-3307-09 – на 3,75 м3. И хотя сегодня тот же арзамасский «Коммаш» предлагает 5-кубовые вакуумные машины на более современных, экономичных и «экологичных» среднетоннажниках МАЗ-437041 и КамАЗ-4308, «старички» еще долго будут у нас востребованы там, где велика опасность провалиться туда, что собирались чистить.

 

ЗАО «Коминвест-АКМТ» представляет в России вакуумные машины итальянской компании MORO, которая выпускает широкий модельный ряд вакуумных, ассенизационных, илососных, комбинированных машин, предназначенных для установки на автомобильные шасси. Принципиально конструкции этих машин идентичны: «бочка» + вакуумный насос, далее комплектации различаются в зависимости от назначения машины. MORO практически всегда использует для изготовления цистерн нержавеющую сталь – очень долговечный и устойчивый к любым агрессивным химическим воздействиям материал. Все цистерны подъемные, все оборудуются задним откидным днищем для удобства выгрузки самосвальным способом. Один из важнейших агрегатов машин – вакуумные насосы MORO производит самостоятельно, качество их ценится во всем мире. Даже в США ряд производителей вакуумных машин используют насосы и другие комплектующие MORO. Завод MORO реализует в Европе ежегодно до 400 машин, причем многие из них очень сложные и дорогие, ценой до 600 тыс. евро.

Следует подчеркнуть, что в Европе все вакуумные машины комплектуют из модульных компонентов по требованиям заказчика и практически не существует двух одинаковых машин, поэтому понятие «модель» в данном случае весьма условно. Так же действует и «Коминвест-АКМТ», поставляя машины MORO в комплектации по заказам клиентов, причем сроки поставки такая «работа по заказу» не увеличивает.

Новая тенденция на рынке вакуумных машин – пластиковые аэродинамические облицовочные детали, не только позволяющие экономить топливо, но и придающие машине более эстетичный вид. MORO одной из первых стала оборудовать свои машины аэродинамической облицовкой.