Сами по себе

Компакторы

Сергей Красовский
В прошлом номере журнала мы рассказали об особенностях устройства и критериях выбора мобильных компакторов, представленных на российском рынке. Сегодня поговорим о нюансах эксплуатации и слабых местах этого оборудования.
 
 
 
 
 
 
 
 

(Продолжение. Начало см. «ОС» № 9, 2011 г.)

Пожалуй, один из самых часто задаваемых вопросов, интересующих бизнесменов, работающих в секторе сбора, сортировки, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов и прочего мусора: каков ресурс мобильного компактора в российских условиях? Не секрет, что на срок службы коммунальной техники оказывают влияние не только климатические условия, в которых ее эксплуатируют, но и качество мусора (сортированный/ несортированный), полнота и качество обслуживания, грамотность технического персонала. Поскольку мобильные компакторы, как уже упоминалось в прошлой статье, пришли в Россию в начале 2000-х гг., найти установки, полностью отработавшие ресурс, затруднительно. Большинство проданных крупными игроками рынка спецтехники компакторов, проработавших всего 6…7 лет, пусть и в достаточно жестком режиме, находятся в прекрасном техническом состоянии. Даже техника, которая буквально «сгорела» на работе, после небольшого ремонта продолжает выполнять свои функции и приносить прибыль владельцу. Эксплуатирующие организации, несмотря на относительно небольшой срок эксплуатации установок данного класса, накопили статистику по отказам мобильного оборудования в объеме, необходимом для ее систематизации.

Надежные, но не вечные

Слухи о том, что мобильные компакторы значительно превосходят по ресурсу и надежности установки, монтируемые на автомобильных шасси, чаще преувеличены. Как и любой технике, компакторам требуются текущий ремонт и профилактические работы. Для замены подверженных износу деталей в мобильных компакторах, чтобы обеспечить бесперебойную работу оборудования, продавец обязан держать наиболее ходовые запасные части на своем складе. Перед покупкой машины настоятельно рекомендуем уточнить наличие расходников, но не после подписания договора купли-продажи. Если по какой-то причине нужных деталей для проведения текущего ремонта и техобслуживания у продавца не окажется, существует большая вероятность, что их не найдут, не доставят, не закажут, и тогда компактор встанет. А простои техники, особенно если она обслуживает большой торговый центр или, скажем, фабрику, принесет владельцу огромные убытки.

Что ломается?

Чаще всего мобильные компакторы страдают из-за механических повреждений, которые возникают исключительно (!) по вине водителей, перевозящих технику к месту работ – на полигон бытовых отходов, или сотрудников эксплуатирующей организации. Случаев, когда ответственный за эксплуатацию компактора работник фирмы – заказчика услуг по вывозу мусора включал пресс и, отвлекшись, забывал отключить привод, предостаточно. Худший сценарий – если установку включили в самом конце рабочей недели, скажем, в пятницу вечером. Поскольку у гидравлической системы компакторов, как правило, нет радиаторов охлаждения, за двое суток непрерывной работы компактора в режиме прессования его гидравлическая жидкость нагревается до критической температуры. Перегрев масла, а по сути, его закипание приводит к работе агрегатов гидравлики (рабочие гидроцилиндры, гидрораспределитель, насос) в критическом режиме. Следствие этого – их выход из строя. Из-за перегрева масла может возникнуть и его утечка, что приведет к работе оборудования всухую. После такого «испытания» гидроаппаратуру, как правило, отправляют в утиль.

Другая причина выхода из строя мобильных компакторов чисто российская – оставленную без присмотра технику разворовывают. Бывали случаи, когда металлоконструкцию, разрезанную на куски газовым резаком, сдавали в приемный пункт черного металла, были и факты хищения оборудования целиком. Похищенные установки найти практически невозможно, так как демонтируют их за высокими заборами на хорошо охраняемых территориях. Надеяться на то, что установку найдут по серийному номеру, – пустое дело. При вывозе оборудования для сброса мусора на полигон бытовых отходов никто из сотрудников ГИБДД и собственно полигона не станет утруждать себя сверкой серийных номеров техники с базой данных. Найти для ремонта и обслуживания техники мастера, который за определенное вознаграждение не станет сверять заводской номер компактора с паспортным, дело нехитрое.

Третья причина выхода из строя мобильных компакторов – это возгорание в их контейнерах мусора. Однако электропроводка установки или иные ее системы здесь ни при чем. Причина пожара банальная – брошенный в компактор тлеющий окурок, и бороться с этим невозможно. К каждому компактору охранника не приставишь. Единственный и, пожалуй, самый действенный метод – это наказывать эксплуатирующую организацию рублем. При этом владельцу техники необходимо заставить эксплуатирующую организацию признать свою вину. Заметим, что сделать это непросто, так как в 99% случаев, вместо того чтобы признать свою вину, эксплуатант скрывает – закрашивает следы возгорания краской воздушной сушки, используя обычную кисть или валик. Более того, часто эксплуатант еще и обвиняет компанию, предоставившую ему оборудование в пользование, в поломке техники! Компактор будто бы уже привезли сгоревшим. И спорить о том, где именно произошло возгорание, по какой причине и кто несет за это ответственность, можно до бесконечности. Верх бесстыдства – это когда еще и начисляют штрафы коммунальщику за невозможность (!) утилизировать скопившийся мусор. Правы психологи: лучшая защита – это нападение. Компания должна быть готова и к такому развитию событий. Хуже всего, если обслуживающая организация (коммунальщик) не является монополистом по вывозу и утилизации мусора. В этом случае аргумент проштрафившейся стороны – не хотите замять дело «полюбовно», заменим вас конкурентом – непробиваем.

Что касается установок, оборудованных системой кондиционирования (компакторы, предназначенные для работы с пищевыми продуктами), их ресурс примерно такой же, как у обычных компакторов. Основная причина отказа кондиционера – испарение хладагента из системы и соответственно ухудшение рабочих характеристик оборудования. Случаи, когда холодильное, или, как его еще называют, ионизационное, оборудование ломалось по причине отказа компрессора или приводного электродвигателя, довольно редки. Ударные нагрузки, которые возникают при перевозке, погрузке, разгрузке установки, не влияют на надежность техники, так как учтены при проектировании машины. Однако следует помнить, что из-за вибраций, порождаемых приводным механизмом установки, необходимо периодически подтягивать соединения трубопроводов и агрегатов гидравлической системы.

Что касается коррозии металлических конструкций компактора, то процессы, происходящие внутри установки, затормозить невозможно, да и не требуется. Перемещающийся внутри бункера мусор в буквальном смысле слова полирует металл до зеркального блеска. Внешние панели защищены лакокрасочными материалами, стойко выдерживающими агрессивное воздействие как окружающей среды, так и попадающих на них агрессивных жидкостей, которые могут содержаться в утилизируемых емкостях (бутылках). Как показывает практика, современное лакокрасочное покрытие, нанесенное с соблюдением технологии, обеспечивает защиту металлоконструкций в течение минимум пяти–семи лет.