Ломовые лошадки

Леонид Малютин
Государственная программа утилизации грузовиков, которую обещают начать в следующем году, увеличит нагрузку на инфраструктуру сбора, обработки и транспортировки металлолома и «рабочих лошадок» этой отрасли: ломовозам работы прибавится.
Ломовоз на базе шасси Mercedes-Benz с КМУ HIAB
Ломовоз на шасси МАЗ-6303 длиной 5600 мм с крюковым погрузчиком HIAB Multilift LH20S.56
 
Ломовоз на шасси FAW с гидроманипулятором «Синегорец-75»
«УралСпецТранс»
«УралСпецТранс»
«УралСпецТранс»
Металловоз с КМУ и «мультилифтом»
Щеповоз с КМУ и «мультилифтом»
Цивилизованная ломозаготовительная площадка
Ломовоз на шасси КамАЗ с гидроманипулятором «Атлант-С-90» в «полевых» условиях
Гидроманипулятор Epsilon Palfinger на ломовозе Московского завода опытных конструкций
Площадка со стационарным перегружателем на базе экскаватора
«Велмаш» ЛМ-1
«Велмаш» ЛМ-2
Ломовоз с гидроманипулятором «Атлант-С-100»
Ломовоз с гидроманипулятором «Атлант-С-90»

Для справки напомним основные параметры программы утилизации, инициированной ОАО «КАМАЗ» в конце прошлого года и одобренной Минпромторгом. Согласно сообщению ИА «Транспорт сегодня», программа будет действовать с 2012-го по 2014 г. и распространяться на грузовики массой от 6 т старше 15 лет, которые находятся у последнего владельца не менее полугода. Предполагается, что в год будет сдаваться 38 тыс. грузовиков – по 19 тыс. среднетоннажных и тяжелых.

Термины «ломовоз» и «металловоз» синонимичны, ими обозначают одну и ту же технику. «Ломовоз» звучит более по-русски и вызывает ассоциацию с ломовой лошадью. Ломовозы, как следует из названия, перевозят металлический лом. Условия эксплуатации определяют конструкцию и комплектацию ломовоза. Это прежде всего хронический перегруз и экстремальные условия на ломозаготовительной площадке и на площадках сбора лома. Далеко не на всех площадках есть свободное пространство для маневра, подъездные пути и собственные подъемные механизмы, поэтому большинство ломовозов представляют собой серийное автомобильное шасси с самосвальным кузовом и гидроманипулятором. Автомобильное шасси достаточно маневренное и проходимое, особенно если оно с полным приводом. Гидроманипулятор позволяет водителю ломовоза самостоятельно загрузиться, а самосвальный кузов – разгрузиться на площадке. Учитывая, что ломовоз «убивается» за год, на первый план выходит цена.

Кузов должен быть прочным – он подвергается всевозможным нагрузкам при загрузке, при движении по дороге и особенно по площадке, а также при разгрузке. Обычно кузов сваривают из листов стали Ст3, боковые стенки – толщиной 3…4 мм, днище – толщиной 4…6 мм. Кузова изготавливают и из более толстых листов – до 8 мм и из стали 09Г2С. Они выдерживают вдвое большие нагрузки, долговечнее, но и дороже. Кузов усиливают ребрами жесткости. В передней части выполняют выемку, в которую укладывается стрела гидроманипулятора. Самосвальные кузова оснащены задними распашными створками для разгрузки. Вокруг них кузов дополнительно усиливают, поскольку здесь размещают опору для стрелы гидроманипулятора. Вместимость кузова в зависимости от грузоподъемности и длины шасси составляет от 21 до 33 куб.м, угол подъема – 45…50°.

Компания «УралСпецТранс» серийно изготавливает металловозы на шасси КамАЗ-65115 с колесной формулой 6х4. Особенностями данного шасси являются рестайлинговая кабина, современный надежный двигатель Cummins мощностью 300 л.с. и коробка передач производства фирмы ZF. Новая кабина отличается повышенной комфортностью и отвечает современным требованиям безопасности. Улучшенная панель приборов изготовлена из пенополиуретана, что делает конструкцию более легкой и безопасной. Панель приборов с антибликовым покрытием оснащена графическим дисплеем, стрелочными указателями и удобной комбинацией контрольных сигнализаторов. На данном автомобиле установлен кузов увеличенной вместимости – 28,5 м3. Толщина его стенок – 4…5 мм, толщина пола – 5…6 мм, это обеспечивает оптимальное соотношение надежности конструкции и массы кузова. В конструкции кузова используется сталь 09Г2С. Наличие одинарной задней створки обеспечивает лучшую безопасность при разгрузке лома по сравнению с двустворчатой конструкцией. Грейфер можно укладывать и снаружи, и внутри кузова.

Гидроманипулятор ОМТ-97М («Велмаш») укомплектован насосом повышенной производительности и гидравлическим распределителем RM-316 фирмы Nord Нydraulic (Швеция) с увеличенной пропускной способностью гидравлической жидкости. Специально разработанная для манипулятора гидравлическая схема обеспечивает более плавное управление и дает возможность оператору уверенно совмещать несколько операций, а следовательно, существенно сократить время загрузки лома. В стандартную комплектацию гидроманипулятора входит тент для защиты оператора от атмосферных осадков.

Самосвальный кузов может быть представлен в более дорогом и сложном исполнении – с подъемным механизмом с крюковым захватом («мультилифтом»), при этом ломовоз становится более мобильным, но теряет во вместимости и грузоподъемности (г/п) из-за утяжеления шасси механизмом «мультилифта», а также увеличивается срок его окупаемости. Эксплуатация такого ломовоза целесообразна совместно с парком сменных кузовов и других автомобилей, оборудованных «мультилифтом». Стоит также учесть, что длина кузова для «мультилифта» строго регламентирована производителем.

Cargotec продолжает радовать российских потребителей своими новыми моделями техники. На этот раз в сотрудничестве с дилером – компанией ООО «Ломовоз» – выпущен ломовоз на шасси МАЗ-6303 длиной 5600 мм с крюковым погрузчиком HIAB Multilift LH20S.56 для погрузки лома. Данный вид техники широко применяется в Европе, однако для России подобное оборудование уникально.

Крюковый погрузчик LH20S.56 г/п 20 т имеет точную систему пневмоуправления и литые детали в узлах, подвергающихся наибольшей нагрузке. Из дополнительных опций на «мультилифте» установлены цилиндры блокировки задней тележки. Данный «мультилифт» входит в линейку LH, предлагающую погрузчики г/п от 16 до 26 т. Модельный ряд LH запущен в производство в 2009 г. Погрузчики LH подходят для установки на российские грузовые автомобили и для работы с бункерами разной длины – от 4900 до 6100 мм, что делает продукцию финского завода доступнее российским компаниям. По отзывам клиентов, погрузчики HIAB Multilift служат бесперебойно до 15 лет, и ремонт сводится к замене фильтров, которые поставляют со складов в Петербурге и Москве. Заказчики данной техники по достоинству оценили низкую стоимость владения и длительный срок ее службы.

Компания «Карготек РУС» совместно с Автомобильной корпорацией «ГРУЗОМОБИЛЬ» и Mercedes-Benz представляют уникальный проект – ломовоз с прицепом и краном-манипулятором HIAB 14000 с грейферным захватом. Это первый в России ломовоз с подобными характеристиками. Проект реализован на базе шасси Mercedes-Benz 4141. Спецтехника оснащена самосвальным кузовом вместимостью 24 м3. Прицеп-ломовоз T83060 имеет г/п 16 т, вместимость кузова – 35 м3.

Грузоподъемность КМУ HIAB 14000 на вылете 2,5 м – 5 т и на вылете 8,6 м – 1,6 т. Управление КМУ осуществляется с кресла, имеются гидравлический привод раздвижения аутригеров и гидравлическая система защиты от перегрузки. Надежный кран-манипулятор хорошо подходит для работы в российских климатических условиях.

Ломовозы со стационарными, не самосвальными кузовами применяют, когда площадка сбора металлолома оборудована собственным подъемным механизмом с грейферным захватом или электромагнитом. Гидроманипулятор на не самосвальный ломовоз устанавливают и за кабиной, и в заднем свесе. Заднее расположение удобно, если ломовоз работает с прицепом. Ломовозы с прицепом и полуприцепом более требовательны к размерам площадки и ее покрытию. Для самосвального полуприцепа также важно, чтобы площадка была ровной и надежной, иначе он может опрокинуться. Эти условия сужают область применения прицепов и полуприцепов, хотя экономически их использование более эффективно. Полуприцепы работают с тягачами, оборудованными гидроманипулятором, либо с обычными тягачами, гидрофицированными для привода механизма подъема кузова. На рынке может встретиться подержанный или даже новый импортный полуприцепной ломовоз с кузовом большой вместимости, до 50 м3, с футеровкой из высокопрочной стали и гидроманипулятором. Такую технику обычно ввозят под заказ.

Интересным решением являются ломовозы на базе машин, оснащенных системой «мультилифт» со специальным сменным кузовом и установленным на него манипулятором производства компании «ЭКОПРЕСС». При этом автомобиль успешно может использоваться и как ломовоз, и как перевозчик сменных кузовов объемом до 38 м3. Еще одним эффективным решением является быстросъемный манипулятор, который присоединяется на съемный контейнер сзади и успешно может грузить металлолом как в контейнер на машине, так и на прицепе.

Шасси под ломовоз может быть любое серийное, как отечественного, так и зарубежного производства. Основное требование к нему – оно должно быть как можно дешевле, могло бы проехать к месту загрузки-разгрузки и как можно меньше ломаться в период эксплуатации или по крайней мере быть ремонтопригодным. Наиболее часто в качестве шасси ломовозов встречается продукция КАМАЗа. Под ломовозы используют 3-осные модели КамАЗ-53228, -53229, -65115. Особое достоинство шасси КамАЗ-53228 – полный привод, он повышает шансы выбраться живым с места работ. В особо запущенных случаях применяют вездеходные шасси «Урал-4320» и КамАЗ-43118, но у них дорогие шины. А самое слабое место ломовоза – колеса, как из-за перегруза, так и из-за высокой вероятности их повредить и износа. АЗ «Урал» также поставляет под ломовозы трехосные шасси «Урал-63685» 6х4 компоновки «кабина над двигателем», они позволяют перевозить вместительный кузов – 30 м3. Для особо тяжелых условий эксплуатации используют шасси КрАЗ, которые всегда ценились за прочность, большую грузоподъемность, проходимость, простоту и неприхотливость. Трехосные шасси Минского автозавода МАЗ-6303 «предпочитают» более комфортные дорожные условия. Ряд кузовных предприятий предлагают ломовозы на турецких шасси Ford Cargo и различных китайских шасси как наиболее доступных по цене из иностранных. Шасси не очень-то ремонтопригодные, но выдерживают больший перегруз, чем КамАЗ. Ломовозы на европейских шасси можно считать экзотикой, особенно новые.

Интересным может быть ломовоз на базе 4-осного шасси КамАЗ-6540 или -65201 с манипулятором ОМТ120М и кузовом объемом 33 куб.м, так как развесовка и нагрузка на ось данного автомобиля значительно лучше, чем на 3-осных автомобилях.

Гидроманипуляторы для ломовозов выбирают с длинной стрелой, чтобы можно было дотянуться до задних створок кузова, а лучше до прицепа, и с сиденьем для водителя-оператора на поворотной колонне. Такое высокое сиденье нужно для хорошего обзора и безопасности оператора, чтобы на него сверху не свалилась какая-нибудь железяка. Гидроманипулятор оснащают 5- или 6-лепестковым грейферным захватом объемом 0,2…0,35 м3.

Наиболее востребованы с учетом цены и ремонтопригодности гидроманипуляторы отечественных заводов. Спросом пользуется продукция Великолукского, Майкопского, Златоустовского и Соломбальского машиностроительных заводов. Соломбальский завод производит гидроманипуляторы СФ-65 и СФ-75С с грузовым моментом 65 и 75 кН.м и вылетом до 8,7 м.

ООО «Велмаш-С», входящее в холдинговую компанию «Подъемные машины», выпускает гидроманипуляторы ОМТ-97М и ОМТ-120М с грузовым моментом 97 и 120 кН.м и вылетом 7,3 и 8,5 м, самосвальные кузова объемом 24, 27, 30 м3 и два вида ломовозов: ЛМ-1 и ЛМ-2. Автомобиль-самосвал (ЛМ-1) с краноманипуляторной установкой ОМТ-97М предназначен для погрузки, разгрузки и транспортировки металлических отходов (лома). Радиус рабочей зоны КМУ составляет 7,3 м при грузоподъемности 1369 кг. На вылете 3 м г/п составляет 3300 кг. КМУ имеет продольную схему складывания. Угол поворота колонны – 400°.

Автомобиль-самосвал (ЛМ-2) с краноманипуляторной установкой ОМТ-120М-01 предназначен для погрузки, разгрузки и транспортировки металлических отходов (лома). ОМТ-120М-01 имеет смещенное относительно элементов крепления расположение опорно-поворотного устройства, благодаря чему манипулятор в сложенном положении не выступает за габарит и, кроме того, центр тяжести КМУ находится по центру рамы автомобиля, что положительно влияет на распределение нагрузок на раму.

    Манипулятор имеет Z-образную поперечную схему складывания, что позволяет получить ряд преимуществ по сравнению с КМУ продольной схемы складывания:
  • развесовка автотранспортного средства оптимальна;
  • открыт свободный доступ в моторный отсек бескапотного автомобиля;
  • повышена устойчивость и управляемость автомобиля, так как центр тяжести КМУ расположен ниже, чем у КМУ с продольной схемой.

Радиус рабочей зоны краноманипуляторной установки составляет 8,5 м при грузоподъемности 1440 кг. На вылете 4 м г/п составляет 3060 кг.

По желанию потребителя для работы с ломом КМУ могут комплектоваться одним из трех видов шестилепестковых грейферов (ГЛ-1, ГЛ-2, ГЛ-3).

Для работы на площадках для сортировки и перегрузки лома выпускаются четыре модификации стационарных манипуляторов: ОМТЛ-70-02С; ОМТЛ-70-04С; ОМТЛ-97С; ОМТЛ-97-04С с грузовым моментом 70 и 97 кН.м и вылетом 7,3 и 8,5 м.

В этом году для удовлетворения потребностей ломозаготовителей Холдинговая Компания «Подъемные машины» расширяет линейку стационарных манипуляторов. Стационарный вариант ОМТ-140МС с максимальным вылетом 10 м и грузоподъемностью на максимальном вылете 1500 кг монтируется на площадках сбора лома и эффективно применяется в технологической цепочке в паре с пресс-ножницами или для погрузки лома в вагоны. На сортировочных площадках для сбора и перегрузки лома в железнодорожные вагоны компания разработала более мощный стационарный манипулятор ОМТ-200МС с увеличенным до 12,5 м вылетом и грузоподъемностью на максимальном вылете 1650 кг. Серийный выпуск данной продукции намечен на III квартал 2011 г.

Ломовозы выпускают кузовные предприятия «УралСТ» (г. Миасс), «СКАТ» и МЗОК (Москва), «Транслес» и «Гидромеханика» (Московская обл.), «Ломовоз» (г. Великие Луки), «АСТЕЙС» (г. Набережные Челны), «Уралспецтрансмаш» (г. Челябинск-15) и др. Заводы – производители гидроманипуляторов также не остаются в стороне.

ОАО «Майкопский машиностроительный завод» выпускает гидроманипуляторы для ломовозов серии ЛВ с грузовым моментом 90 кН.м («Атлант-С-90» – вылет стрелы – 7,8 и 9 м; грузоподъемность на вылете 3 м – 3000 кг, на вылете 7,8 м – 1150 кг), 100 кН.м («Атлант-С-100», г/п на вылете 3 м – 3300 кг, на вылете 7,8 м – 1280 кг) и 140 кН.м («Атлант-С-140» – вылет стрелы 7,5 и 9 м, г/п на вылете 3 м – 4500 кг и на вылете 7,5 м – 1860 кг) и ломовозы с самосвальными кузовами вместимостью до 24 м3. По заказу возможно изготовление кузова вместимостью до 28 м3. Для улучшения условий работы оператора возможна комплектация гидроманипулятора подъемной кабиной или навесом. Ломовозы с гидроманипуляторами «Атлант-С» изготавливают также у дилеров завода и на заводах по производству спецтехники в Твери, Миассе, Челябинске, Перми, Набережных Челнах, Москве.

Златоустовский машзавод выпускает не только гидроманипуляторы «Синегорец-75», которые используют многие кузовостроители, но и кузова для ломовозов вместимостью 21, 24 и 27 м3 для шасси КамАЗ, МАЗ, «Урал». Днище кузова сваривают из листов стали 09Г2С, боковые стенки – из листов стали 20 толщиной 4 мм. Кузов усилен вертикальными ребрами жесткости. Грузовой момент гидроманипулятора «Синегорец-75» составляет 75 кН.м, вылет – до 7,8 м.

Из импортных наибольшее распространение получили гидроманипуляторы Epsilon Palfinger. Импортная техника отличается не только ценой, но и разнообразием комплектации, функциональностью, большим сроком службы, комфортными условиями для оператора и развитой системой безопасности. Гидроманипуляторы этой марки специально предназначены для погрузки сортимента, лома, сыпучих материалов и строительного мусора. Модельный ряд насчитывает десяток базовых моделей с грузовым моментом от 60 до 370 кН.м, и каждую из них поставляют в нескольких комплектациях. Максимальный вылет – от 7,7 до 10,4 м.

Состояние сегмента ломовозов зависит от многих экономических факторов, а напрямую – от состояния экономики: работают или нет предприятия, генерирующие металлолом, и хозяйственной активности населения. Национальные программы, как и программы утилизации автомобилей, придают бодрости отрасли переработки вторичных материалов, в которой задействованы ломовозы. Для населения и организаций стал неинтересен самостоятельный вывоз лома к пунктам сбора из-за высоких транспортных расходов, и предприятиям по сбору и переработке металлолома приходится взять эту функцию на себя и приобретать дополнительный транспорт.

компании из статьи
Грузавтомаркет
KROMANN - разумный выбор для вашего бизнеса
www.kromann.ru
компании из статьи
Грузавтомаркет
KROMANN - разумный выбор для вашего бизнеса
www.kromann.ru