Седлать тягачи! (ч.2)
Седельно-сцепное устройство (ССУ)
Метод прокола
Виброудурная бестраншейная технология
Земная составляющая лунной программы
ЗИЛ-135Ш – транспортер-тяжеловоз для транспортировки крупногабаритных блоков ракетоносителей
Всё по-взрослому
Телескопические и прочие компактные подъемные краны
Карбюраторы малых грузовых и грузопассажирских автомобилей
Конструкции карбюраторов К-126Г, К-131, К-151 АО «ПеКар» для двигателей ЗМЗ и УМЗ
 13
ГАЗ-560 – русский Steyr
Лицензионный дизель М1 компании Steyr для Газели
Преимущества горизонтально направленного бурения
Колесные колоссы
Дорожные машины для открытых горных работ
Ремонтопригодность экскаваторов
 1
Надежный гидропривод зимой
«Зимнее» гидравлическое масло МГ-15В (ВМГЗ)
Интервал по топливу считают (ч. 1)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 2)
Рациональное применение

Рязанский «Торфмаш»: всякому сезону – своя продукция


Рязанское ОАО «Торфмаш» относится к числу машиностроительных предприятий, сумевших приспособиться к нелегким условиям рыночной экономики. И во времена, когда большинство заводов сокращают штаты, на этом предприятии сетуют на нехватку квалифицированных рабочих.

Завод, основанный в 1944 г., в советское время выпускал торфодобывающие комбайны, которые не только работали внутри страны, но и шли на экспорт, например в Финляндию, США, Швецию. Снижение цен на нефть и распад Союза сделали эту продукцию бесперспективной, и с начала 90-х «Торфмаш» выпускает специальные и специализированные автомобили для коммунального, дорожного и сельского хозяйства. От некоторых из них, например автофургонов, предприятию пришлось отказаться, зато другие в производственной программе прижились и даже превзошли продукцию более опытных российских изготовителей.

Коммунальные машины ОАО «Торфмаш» давно заняли свою нишу на рынке. С 1991 г. на предприятии делают подметально-уборочную машину ПУМ-1. Внешне она почти неотличима от прочих, базирующихся на шасси ГАЗ-3307: под машиной располагаются две лотковые щетки в базе – они позволяют чистить мостовую у бордюра, и одна большая цилиндрическая щетка в заднем свесе; на месте кузова – бункер для собранной пыли и баки для технологической воды, которая смачивает щетки, уменьшая пылеобразование.

Подметально-уборочная машина ПУМ-1

Внутренние отличия глубже: вместо традиционного механического привода щеток рязанцы используют гидрообъемную передачу. Громоздкая и сложная система редукторов, валов и цепей уступила место компактным магистралям и устройствам гидропривода. Доработкам подверглась и коробка отбора мощности. Подача воды к щеткам – принудительная, электрическим насосом.

Объем выпуска подобной техники на московских предприятиях был сравнительно невелик: их продукции едва хватало на удовлетворение потребностей столицы. «Торфмаш» выпускает ее почти вдвое больше. Половина машин поставляется в Москву, другая – в прочие города России. В 1999 – 2000 годах «Торфмаш» освоил выпуск новой подметальной машины ПУМ-99, уже на шасси ЗИЛ-433362. Перед ПУМ-1 она имеет ряд преимуществ, прежде всего – высокую производительность. Поскольку базовый автомобиль шире, у щеток ПУМ-99 больше зона захвата. Повысилась и скорость самого автомобиля, и скорость вращения задней щетки, а потому лучше очищается дорожное покрытие. Благодаря увеличенной емкости бункера освобождать его от пыли приходится реже. За час машина подметает около 6 га площади, в то время как ПУМ-1 только 4,62. Со временем более эффективная ПУМ-99 должна вытеснить свою предшественницу. Правда, у ПУМ-1 есть свой козырь – она заметно дешевле.

Мусоровоз КО-33МД

С 1993 г. «Торфмаш» выпускает мусоровозы. Моделей две: КО-33МД на шасси ГАЗ-3307 и КО-50МЗ на шасси ЗИЛ-433362. Расположенный у правого борта автомобиля манипулятор поднимает и опрокидывает в верхний загрузочный люк кузова стандартный мусорный контейнер (0,75 м3). Масса контейнера не должна превышать 500 кг. Мусоровоз на шасси «газика» перевозит 7,5 м3 или 3 800 кг мусора, а его собрат на базе ЗИЛа – 9,5 м3 или 5 500 кг. Исполнительный директор ОАО «Торфмаш» Евгений Павлов замечает, что хотя предприятие и не является лидером на рынке мусоровозов (очень многие заводы берутся за выпуск таких машин), но свой покупатель есть. Например, рязанские мусоровозы закупают коммунальные службы подмосковных городов.

Если подметально-уборочные машины и мусоровозы – узкоспециальная техника, то бункеровоз БСУ-8 на шасси ЗИЛ-433362 более универсален. В стандартном бункере БН-3У можно вывозить строительный мусор и снег, перевозить сыпучие грузы, например, песок или цемент. При необходимости машина послужит и эвакуатором для неисправного легкового автомобиля. Не лишен бункеровоз и своей технической «изюминки».

Бункеровоз БСУ-8

Конструкторы «Торфмаша» усилили стрелу и применили более мощную гидравлику, чем на машинах других производителей. Грузоподъемность портала выросла до 10 т. Его можно установить и на КамАЗ, на нем возможности подъемника раскроются полнее. Однако и на «зиловском» шасси рязанский подъемник имеет достоинства: при погрузо-разгрузочных работах запас мощности у гидравлики обеспечивает максимально «щадящий» режим двигателю и трансмиссии автомобиля.

Кроме городских машин «Торфмаш» делает также технику для села. ЗАСК-10Б предназначен для птицефабрик при бестарной перевозке и загрузки в бункеры сухих кормов или зерна в сеялки. Шасси, опять же, ЗИЛ-433362. Спрос на такие автомобили после августовского кризиса 1998 г., когда импорт птицы сократился, и в рост пошли отечественные птицефабрики, заметно увеличился. Что и понятно. Ведь в парке существующих машин немалая доля принадлежит устаревшим моделям, выпускавшимся на Украине. Теперь они стали «иномарками» со всеми вытекающими из этого факта проблемами с запчастями. А ведь сами машины представляют собой конструкцию 50 – 60-х годов. Например, выгружной шнек приходилось поднимать домкратом и поворачивать простым рычагом. Зимой домкрат замерзал, и его разогревали паяльной лампой.

ЗАСК-10Б – машина для сельского хозяйства

Рязанские конструкторы снабдили раструб шнека гидравлическим приводом, работающим от гидронасоса на коробке отбора мощности. Благодаря ему шнек легко и быстро поднимается на нужную высоту и поворачивается под нужным углом. Клепаный корпус загрузчика заменили сварным и, что особо важно, сделали разборным. Упростился доступ к узлам загрузчика при ремонте, а наиболее подверженную коррозии нижнюю часть корпуса можно сравнительно легко и быстро заменить.

Бункер, в котором груз во время движения перемешивается шнеком, вмещает до 10 м3. Так как зерно тяжелее комбикорма, его возят в меньшем количестве. По дороге с твердым покрытием ЗАСК перевозит 4,7 т, а по грунтовой – 3,1 т.

Во многих хозяйствах загрузчики зерна используются сезонно и длительное время они простаивают. Поэтому родилась идея установить загрузчик на тракторный прицеп, ведь его простой обходится намного дешевле, чем простой автомобиля.

Прицепной загрузчик ПЗК-10 с трактором МТЗ-82

На базе прицепа Орского завода разработан загрузчик ПЗК-10. Грузоподъемность, не ограниченная возможностями «зиловского» шасси, достигает 8 т. Тягачом для ПЗК служит трактор МТЗ-82. Такой загрузчик попадает в разряд сменных сельскохозяйственных орудий. Зимой на помощь дорожникам придет еще одна разработка ОАО «Торфмаш»: съемные скоростные снегоуборочные отвалы и пескоразбрасыватели, устанавливаемые на обычный самосвал КамАЗ-5511 или КамАЗ-55111. Эти изделия также, как и загрузчик ПЗК-10, позволяют эффективнее использовать уже имеющуюся технику. Зимой объемы перевозок песка, щебня, торфа и других «чисто самосвальных» грузов резко сокращаются, и самосвалы простаивают. Весной, летом и осенью остаются без работы специальные снегоуборочные и пескоразбрасывающие машины.

Спереди на «камский» самосвал монтируется отвал ПСО-04 с гидравлическим приводом подъема-опускания. Сзади в кузов автомобиля устанавливается пескоразбрасывающая установка ПР-6. Такой комплект хорошо зарекомендовал себя при уборке загородных дорог.

Самосвал КамАЗ с пескоразбрасывателем ПР-6

Несколько КамАЗов со скоростными отвалами выстраиваются по всей ширине попутной полосы и, разогнавшись до 40 – 60 км/ч, отбрасывают снег на 8 – 12 м в сторону. Затем работает пескоразбрасыватель или отдельная машина с пескоразбрасывателем. Песок или соль рассыпается по ширине на 8 м. Выпускаемые с 1999 г. отвалы и «пескачи» успешно прошли испытания в «Рязаньавтодоре» и позволили задействовать зимой весь имеющийся парк самосвалов КамАЗ. Кстати, временное преобразование самосвала, по утверждению производителя, не требует специальной регистрации в ГИБДД.

Вся перечисленная техника составляет всего 40% от объемов производства «Торфмаша». Еще 30% приходится на тяговые редукторы для пригородных электричек. На каждую их требуется 12, и раз в 3 года по соображениям безопасности они подлежат обязательной замене. Оставшиеся 30% – это оборудование для нефтехимической и коксохимической промышленности, а также Газпрома.

Самосвал КамАЗ, оборудованный отвалом ПСО-04

Производство специальной автотехники носит сезонный характер. Например, с октября по январь нет заказов на подметальные машины, и они не выпускаются. ПУМы делают с февраля по июль, перед и во время «подметального» сезона; тогда же выпускают и бункеровозы.

С июля-августа по декабрь у сельхозпредприятий появляются деньги – в это время идут заказы на загрузчики зерна, их на заводе и собирают. Осенью и в начале зимы дорожные службы озабочены уборкой снега, и «Торфмаш» делает отвалы и пескоразбрасыватели. На них основной спрос – с ноября по январь.

На заводе работает 380 человек, из них 30 – в конструкторском бюро. Рабочих рук не хватает, хотя зарплата стабильная и довольно высокая. К сожалению, в последние 10 лет молодежь неохотно осваивает рабочие специальности. А ведь известно, что в трудные времена – а переход на «рыночные рельсы» дело не простое – нужно много и хорошо работать.

Основные Средства 07'2001 22 марта 2005

Комментарии (0)