Интервал по топливу считают (ч. 1)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
 1
Экскаватор «среднего» класса. Что это?
Подход импортных производителей к классификации экскаваторов
Карьерные экскаваторы. Перспективы
Обзор российского рынка
Новые возможности
Разработка крепких горных пород гидравлическими экскаваторами
Полезные мешки для... воздуха
«Воздушные пакеты» для раскрепления грузов
Нечистая сила
Гусеничные бульдозеры
Ненужные проблемы или золотая жила?
Восстановление отработанного масла
Аккумуляторы «залежались»
Спад на рынке АКБ
Воров просят не беспокоиться (ч .1)
Технологии защиты дорожно-строительных машин от хищений
Комбайны для открытых горных работ
Обзор фрезерных комбайнов Surface Miner («майнеров»)
«Автомат» или «робот»? (ч. 1)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
Косолапый Бог бездорожья
Полноприводный самосвал Tatra Jamal Т 163-390 SCT 6х6

Унификация коммунальной техники

Е. Суслина

Уборка городов раньше всегда была делом нехитрым: несколько раз в день дворники подметали улицы, а раз в неделю конные повозки, позже – тракторы или грузовые автомобили вывозили содержимое уличных мусорных контейнеров. К концу XX века рынок изобиловал разнообразной техникой, до минимума сокращающей ручной труд коммунальных работников. Тем не менее дворники остались, однако их обязанности изменились.

Ручной труд в коммунальной сфере будет всегда

В наши дни работа коммунальных служб немыслима без комплексной, слаженной работы мусоровозов и мусороуборочных машин. За рубежом, например, чтобы обеспечить оптимальную координацию работ, применяют бортовые компьютеры и даже спутниковые навигационные системы. Это дает возможность рационально планировать и контролировать график прохождения машин по маршруту.

В последнее время в этой не слишком приглядной, но жизненно важной сфере коммунального хозяйства появились тенденции к цивилизованному решению проблем твердых бытовых отходов (ТБО). Поскольку их количество все возрастает, а мест для захоронения остается все меньше, становится понятной необходимость сортировки мусора, а также его селективного сбора и транспортировки разных видов отходов по отдельности. Конкурентное и ценовое давление в этой сфере деятельности растет стремительно, что также стимулирует развитие отрасли. Интересно, что при современном уровне развития коммунальных машин и спецоборудования стала важна их рентабельность.

Mercedes-Benz Econic разработан специально для сбора и утилизации отходов

Многие хозяйства находятся сейчас в чрезвычайно стесненных условиях и вынуждены считать каждый рубль, затрачиваемый на уборку и утилизацию отходов. Решений проблем рентабельности много, и самое простое – сократить расходы на мусороуборочную технику путем широкой унификации и стандартизации агрегатов, узлов и навесного оборудования. Благодаря этому одна и та же машина сможет выполнять несколько видов коммунальных работ. Сегодня даже непродолжительный простой коммунальной машины – большая роскошь.

Зарубежные коммунальные хозяйства предпочитают использовать малошумные, удобные в обслуживании автомобили с низкой токсичностью отработавших газов. Крупнейшие производители коммунальной техники, идя навстречу запросам рынка, выпускают машины с низкорасположенным входом в кабину. Например, FAUN на базе трехосного Mercedes Atego предлагает систему Toppress X с низкорасположенной кабиной и новым приспособлением для смены кузовов. Машина оснащена двигателем Mercedes OM 906 LA мощностью 279 л.с. Все оборудование рассчитано на работу одного человека – водителя, место которого расположено справа. Фронтальный манипулятор поднимает мусорный бак сбоку, проносит его над кабиной водителя и высыпает содержимое в контейнер машины. Машины компании FAUN оборудованы системой multilift, которая позволяет снимать контейнер, перемещать его на другой мусоровоз и даже переворачивать. Шестиступенчатая автоматическая коробка передач Allison на коммунальной машине очень даже уместна, она позволяет водителю точно маневрировать и облегчает движение в потоке городского транспорта.

Свалки исчезают, появляются мусороперерабатывающие комплексы

Многие зарубежные предприятия, занимающиеся уборкой и вывозом ТБО, используют машины, в которых автоматическая трансмиссия агрегатируется с двигателем, работающим на природном газе. Некоторые делают ставку на модель Mercedes-Benz Econic с модификацией двигателя, работающего на сжатом природном газе. Этот двигатель, как и его дизельный «собрат», развивает мощность 279 л.с. при частоте вращения 2500 мин-1 и крутящий момент 1000 Н·м при 1400 мин-1.

Два топливных бака, каждый вместимостью 320 л, значительно увеличивают время работы на одной заправке. Благодаря почти полному сгоранию топлива и последующей обработке отработавших газов их токсичность ниже значений, устанавливаемых вступающими с 2005 г. в силу в Европе нормами Euro 4. Известно, что берлинские службы по сбору и утилизации отходов в 2005 г. планируют пополнить парк мусороуборочной техники города 50 машинами Econic, работающими на природном газе.

Компания IVECO также предлагает машину с двигателем на природном газе. Автомобиль EuroTech в вариантах с колесной формулой 4х2 и 6х2 оснащен либо 16-ступенчатой КП, либо 6-дипазонной автоматической трансмиссией ZF. Рабочий объем 6-цилиндрового рядного двигателя – 9,5 л, мощность – 260 л.с. при 2100 мин-1, крутящий момент – 1000 Н·м при 1000 мин-1. В отличие от силового агрегата Econic этот двигатель соответствует только нормам Euro 3.

Понятие «уборка города» подразумевает несколько задач: уборку ТБО, чистку дорог и зимние снегоуборочные работы. По большей части все эти виды работ выполняют разными машинами, но это не рентабельно. Разумнее на разносезонных и сопутствующих работах применять одну машину с разным дополнительным оборудованием. Примером такого использования коммунальной техники может служить Mercedes-Benz Unimog.

Коммунальная машина FAUN на базе трехосного шасси Mercedes-Benz Atego с низкорасположенной кабиной

Благодаря внедрению электроники в нем максимально упрощено управление, а заимствованная от сельскохозяйственных машин конструкция крепления навесного оборудования значительно расширила функциональные возможности Unimog. Чтобы достичь такого результата, производителям коммунальной техники Bucher Schorling, Schmidt, MULAG, Gmeiner и Ducker пришлось сесть за круглый стол и разработать общую панель управления навесными устройствами. Съемное оборудование приводится в действие при помощи джойстика, необходимые функции выбирают на дисплее. Управление осуществляется по шине данных, через которую передается информация из «мозга» машины – электронных блоков.

В российском машиностроении пока нет единого мнения относительно того, каковы тенденции в сфере конструирования мусороуборочных машин и навесного оборудования и какими будут стандарты следующего десятилетия. Еще не все хозяйства осознали важность определения рентабельности эксплуатируемой коммунальной техники. Однако ценовое и конкурентное давление на всех участников рынка растет, а это значит, что рано или поздно российским конструкторам тоже придется сесть за круглый стол и выработать единую стратегию создания экологически чистых, многофункциональных и надежных машин для уборки города.

Е. Суслина Основные Средства 01'2005 10 марта 2005

Комментарии (0)