Миксеры: новые и не очень...

Александр Трохачёв





















Как не бывает здорового дерева без ветвей, так и российскую строительную индустрию нельзя представить без автобетоносмесителей. Растущий спрос на жилье и бум возведения объектов коммерческой недвижимости в последние годы потянул за собой и рынок этой спецтехники. Сегодня ведущие производители ежегодно выпускают более полутора тысяч миксеров. Но даже с учетом прогрессирующего импорта и расширения мощностей действующих СП этого пока недостаточно. Эксперты расходятся во мнении относительно сроков насыщения рынка, но поздно или рано оно наступит. А пока продавцы и покупатели ищут компромиссы при заключении сделок.

Качели спроса
Российский рынок автобетоносмесителей продолжает расти, это факт. И это при том, что затраты на их производство следуют за инфляцией, как вагоны за локомотивом. Вверх идут цены на энергоносители и материалы, как на дрожжах поднимаются транспортные расходы. Но игроки рынка не сидят сложа руки. Отечественные производители наращивают объемы выпуска, а импортеры увеличивают ввоз зарубежной техники. И все равно спрос остается неудовлетворенным в полной степени. Причин тому несколько, и не все они лежат в экономической плоскости.
Достаточно сказать, что некоторые поставщики миксеров отгружают свой товар не отечественному, а зарубежному потребителю. В недавнем прошлом суммарные поставки всех российских заводов на экспорт превышали продажи внутри страны. Более того, такие предприятия, как Пушкинский машиностроительный завод (ПМЗ) вообще были ориентированы в основном на экспорт, который составлял более 88% выпуска. Правда, львиная доля комплектов бетоносмесительных установок потом возвращалась к нам уже на шасси европейских грузовиков под брендом Schwing Stetter.
В то же время некоторые иностранные предприятия практически утратили интерес к нашему рынку. Это справедливо, например, в отношении Могилевского автозавода. После развала СССР МоАЗ освоил выпуск моделей миксеров объемом 4 и 6 м3 для установки на шасси МАЗ-5337 и МАЗ-63035 соответственно. Но поскольку в России спрос на такие «маломерки» резко упал, завод переключился на внутренний рынок. Аналогичная ситуация с украинским предприятием «Бетонмаш», утратившим деловые связи с прежними российскими заказчиками. Разница в том, что оно сузило специализацию до стационарных АБС, а на производстве автомобильных надстроек вообще поставило крест.
Стоимость некоторых бетоносмесительных надстроек вполне сопоставима со стоимостью автомобилей-шасси, вот почему в России наблюдается спрос не только на готовые миксеры, но и на установки. В ряде случаев действительно выгодней приобрести не автобетоносмеситель, а только надстройку. А платформой для нее может послужить и шасси грузовика с пробегом. Причем база для оборудования все чаще выбирается длинная, а не короткая. Дело в том, что миксеры малой вместимости (4 и 5 м3) сейчас особым спросом не пользуются. Трудно поверить, что в начале 2000-х годов каждый пятый проданный в России автобетоносмеситель имел полезную вместимость 5 м3. Однако в недавнем прошлом суммарный выпуск такой техники за год уменьшался практически вдвое. Закономерно и некоторое снижение производства 6-кубовых бетономешалок, доля продаж которых в РФ еще три года назад составляла практически треть рыночного пирога. К 7-кубовым наблюдается более-менее устойчивый потребительский интерес на одном уровне: более 30%. Впрочем, пропорции выпуска у каждого предприятия разные.
Иное дело изделия вместимостью 8 и 9 м3: на заявки на них встречаются все чаще. Причем желание клиентов иметь 9-кубовые миксеры отражается кратным увеличением продаж. Впрочем, в последнее время качели рыночного спроса уверенно качнулись в сторону установок повышенной вместимости – по 10 и 12 кубов. Для такой продукции требуются уже не трех-, а четырехосные автомобили с колесной формулой 8х4 вместо 6х4 и самых редких 4х2. И заказчики предпочитают иметь дело уже не только с отечественной, но преимущественно с импортной техникой. Подтверждение тому – цифры официальной статистики: практически каждый третий проданный в России миксер на автомобильном шасси – зарубежного производства. Причем под этим словосочетанием подразумеваются отнюдь не бетономешалки белорусской и украинской сборки. Да и другие страны СНГ, как говорится, не в счет. В первую очередь речь идет о продукции европейских фирм. Далее в расчет берутся бетоносмесители на шасси китайских грузовиков. Продажи южнокорейских и американских миксеров по сути ничтожно малы.

Бренды и объемы
Одни из самых распространенных в России бетоносмесителей несут на себе маркировку Tigarbo. Выпускающее их предприятие «КОМЗ-Экспорт» из г. Каменец-Шахтинский Ростовской области по-прежнему остается крупнейшим поставщиком миксеров на внутренний рынок. Предприятие устанавливает на автомобили надстройки полезной вместимостью от 4 до 9 м3. Основные шасси предоставляют КАМАЗ, УралАЗ и МАЗ. Не менее знамениты в России изделия ТЗА – Туймазинского завода автобетоновозов (Республика Башкортостан), который вместе с упомянутым ранее ПМЗ также входит в тройку отечественных лидеров. Спектр надстроек охватывает установки с барабаном полезной вместимостью от 5 до 9 м3. А базой для них в подавляющем большинстве случаев служат шасси КамАЗ, что, впрочем, неудивительно: по сути, ТЗА является дочерним предприятием ОАО «КАМАЗ». Справедливости ради отмечу, что в продукции российских заводов активно используются детали, изготовленные за границей.
Постепенно набирает обороты производственная программа ЗАО «Бецема», чьи мощности достигли высокой степени загрузки еще несколько лет назад. Впрочем, глобализация и здесь внесла коррективы. В частности, продукция ряда предприятий собрана с использованием не собственных, а «чужих» комплектующих. Речь идет о гидравлике и некоторых важнейших элементах конструкции бетоносмесительных установок.
Наряду с продукцией российских предприятий все большее доверие строительных организаций заслуживают изделия зарубежного производства. Три года назад доля импорта бетоносмесителей на автомобильном шасси практически сравнялась с долей продаж «КОМЗ-Экспорт». Теперь за счет расширения ввоза иномарок чаша весов склоняется в пользу изделий, сделанных за пределами России. В числе наиболее востребованных европейских торговых марок – Liebherr, CIFA, Schwing Stetter, Reich, L&T. Есть еще южнокорейская Daewoo, турецкая Elkon и некоторые другие. Для них используются шасси всех европейских производителей коммерческого транспорта и «большой семерки» в первую очередь.
Впрочем, покупатели не всегда гонятся за определенной маркой автобетоносмесителей, нередко они выбирают по марке автомобиля, хотя и это не аксиома. В ряде случаев заказчики стремятся найти миксеры приемлемой вместимости и производительности, в хорошем или безупречном техническом состоянии, за «разумные» деньги. Важнее для них вовремя получить нужную технику, ведь не зря говорят: дорога ложка к обеду. И когда не удается найти то, что хочется, приходится принимать компромиссное решение (которое, кстати, очень часто является оптимальным).

За что платим?
Наиболее распространенными в нашей стране по-прежнему остаются автобетоносмесители цикличного действия. Их загружают материалами и затем дозированно берут готовую смесь. Впрочем, и на модели непрерывного действия, осуществляющие выгрузку готовой смеси сразу, а не отдельными порциями, спрос достаточно стабильный.
Определившись с кубатурой бетономешалки на автомобильном ходу, можно приступать к выбору. Но интуиция в таком деле – не лучший советчик. Для уверенности в правильности выбора надо несколько составляющих, а именно: знание текущей конъюнктуры, качества продукции того или иного производителя, информация о наличии развитой сервисной сети, понимание масштабов цен на оригинальные запчасти и ремонт, стоимость технического обслуживания и др. Хорошо бы пообщаться с коллегами-перевозчиками, изучить информацию из разных источников. Ведь не секрет, что известны случаи наиболее частых отказов оборудования конкретного производителя или изделия. Да и примеры падения барабана с надстройки, хотя и не частые, – отнюдь не страшилки конкурентов, а суровая реальность. Поэтому лозунг: «Дёшево и сердито» актуален далеко не всегда.
Качественный продукт стоит денег, это понимает каждый. Для своевременной доставки готовой бетонной смеси на стройплощадку без потери заданных свойств требуется надежное транспортное средство, и чаще всего это иномарка. Даже для приготовления бетона или раствора из сухих компонентов непосредственно на объекте подойдет машина попроще. Мощный двигатель и прочная рессорная подвеска, межосевая блокировка и блокировка заднего моста, комфортабельная кабина и вместительный топливный бак – серьезные козыри грузовых иностранных шасси. У отечественных машин в активе – высокая проходимость и неприхотливость в эксплуатации, умеренная цена запчастей и всего изделия. Иномарки отличаются большим ресурсом и высокой стоимостью на вторичном рынке. Зато у нашей техники в активе окупаемость за более короткий срок и доступность запчастей. Словом, каждый выбирает, сколько и за что платить, исходя из собственных приоритетов.

Выгода – прежде всего
Наряду с обычными бетономешалками сегодня все чаще встречаются бетономиксеры, в комплекте с которыми идут гидротелескопические лотки, ленточные транспортеры и бетононасосы. Среди изделий разных фирм часто встречается техника SARAKA. Лоток хорош тем, что выполняет работы нулевого цикла и, по сути, незаменим при заливке фундамента. Ему не требуется техосмотр, он достаточно легкий, но после работы его обязательно надо мыть. Ленточный транспортер актуален при частой потребности в подаче бетона и сухих строительных смесей. А бетононасос производительнее, чем лента, причем не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости. Однако такое оборудование чаще встречается на подержанной импортной технике. Российские строители часто обходятся более простым оборудованием. Между тем экономические расчеты показывают, что телескопические лотки не только обеспечивают новые возможности по укладке бетона, но и приносят хорошую прибыль. Минимальный ресурс автобетономиксера – 15 лет. За такой срок машина себя неоднократно окупит. Для справки: новый 10-кубовый миксер на шасси Mercedes-Benz Axor 3244 (8х4) продается в Европе за 137 тыс. евро. Вот и считайте...

Хиты продаж
Для тех, кто предпочитает попроще, есть продукция отечественных предприятий. Например, бетоносмесительная установка АБС-5 полезной вместимостью не менее 5 м3 вместе с работами по монтажу на шасси КамАЗ-55111 или МАЗ-533702 обойдется заказчику в 605 тыс. руб., а одна из самых популярных бетономешалок АБС-8 с барабаном на 8 м3, монтируемая на шасси КамАЗ-6520, стоит 695 тыс. руб.
Отечественный поршневой бетононасос БН-40/65 производительностью 65 м3/ч, устанавливаемый на полуприцеп, без дополнительного оборудования продают за 1,6 млн. руб., с оборудованием – на 200 тыс. руб. дороже. Дополнительное оборудование – это отдельный компрессор, колено 90° радиусом 1 м (4 шт.), колено 45° радиусом 1 м и топливная аппаратура Bosch на дизельном двигателе Д-260. Таким насосом можно подавать раствор по вертикали на 70 м и по горизонтали – до 300 м. Кстати, аналогичный автобетононасос СБ-170-1 после капремонта на шасси двухлетнего КамАЗ-53212 предлагается в настоящее время за 2,5 млн. руб. Любопытно, что некоторые продавцы готовы пойти навстречу заказчику и продать установку без автомобильного шасси. В этом случае цена снизится до 1,45 млн. руб.
Среди объявлений можно встретить предложение бетоносмесителя после капремонта с приставкой «состояние нового» или «без наработки». Но подумайте, нужен ли вам миксер, например, БН-80 на шасси КрАЗ 1992 г. в., пусть и по цене 1,2 млн. руб. За эти деньги можно купить, скажем, АБС-7 марки Tigarbo с автономным гидроприводом на трехлетнем шасси КамАЗ-53229 или аналогичный на 7 кубов производства ТЗА. Конечно, одно другого не заменит. Но когда встречаются «заманчивые предложения», лично мне в этом случае почему-то вспоминается фраза «Мы не настолько богатые люди, чтобы покупать дешевые вещи».
Помимо стандартных объявлений о продаже есть информация об акциях и спецпредложениях, но это касается только крупных торговых фирм, которые зарабатывают с оборота. А частники, дающие в объявлениях свой мобильный телефон, идут навстречу покупателю неохотно. Неспроста в некоторых анонсах есть приписка: «Без торга!». Дескать, бери, что дают, и не торгуйся. С такими людьми договориться сложно. Лучше первым делом обращать внимание на рекламу крупных фирм с указанием текущих цен. Что толку от обещаний поставки под заказ, если к моменту прихода техники цена может измениться в большую сторону. А пример лаконичного делового объявления может выглядеть так:
При кажущейся безграничности предложений спецтехники по конкретному виду изделий их не так уж много. Не ленитесь потратить время на изучение рыночных предложений. Цены на бетономиксеры, как и на другую строительную технику, постоянно растут, и ждать, когда наступит удобный момент, по меньшей мере недальновидно. Приобретайте технику сейчас и сразу вводите в эксплуатацию. Тем самым вы быстрей нивелируете последствия инфляции и скорее выйдете на уровень запланированной рентабельности.

Примеры розничных цен на новые и подержанные автобетоносмесители
(на конец марта 2008 г.)

Модель, шасси, год выпуска Колесная формула Вместимость барабана, м3 Спецификация и условия приобретения Цена с НДС, руб.
Новые АБС для отечественных грузовиков (РФ и РБ) без учета стоимости шасси        
БЦМ-95.6 на шасси КамАЗ-53229 6х4 7 Объемный гидропривод смесителя с отбором мощности от автономного дизельного двигателя Д-144-09 1078000
БЦМ-95 на шасси КамАЗ-6520 6х4 8 Объемный гидропривод смесителя с отбором мощности от автономного дизельного двигателя Д-144-09 1147000
Новые АБС для зарубежных грузовиков без учета стоимости шасси        
БЦМ-95.1 на шасси Volvo FM9 6х4 8 Объемный гидропривод смесителя с отбором мощности от двигателя шасси 1056000
БЦМ-95.10 на шасси IVECO Trakker AD410T38H 8х4 10 Объемный гидропривод смесителя с отбором мощности от КОМ шасси 1136000
Новые АБС на шасси отечественных автомобилей (РФ и РБ)        
КамАЗ-55111, 2008 г.в. 6х4 5 240 л.с., АБС-5ДО КОМЗ-Экспорт, г/п 12 т, бак для воды 400 л 1570000
МАЗ-630-303, 2007 г.в. 6х4 8 8 тыс. км, ЯМЗ-238 330 л.с., техн. исправен, ТО на фирм. сервисе 3300000
Подержанные АБС на шасси отечественных автомобилей (РФ и РБ)        
КамАЗ-5511, 1994 г.в. 6х4 5,5 Кабина хаки, уст. серая, хор. сост. 600 000, торг
КамАЗ-53229, 2003 г.в. 6х4 7 Уст. Tigarbo, резина 70%, один хозяин, отл. сост., в Москве Договорная, торг
МАЗ-630303, 2006 г.в. 6х4 8 20 тыс. км, ЯМЗ-238 330 л.с., техн. исправен, ТО на фирм. сервисе 2 900 000, торг
Новые АБС на шасси китайских и корейских грузовиков        
HOWO, 2008 г.в. 6x4 8 Двигатель Steyr 336 л.с., г/п 20 т, уст. Liebherr, Wabco, ГУР ZF, гарантия 2 200 000, офиц. дилер
Dongfeng, 2007 г.в. 6x4 8 0 км, двиг. Cummins 340 л.с., АБС, мех. КП, г/п 20 т, на гарантии 2 652 000, рассрочка
Новые АБС на шасси грузовиков европейского производства        
Mercedes-Benz Actros 3241B, 2007 г.в. 8х4 10 0 км, 410 л.с. Еuro 3, уст. Liebherr, б/п по РФ, таможня 100% 5400000
Volvo FМ9, 2008 г.в. 8x4 12 400 л.с., Еuro 4, эл. пакет, тахограф, отл. сост., б/п по РФ, из Германии 6 022 500, торг
АБС на шасси грузовиков европейского производства старше 10 лет        
IVECO Pegaso, 1990 г.в. 6x4 7 600 тыс. км, исправен, в хор. рабочем сост. 800 000, торг
IVECO Trakker 340 E34, 1996 г.в. 8x4 9 220 тыс. км, уст. Stetter, исправен 2 135 000, торг
АБС на шасси грузовиков европейского производства до 10 лет        
MAN 32240 капотный, 1988 г.в. 6x4 7 400 тыс. км, мех. КП, блокир. мостов, хор. сост., 100% таможня 1 050 000, торг
MAN TGA 41.460F, 2002 г.в. 8x4 10 268 тыс. км, уст. CIFA, АBS, мех. КП, межосевая блок., эл. пакет 4 015 000
АБС на шасси грузовиков японского и американского производства        
Nissan-Diesel, 1992 г.в. 6x4 5,5 116 тыс. км, исправен, в хор. рабочем сост., в Москве 1 150 000, торг
Peterbilt, 1999 г.в. 6х4 9 180 тыс. миль, двиг. Caterpillar, верхний выхлоп, из США, б/п по РФ 2000000