Российское машиностроение. Прогноз развития рынка отечественной машиностроительной продукции в 1999 году

Р. Кулапин, канд.экон.наук

После кризиса предшествующего года вопросы увеличения спроса и улучшения условий сбыта отечественной машиностроительной продукции в 1999 году будут оставаться главной проблемой для российских машиностроителей. Ввиду незначительной конкурентоспособности отечественной продукции отрасли машиностроительного комплекса вынуждены будут в основном ориентироваться на российские товарные рынки; в связи с ростом курса доллара несколько улучшаются возможности увеличения экспорта в страны дальнего зарубежья. Торговля же со странами СНГ, ввиду наличия у них финансовых трудностей, аналогичных российским, или будет сокращаться, или останется на незначительном уровне.

С другой стороны, падение курса рубля относительно доллара США более чем в 3 раза резко увеличит стоимость импортируемой с Запада, из Японии и Кореи машиностроительной продукции, что приведет к определенному снижению объемов импорта и увеличит возможности расширения рынков продаж отечественной продукции в России.

В 1998 году особенно значительный спад производства произошел по инвестиционным видам продукции: в железнодорожном и металлургическом машиностроении, станкостроительной промышленности, а также в строительно-дорожном, тракторном и сельскохозяйственном машиностроении.

Позитивные сдвиги на рынках машин и оборудования будут в основном зависеть от государственной политики в области экономики и определятся перспективами развития российской общеэкономической конъюнктуры.

Состояние машиностроительного комплекса в 1998 г. характеризовалось значительным спадом производства; ростом трудностей со сбытом готовой продукции, возникших из-за недостатка оборотных активов у покупателей, образовавшегося, в свою очередь, вследствие роста запасов (особенно в незавершенном производстве и в производственных запасах); продолжающимся ростом отрицательного сальдо в торговле со странами дальнего зарубежья и значительным сокращением объемов товарооборота не только с дальним зарубежьем, но и со странами СНГ.

Следствием этих факторов является постоянно ускоряющийся рост числа убыточных предприятий в машиностроении и металлообработке: с 40,3% от общего числа предприятий в 1996 году до 44,1% в 1997-м и 48,6 % в прошедшем, то есть количество убыточных предприятий в 1998 году по сравнению с 1996 годом выросло на 20,6 пункта.

Имеющиеся производственные мощности не соответствуют структуре спроса иностранных покупателей. Конкурентоспособная продукция составляет лишь 15–60% от выпускаемой (по отраслям). Средний срок службы оборудования более чем в 2 раза превышает нормативный: это, помимо кризисных явлений, также является причиной продолжающегося спада машиностроительного производства. В 1998 году индексы физического объема производства продолжали снижаться даже в автомобильной промышленности и приборостроении.

В 1999 году спад производства продолжится, но будет нарастать число признаков смягчения кризиса. Спад производства станет более умеренным, чем в предшествующем году (за исключением тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, а также железнодорожного и подъемно-транспортного машиностроения).

Объем промышленной продукции, произведенной в машиностроительном комплексе, по отношению к предшествующему году в фактических ценах составлял: в 1997 году – 103,5%, в 1998 году сократился до 92%. По нашему прогнозу объем производства в 1999 г. относительно 1998 г. составит около 94–95%.
Финансовое состояние предприятий машиностроения остается очень сложным. Из приведенных данных видно, что из всех промышленных предприятий, имеющих ту или иную задолженность, более четверти относятся к машиностроительному комплексу. При этом только превышение кредиторской задолженности в машиностроении почти равно всей дебиторской задолженности.

Основными формами платежей между машиностроителями и кредиторами остаются взаимозачет и бартер (61,9 %). Оплата живыми деньгами составляет незначительную величину (10,6 % от объема оплаченной продукции). Поэтому в 1999 году вряд ли можно ожидать изменения ситуации с оплатой за изготовленную продукцию, что будет все больше увеличивать дефицит оборотных активов, а следовательно, коренного обновления выпускаемой продукции ожидать нельзя. Кроме того, рост кредиторской задолженности будет продолжаться.

Значительное влияние на рост спроса на машины и оборудование в 1999 г. будет оказывать изменение цен. В 1998 году цены на машиностроительную продукцию в целом возросли на 31,5 %, в то время как по промышленности в целом – на 23,5%. Приведенные данные ярко свидетельствуют о негативных процессах в отечественном машиностроении после кризиса в августе 1998 г.

Прогноз цен на 1999 г. очень затруднен, поскольку обусловлен многими факторами, не зависящими от конкретных изготовителей той или иной продукции. Выявить определенные тенденции их развития в достаточно отдаленном будущем представляется затруднительным. Поэтому автор ограничился показателями роста цен за 1998 г., об их динамике в 1999 г. можно будет с определенной долей уверенности говорить лишь после I квартала 1999 года, когда появится возможность выявить определенные более или менее ярко выраженные ценовые характеристики.

В 1999 году в России прогнозируется снижение объемов продаж в сравнении с предшествующим годом по 6 видам продукции: автомобили грузовые, автобусы, автогрейдеры, насосы центробежные, аккумуляторы автомобильные, электродвигатели малой мощности. По остальным видам ожидается даже некоторый рост продаж: автомобили легковые, тракторы, подшипники качения, бульдозеры, экскаваторы, краны на автомобильном ходу, станки металлорежущие, электродвигатели переменного тока.

Почти по всем позициям увеличится экспорт и сократится импорт, что приведет к росту производства по 11 видам продукции, но рост этот будет происходить после значительного спада, произошедшего в 1998 году.
Прогноз производства и спроса на 1999 год может показаться очень оптимистичным. Однако необходимо заметить, что в предшествующем году спад производства из-за финансового кризиса был очень значительным. Поэтому положительные сдвиги в 1999 г. относительно 1998 г. можно рассматривать лишь как робкое начало выхода из кризиса.