Естественный отбор
Ранее мы уже рассказывали о возникновении и становлении лесной отрасли машиностроения в России (см. «ОС» № 9 и 12, 2004 г.). В этой статье больше внимания уделено особенностям проектирования, производства и эксплуатации лесозаготовительной техники за рубежом. Различия здесь можно выявить значительные. Прежде всего это большой перечень оборудования, поставляемого по заказу, использование агрегатов и узлов высокого технического уровня и качества, а также широкая международная кооперация в производстве машин. Зарубежные специализированные фирмы заботятся лишь о компоновке машины, чтобы она наиболее полно отвечала условиям работы. Они также изготавливают раму машины и технологическое оборудование. А вот машины, на которые навешивается это оборудование, выпускают крупные автотракторные и дорожно-строительные фирмы.
Харвестер ERGO HS16 (Ponsse Oyj, Финляндия) |
В период 1970–1990 гг. зарубежные фирмы и заводы Советского Союза создали и модернизировали 700 моделей тракторов и машин: 382 трелевочных трактора (скиддера); 180 валочно-пакетирующих, валочно-трелевочных, сучкорезных, валочно-сучкорезно-раскряжевочных машин (харвестеров) и 138 погрузочно-транспортных машин (форвардеров). Доля тракторов и машин на гусеничном шасси составила 14,4% общего количества. На заводах СССР было создано и модернизировано 34 модели, или 4,86% общего количества, из них скиддеров – 21 модель (5,5%), харвестеров (только валочно-пакетирующие, валочно-трелевочные и сучкорезные машины) – 12 (6,7%) и форвардеров – 1 модель (0,7%). Следует отметить, что тракторы и машины на гусеничном шасси составили 70,6% общего количества.
Диапазон лесозаготовительной техники, предлагаемой потребителям, по параметру эксплуатационная масса составлял от 4,6 до 50,2 т, и условно технику делили на девять основных групп. Качественные параметры распределения тракторов и машин характеризовались таким образом:
• тракторов и машин легкого класса (масса от 5 до 10 т) предлагалось 282 модели, из них 208 скиддеров, 21 харвестер и 53 форвардера;
Харвестер Valmet 901.2 |
• тракторов и машин среднего класса (масса от 10 до 15 т) было предложено 250 моделей, из них 129 скиддеров, 52 харвестера и 69 форвардеров;
• тракторов и машин тяжелого класса (масса от 15 до 25 т, в том числе свыше 35 т) предлагали 168 моделей, из них 45 скиддеров, 96 харвестеров и 27 форвардеров.
Анализ номенклатуры моделей тракторов и машин всех типов на гусеничном и колесном шасси показывает, что наиболее была распространена зарубежная техника классов 8 и 10, в основном на колесном шасси (94%).
Процесс качественного отбора моделей лесозаготовительной техники необходимого технического уровня в мировой практике осуществлялся в течение 20 лет, причем количество предложений постепенно снижалось. Так, если за период 1970–1980 гг. потребителю было предложено 413 моделей лесозаготовительных тракторов и машин, то за 1981–1990 гг. – только 287 моделей. При этом выявилась определенная тенденция: по мере расширения фирм они пересмотрели свои производственные программы по выпуску техники как для хлыстового метода заготовки древесины, так и для сортиментного, учитывая все пожелания потребителя.
Форвардер LKT 100 F (Martimex Alfa, Словакия) |
Более того, чтобы реализовать качественные и количественные показатели, некоторые производители пошли по пути слияния нескольких фирм в одну. Примером этому может служить история Rauma-Repola, которая сформировалась в результате объединения многих скандинавских фирм и приобретения акций компании Timberjeck (Канада).
Зарубежные фирмы концентрировали внимание на создании машин для механизации самой энергоемкой операции технологического процесса – повала и обработки деревьев на лесосеке. Машины харвестерного типа создавались как на базе экскаваторов и погрузчиков, что сокращало время на их изготовление и обеспечивало увеличение поставок в различные регионы мира, так и на специальных колесных шасси. В ходе эксплуатации такой техники в тяжелых природно-производственных условиях лесосеки выявился ряд недостатков, а именно: низкий дорожный просвет, недостаточная продольная проходимость при переезде через препятствия, недостаточная маневренность, ограниченная возможность работы на пересеченной местности и у кромки леса из-за частей поворотной платформы, выступающих за габариты ходовой системы.
Экскаватор-харвестер Kobelco |
Этап укрупнения зарубежных фирм, производящих лесозаготовительную технику, в основном завершился к концу 1990-х годов. Прояснилась и ситуация с распределением сегментов рынка по продаже таких машин в разных регионах мира. Зарубежные фирмы за десятилетие создали и модернизировали 153 модели машин, из них 58 скиддеров, 54 харвестера и 41 форвардер. Валочно-пакетирующие и сучкорезные машины за период 1991–1996 гг. составили 35,7% общего числа, в основном за счет фирмы Caterpillar, производившей их нa базе экскаваторов и погрузчиков, однако к 2000 г. их число сократилось до 10%. Доля тракторов и машин на гусеничном шасси составила 23,6%.
За период 1991–2000 гг. распределение российской и зарубежной лесозаготовительной техники по классам типоразмерного ряда охватывало 8 групп эксплуатационной массой от 4,5 до 35 т. Наметилась также устойчивая тенденция увеличения числа моделей тракторов и машин тяжелого класса (15...25 т). Наибольшее распространение получили машины на гусеничном/ колесном шасси: скиддеры массой 15/ 12...15 т, харвестеры массой 18...25/ 15 т и форвардеры массой 18/ 10...15 т.
В годы перестройки российское лесное машиностроение в основном расширяло производство по выпуску лесозаготовительной техники за счет предприятий строительно-дорожной отрасли и военно-промышленного комплекса. Было создано и модернизировано 47 моделей, из них 23 скиддера, 11 харвестеров (только валочно-пакетирующие и сучкорезные машины) и 13 форвадеров. Тракторы и машины на гусеничном шасси составили 60%.
Многооперационная харвестерная головка Tirnberjeck 755Б |
Пересмотр технической политики компании Timberjeck, проводимой в последние годы, оказал заметное влияние на качественные характеристики выпускаемой продукции. Высокий спрос на лесозаготовительную технику на рынках Юго-Восточной Азии и Южной Америки, где фирма значительно расширила зоны своего влияния по продажам, повлиял на пересмотр номенклатуры моделей машин по массо-мощностным параметрам. Это объясняется природно-производственными условиями местных лесозаготовок: крупномерностью лесонасаждений, грунтовыми условиями. Однако предложения не подходят для маломерных лесов в регионах России, Северной Америке и Европе. Фирма предлагала 10 моделей машин валочно-пакетирующего типа, созданных на базе экскаваторов, из них 5 моделей (608, 618, 628, 850 и 950) созданы на стандартной базе гусеничного экскаватора и 5 моделей (2515, 2518, 2520, 2618 и 2628) – на специальном гусеничном шасси экскаваторного типа.
Основное отличие специального шасси машин Timberjeck заключается в новом компоновочном построении: двигатель размещается в рамном пространстве шасси, а кабина со стрелой и захватно-срезающим устройством смонтирована на поворотной платформе. Для удобства работы на уклонах платформа оснащена гидравлическим стабилизатором, обеспечивающим горизонтальное положение кабины.
Харвестер Gremo 950 HPV (Gremo AB, Швеция) |
При этом достигается устойчивая работа машины на продольных уклонах до 27° и поперечных – до 19°. Управление базовой машиной и технологическим оборудованием осуществляется с помощью трех рычагов. Машины массой от 21 до 35 т, обеспечивающие повал деревьев диаметром до 61 см, выпускают с гидрообъемной трансмиссией и двигателями мощностью 124...171 кВт.
Развитие номенклатурного ряда машин фирмы Timberjeck произошло на фоне жесткой конкуренции с фирмами Valmet, Caterpillar, Martimex-Alfa и др., причем выпуск и внедрение новых моделей лесозаготовительной техники зависел от удачного проведения реорганизационных реформ в последние годы. В период 1991–2000 гг. потребителям было предложено 48 новых и 27 модернизированных моделей лесозаготовительных тракторов и машин всех видов на гусеничном и колесном шасси, что составило 42% общего объема тракторов и машин всех зарубежных фирм.
Фирма Caterpillar предложила 15 моделей массой от 12,5 до 19,3 т с двигателем мощностью от 89 до 165 кВт, из них четыре скиддера на базе бульдозера. Фирма Valmet представила 10 моделей для сортиментной технологии массой от 10,7 до 18,5 т с двигателем мощностью от 81 до 155 кВт. Фирма Martimex-Alfa – 11 моделей массой от 4,6 до 14 т с двигателем мощностью 46...114 кВт. Таким образом, наметился рост выпуска специализированной и универсальной лесозаготовительной техники для хлыстовой и сортиментной технологии.