Экскаваторы-погрузчики – перспективная техника

На отечественном рынке экскаваторов-погрузчиков жесткая конкуренция. Машины этого типа сегодня очень популярны у потребителей, и объемы их реализации приближаются к показателям, характеризующим продажи фронтальных погрузчиков. Ведущие участники рынка, естественно, стремятся обойти конкурентов и используют в конструкциях своих машин порой уникальные технологии, а модели разрабатывают с такими эксплуатационными характеристиками, которые соответствовали бы требованиям большинства российских потребителей.

JCB многие годы в группе лидеров

Компания JCB, которая относится к крупнейшим в мире производителям спецтехники, отмечает в этом году свое 70-летие. Модельный ряд экскаваторов-погрузчиков (в дальнейшем – э/п) инженеры компании составили таким образом, что шансов у конкурентов заполнить «пробелы» линейки своими моделями практически нет. Параметры машин охватывают весь диапазон популярных мощностей. Миниатюрный колесный э/п JCB 1CX шириной 1,4 м и массой 3,158 т, с двигателем мощностью 37 кВт позволяет применить концепцию э/п в тех местах, к которым ранее машины этого вида добраться не могли. Флагманом модельного ряда э/п JCB является наиболее мощная модель JCB 5CX массой 9,81 т с двигателем мощностью 87 кВт.

Несмотря на то, что в линейке есть модели на гусеничном ходу, например гусеничная версия JCB 1CXT массой 4 т с двигателем мощностью 36 кВт, э/п JCB в основном имеют колесные версии. Модели с разновеликими колесами, такие как JCB Midi CX и JCB 3CX, более маневренны и компактны, их чаще используют работники коммунальных предприятий. Массивные э/п с одинаковыми колесами, а это мод. JCB 4CX, 5CX, чаще можно встретить на стройплощадках, там, где большие передние колеса позволяют свободно преодолевать любые неровности ландшафта.

Самый миниатюрный экскаватор-погрузчик JCB мод. lCX, его ширина не более 1,4 м

Но инженеры JCB, стремясь максимально удовлетворить потребности покупателей, постоянно модифицируют и совершенствуют базовые модели. Так, одна из самых популярных машин – JCB 3CX – предлагается в нескольких вариантах, отличающихся мощностью двигателя и комплектацией и имеет разновеликие колеса. Модель 3CX Super имеет ходовую часть с колесами одного размера на обеих мостах.

С целью расширения функциональных возможностей специалисты JCB по желанию покупателя могут установить фиксированную рукоять (в стандартной спецификации на всех моделях устанавливается телескопическая рукоять). Так, начиная с модели JCB 2CX, в конструкции используется синхронизированная трансмиссия JCB Synchro Shuttle, применяется система Torque Lock, заметно сокращающая расход топлива, особенно при работе с максимальной нагрузкой.

JCB 1CXT

В моделях 3СХ и 4СХ последние наработки конструкторов компании объединены в пакет ECO: система EgoDig соединяет возможности трех гидронасосов, что позволяет работать машине с полной нагрузкой даже на низких оборотах, а кроме того, экономит до 15% топлива. Новая система EcoRoad позволяет увеличить скорость движения до 10%, при этом автоматический выбор оптимального режима движения экономит до 25% топлива, расходуемого при езде.

Нельзя не сказать и о большом внимании, которое уделяется созданию комфортных условий работы оператора. В кабине установлена современная, отлично организованная панель управления. Действует эффективная система обогрева, установлен кондиционер. Кресло оператора комплектуется амортизаторами, в распоряжении оператора имеется даже небольшая кофеварка (на модели 5СХ в стандартной комплектации).

Важно отметить, что уже сегодня компания собирает некоторые модели э/п в РФ.

Достойный выбор: экскаваторы-погрузчики New Holland

Экскаваторы-погрузчики New Holland входят в тройку самых покупаемых в Европе и уверенно завоевывают свою долю на российском рынке. Профессионалы на всей территории России уже смогли в деле проверить качество и надежность этой техники.

New Holland B115B

На сегодняшний день компания New Holland поставляет в Россию экскаваторы-погрузчики трех моделей – B90B, B110B и B115B.

Экскаваторы-погрузчики New Holland оснащены двигателем FTP Industrial мощностью 98 л.с. (модель B90B) и 110 л.с. (модели B110B и B115B). Это самый мощный двигатель в классе экскаваторов-погрузчиков.

Модель B115B – уникальная машина, сочетающая в себе целый ряд технических характеристик. В первую очередь это равновеликие колеса с формулой 4х4х4 с функцией отключения полного привода. Равновеликие колеса – это повышенная проходимость в условиях бездорожья, а вкупе со 100%-но самоблокирующимся дифференциалом удается достичь максимального тягового усилия, что позволяет машине максимально эффективно заполнять полностью фронтальный ковш при первом подходе без пробуксовок, даже если речь идет о промерзлых инертных материалах.

Формула 4х4х4 подразумевает, что все колеса поворотные, то есть машина может двигаться также и «крабовым ходом», и по принципу «след в след». Функция «след в след» сокращает радиус разворота до 4,6 м. Передний мост подключаемый, что позволяет снизить нагрузку на гидравлическую систему при перегонах техники своим ходом.

Грузоподъемность фронтального погрузчика на высоте выгрузки в 3,5 м – 3,5 т. В нижнем диапазоне грузоподъемность – 4,5 т. Ковш челюстной, объемом 1,2 м3.

Изюминка машины – это гидравлическая система с аксиально-поршневым насосом – насосом переменного давления, который по сравнению с шестеренчатым экономичнее на 18%.

Экскаваторное оборудование. Телескопическая рукоять. Смещаемая ось копания, разводка под гидрооборудовение, быстросъемное соединение – квик-каплер и огромный ковш объ­емом 0,36 м3.

Что касается рисков, связанных с насущными санкциями и контрсанкциями, тут можно быть спокойными. У представительства марки New Holland – «СиЭнЭйч-КАМАЗ Коммерция», как понятно из названия, с КАМАЗом тесные производственные интересы, связанные с сельскохозяйственной техникой. Поэтому технику можно эксплуатировать, не опасаясь, что с рынка пропадут комплектующие и запчасти.

Экскаваторы-погрузчики New Holland – это достойный выбор тех, кто не хочет переплачивать за бренд и при этом может получить очень производительную и надежную машину.

Экскаваторы-погрузчики Volvo. Всего две модели, зато какие…

Специалисты компании Volvo CE создали первую свою модель э/п BM-Volvo еще в 1965 г. Сегодня компания выпускает для европейского рынка две модели: Volvo BL61B и BL71B, в которых возможности мощного погрузчика сочетаются с функциями эффективного экскаватора. При этом машины обладают просто уникальной надежностью, а специально разработанная кабина CareCab, предоставляющая оператору минимум на 15% больше внутреннего пространства и имеющая на 30% больше площадь остекления, чем в других кабинах спецтехники Volvo, может служить образцом создания комфортных условий на рабочем месте. Масса машин – от 7,1 до 9,8 т в зависимости от исполнения, а мощность 4-цилиндровых двигателей Volvo D5D составляет 68–74,9 кВт.

Погрузчик Volvo BL71B способен транспортировать в ковше груз массой до 3,3 т и выгружать его на высоте 4,52 м

Имеющийся в конструкции гидротрансформатор гарантирует плавное трогание машины с места, защищает двигатель и трансмиссию от перегрузок, трансформирует крутящий момент от двигателя в диапазоне 1–2,5 раза при трогании машины и при движении с включенной передачей, обеспечивает достижение максимального крутящего момента 390 Н.м. Вся конструкция устанавливается на жесткую, очень прочную раму. Блокировка дифференциала заднего моста, включаемая нажатием кнопки, размещенной на полу кабины, создает максимальное тяговое усилие, что существенно повышает, например, проходимость машины на пересеченной местности.

Наиболее нагруженные части конструкции изготавливаются из высококачественной стали. Гидравлическая система разработана таким образом, что оператор может выполнять одновременно рабочими органами несколько действий, и на скорости выполнения операций это не отразится.

В самой последней разработке, э/п BL71B, в создании которого участвовали специалисты Volvo CE из четырех стран, используется инновационная система Load Sensing, позволяющая автоматически направлять необходимый поток гидрожидкости туда, где действует соответствующая нагрузка, возникающая при выполнении тех или иных рабочих действий.

Ежедневное и периодическое обслуживание машин Volvo не является обременительным для оператора: все точки, требующие обслуживания и контроля, сгруппированы и доступны буквально с земли. Удобное открывание капота и подвижный радиатор обеспечивают доступ к любым узлам моторного отсека, а значительные межсервисные периоды и небольшое число мест обслуживания делают ТО быстрым и удобным.

С помощью экскаваторного оборудования экскаватора-погрузчика Volvo BL61B можно рыть траншеи глубиной до 5,87 м, а вырывное усилие на ковше достигает 59 кН

Эксплуатационные показатели э/п Volvo – одни из лучших в своем классе. С помощью экскаваторного оборудования ковшом оператор может рыть траншеи глубиной до 5,87 м, при этом вырывное усилие, развиваемое машиной, достигает 59 кН. Погрузчик способен выгрузить ковш на высоте 4,52 м.

PM-Terex осваивает выпуск новой модели

Не удивительно, что очередной локализованной моделью, запущенной в серийное производство на ЗАО «Тверской экскаватор», летом 2015 г. стала именно модель колесного э/п. Этот вид спецтехники от компании RM-Terex как класса мини, с эксплуатационной массой от 3,9 до 7,0 т, так и промышленные модели массой от 9,2 до 17,6 т всегда пользовался спросом у потребителей. Отечественные покупатели также высоко оценили две модели, производство которых развернулось в Твери.

Первая модель, TLB825, серийный выпуск которой начался несколько лет назад, представляет собой высокопроизводительную многофункциональную машину массой 7,6 т, которую приводит в действие двигатель Perkins мощностью 67,5 кВт.

TLB82

Экскаваторное оборудование комплектуется ковшом вместительностью 0,25 м3 и телескопической рукоятью, позволяющей извлекать грунт с глубины до 5,8 м. Стандартная рукоять обеспечивает выемку грунта с глубины 4,7 м. В конструкции применена уникальная система фиксации экскаваторной стрелы. Не выходя из кабины, оператор может заблокировать при необходимости опускание и поворот стрелы.

Погрузочное оборудование в базовой комплектации примечательно установкой универсального ковша «7-в-1», снабженного оригинальным механизмом привода, разработанным специалистами RM-Terex.

Новая модель TLB995, сохраняя все удачные технические решения из конструкции TLB825, показывает отличные показатели маневренности и проходимости. Так, радиус поворота машины по шинам с бортовым торможением не превышает 6,7 м. Этого удалось достичь благодаря внедрению синхронизированной коробки передач с сервоприводом. В TLB995 используется инновационная система управления колесами (при необходимости все колеса могут поворачиваться в одну сторону), оператор может выбрать, двумя или четырьмя колесами ему следует тормозить и т. д.

В этой модели массой около 9 т установлен двигатель Perkins с турбонаддувом и охлаждением воздуха наддува мощностью 74,5 кВт. Более мощная модель комплектуется и инструментами, имеющими большую вместимость, экскаваторным ковшом объемом 0,31 м3 и погрузочным «7-в-1» в 1,2 м3. Причем погрузчик может загрузить даже самосвал с высокими бортами, поскольку выгрузка возможна на высоте до 3,67 м.

TLB995

Многое сделано в этой машине для увеличения производительности. Взять экскаваторное оборудование: кроме предлагаемой телескопической рукояти в конструкции машины используется каретка, на которой смонтирована стрела экскаватора. Каретка имеет возможность бокового смещения, а стрела может поворачиваться от продольной оси на угол ±90°. Предусмотрена также установка механического и гидравлического адаптера, с которым замена навесных агрегатов занимает минимум времени.

А новый рычаг управления обеспечивает легкое и точное управление действиями ковша погрузчика. Двойное управление ковшом «7-в-1» позволяет оператору одновременно производить действия и челюстным механизмом, и выполнять погрузочные операции.

В обеих машинах RM-Terex уделено внимание удобству работы оператора. Периоды между ТО двигателя составляют не менее 500 м/ч, причем откидывающийся капот полностью открывает доступ к моторному отсеку. Из кабины машины хорошо видна зона выполнения работ, конструкция кабины позволяет свободно поворачивать кресло, рулевая колонка регулируется как по высоте, так и по наклону. Сиденье оператора имеет пневмоподвеску и подогрев, в кабине работает система рециркуляции воздуха для оперативного прогрева кабины.

В самых сложных погодных условиях машины надежно выполняют широчайший спектр работ, что и объясняет, по мнению производителей экскаваторов-погрузчиков RM-Terex, минимально короткий срок окупаемости вложенных в модели инвестиций.

Hidromek: перспективы налицо

В последнее время российские покупатели все чаще приобретают э/п турецкой компании Hidromek. Машины Hidromek уже не один год работают в России, и отзывы об их эксплуатации только положительные, а «демократичные» цены на эту спецтехнику только усиливают интерес к ней.

Сегодня во всех концах России можно встретить э/п Hidromek из серии Maestro. Мод. HMK 102B представляет собой э/п классического типа с передней поворотной осью и 20-дюймовыми колесами на передней и 28-дюймовыми на задней оси. Еще одна модель, HMK 102S, имеет 28-дюймовые одинаковые колеса на обеих поворотных осях.

Hidromek

В моделях серии используются проверенные годами эксплуатации двигатели John Deere мощностью 73,55 кВт. Автоматизированная КП с пятью передачами переднего и тремя заднего хода оснащена системой Autoshift, автоматически меняющей скорость при изменении нагрузки. Причем оператор может выбрать автоматический и полуавтоматический режимы работы коробки в зависимости от производственной ситуации. Мосты, предназначенные для эксплуатации в режимах наибольшей загруженности, турецкие инженеры для своих машин выбрали в компании ZF.

Э/п Hidromek имеют отличные эксплуатационные характеристики для своего класса. Судите сами: максимальное вырывное усилие на ковше погрузчика достигает 80 кН, а его г/п – 3,3 т. Вырывное усилие на ковше экскаватора даже превышает 63 кН, а г/п на максимальном вылете стрелы составляет 1,5 т. И при этом эксплуатационная масса машин около 9 т.

Но в 2015 г. на смену серии Maestro пришли более прогрессивные модели HMK 102B Alpha и HMK 102S Alpha. Они полностью соответствуют стандартам ЕС, к тому же турецкий производитель заявляет, что расходы на их эксплуатацию существенно снижены по сравнению с прежними моделями. Это связано прежде всего с использованием дизеля с турбонаддувом Perkins 1204E мощностью 73,55 кВт, отвечающего нормам Tier 4i/Stage IIIB.

Hidromek

Экономичный расход топлива связан также с использованием автоматической КП Tuner (6 передач вперед, 3 назад) и системы Autoshift. Снижает топливный расход и опционно устанавливаемая система Lock-up, которая при движении на 5 и 6 передачах автоматически блокирует гидротрансформатор. В гидросистеме используется шестеренчатый насос Husco, опционно же покупатель может выбрать поршневой насос Bosch-Rexroth. В серии Alpha применены самоочищающийся воздушный фильтр, инновационная выхлопная система компании Venturi.

Электронное управление обеспечивает привод на 2 либо 4 колеса, в управлении участвует многофункциональный джойстик. Переключение направления движения осуществляется кнопкой TipShift, расположенной на рычаге, координирующем действия ковша погрузчика. С помощью этого же рычага оператор может включить пониженную передачу, открывать/ закрывать нижнюю часть комбинированного ковша.

Тщательно разработана кабина Deluxe Cabin. Она отвечает нормам ROPS и FOPS, и по сравнению с прежними кабинами Hidromek система отопления в ней работает эффективней. Улучшен обзор, применено галогенное освещение, есть центральный замок. Оператора в кабине информируют о работе машины два ЖК-дисплея, установленные на передней и боковой панелях.

В стандартной комплектации э/к HMK Alpfa оснащаются телескопической экскаваторной стрелой, становится доступно копание на глубине 5,62 м. Также комплектация включает ковш для погрузчика «6-в-1» вместимостью 1,1 м3 и панель для подключения внешнего оборудования, например отбойного молотка. Покупатель может приобрести необходимый ему навесной инструмент из огромного перечня, предлагаемого компанией, а также приспособление для быстрой смены такого оборудования. Опционно может монтироваться каретка с возможностью бокового сдвига для экскаваторного оборудования. Для удаленного контроля за всеми параметрами работы машины компания предлагает использование телематической системы Smart-Link.

Кроме описаных моделей в Hidromek разработали компактный и экономичный мини-экскаватор-погрузчик HMK 62SS. Его масса всего 3,8 т, но он способен рыть траншеи на глубину до 2,75 м, выгружать материалы ковшом погрузчика на высоте 2,8 м.

С 2013 г. Hidromek производит также экскаваторы-погрузчики HMK 102B Supra и HMK 102S Supra. Эти машины отличаются от машин серий Maestro и Alpfa более эргономичной кабиной с оригинальным дизайном, в том числе и крышей новой конструкции. В моделях Supra предусмотрена возможность регулировки рабочих фар как вертикально, так и горизонтально, а рабочее освещение осуществляется светодиодами. За счет этого световой поток увеличивается в 2 раза по сравнению с существующими системами освещения.

Также на российском рынке активно работает еще одна турецкая компания Sanco Makina со своими э/п нового поколения под наименованием MST – MST M542 с разновеликими колесами и мод. MST M544 с колесами одинакового размера. Предлагаются, хотя пока и ограниченно, модели китайских производителей.

Немногочисленные, но очень перспективные модели

Надо заметить, что компактная техника у наших потребителей пользуется несколько меньшим спросом, чем модели среднего и тяжелого классов. Видимо, время э/п класса мини в России еще впереди. Это косвенно подтверждается неизменным спросом э/п из Белоруссии, а также активизацией некоторых ведущих российских производителей в этом направлении.

Небольшие габариты экскаватора-погрузчика XGMA XG 765 не мешают производить выемку грунта с глубины 4,8 м экскаваторным ковшом и выгружать ковш на высоте до 3 м

Первый э/п, обладающий немалыми преимуществами перед многими зарубежными моделями, выпущен под маркой ЧЕТРА. Первенец чебоксарцев – ЧЕТРА ЭПК – массой около 8 т приводится в действие двигателем Perkins мощностью 74,7 кВт. Полноприводная трансмиссия позволяет двигаться, используя 4 передачи переднего и столько же заднего хода, а главным элементом гидросистемы является сдвоенный шестеренчатый насос производительностью 170 л/мин. Причем в работе гидросистемы используются 2 распределителя: один предназначается для управления функциями погрузчика и монтируется на раме машины, а очень компактный второй устанавливается непосредственно на рукоять экскаватора. Для контроля гидрораспределителей используется электрогидравлическое пропорциональное управление с помощью джойстиков, признанное сегодня экспертами наиболее удобным. Выбор двух отдельных распределителей, безусловно, повышает надежность гидросистемы.

При использовании ЧЕТРА ЭПК в качестве погрузчика можно транспортировать на небольшое расстояние грузы массой до 3,5 т. Ковш экскаватора копает на глубине до 4,43 м

При использовании ЧЕТРА ЭПК в качестве погрузчика оператор перемещает грузы массой до 3,5 т, ковш экскаватора легко извлекает грунт с глубины до 4,43 м. Причем базовый экскаваторный ковш можно за считаные минуты поменять на, скажем, специальный ковш для рытья узких траншей. Для этого навесное оборудование монтируется на быстросъемной рампе, позволяющей устанавливать на рукоять экскаватора не только различные ковши, но и гидробур, гидромолот, палетные вилы и самые различные захваты.

Еще несколько лет назад целый ряд отечественных предприятий. таких как «Златэкс», «Липецкий Трактор», «Муроммашзавод», московский «Дормашкомплект» и др., производили э/п на базе колесных тракторов. Сегодня собственное производство этих машин в России, по сути, прекращено.

В экскаваторах-погрузчиках MST M544 PLUS есть разные режимы управления: только передними колесами либо всеми четырьмя; оператор может включить и «крабовый ход»

Но есть, конечно, и позитивные примеры. Белорусское ОАО «АМКОДОР» производит э/п мод. АМКОДОР 702ЕА и 702ЕА-01, созданные на базе трактора «Беларус».

ЗАО «Амкодор-Пинск» с 2007 г. серийно выпускает собственную разработку э/п – мод. АМКОДОР 702ЕА. Покупателям предлагается также целый ряд модификаций базовой модели. Например, мод. АМКОДОР 702ЕА-01 оснащается механическим адаптером, мод. АМКОДОР 702ЕМ-03 отличается наличием смещаемой оси копания. Все модели также могут оснащаться гидробурами, гидромолотами, грейферными захватами и ковшами.

«Амкодор»
 

Несмотря на тревожную, мягко говоря, ситуацию с производством отечественных э/п, хочется надеяться, что правительство все-таки обратит внимание на развитие этого сектора российского машиностроения и не позволит полностью перейти нашей индустрии на использование хоть и очень надежных, удобных, экономичных и привлекательных, но импортных экскаваторов-погрузчиков.