Правило 1-10-100 (Часть 2)

Затраты на регулярное техобслуживание автогидроподъемника окупятся стократно

Какие работы выполняются при различных видах ТО автогидроподъемников?

Правила проведения ТО автогидроподъемников включают обязательное выполнение большого количества работ, среди которых можно выделить следующие основные.

Прежде чем приступить к ТО, необходимо проверить, не остался ли в люльке подключенный инструмент, забытое рабочее оборудование и пр.

Перед проведением любого из видов технического обслуживания (в том числе ежедневного техобслуживания) следует полностью очистить от загрязнений и вымыть машину. Перед мойкой позаботьтесь о защите компонентов, контактов и соединений электрооборудования, а также приборов безопасности от попадания на них влаги.

При визуальном осмотре проверяется, нет ли признаков неисправностей на всех доступных узлах, агрегатах и системах АГП.

Проверить и при необходимости подтянуть крепления различных компонентов конструкции АГП.

Проверить состояние и работу механизмов поворота и подъема стрелы и люльки. Необходимо убедиться, что все ограждения закреплены надежно, тщательно проверить, нет ли признаков усталости металла, трещин или отсутствующих компонентов на секциях стрелы. Проверяется состояние и крепление пальцев и осей шарниров стрелы, следящей системы ориентации люльки. При увеличении зазора в сопрягаемых деталях следует восстановить зазор до допустимых пределов путем замены расходных деталей либо всего узла, например, допустимое отклонение люльки от вертикального положения не более 5°.

Проверка (диагностика) электрооборудования, в том числе электрических органов управления АГП (проверка работы подъемника при управлении с земли и из люльки), контрольно-измерительных приборов, приборов безопасности, аварийной сигнализации, световых приборов: указателей поворота и фар, стеклоочистителей, уровня зарядки аккумулятора, состояния электропроводки и т. д.

Замена компонентов, у которых истек срок эксплуатации, и просто износившихся или поврежденных (приводных ремней, деталей уплотнения, неисправных компонентов электрооборудования и т. д.). Следует особенно тщательно проверять степень изношенности и общее состояние следующих деталей, чтобы свое­временно их заменять, не допуская внезапной поломки во время работы АГП: подшипники качения и скольжения (увеличение зазоров, повреждения), валы и оси (деформация, трещины, плотность посадки), зубчатые и червячные передачи (поломки, трещины, питтинг свыше 30% рабочей поверхности зуба, износ зубьев свыше 15% от первоначальной толщины), металлоконструкции (изгибы, трещины, вмятины).

Проверка технического состояния шасси. К газовым, дизельным и электрическим двигателям предъявляются разные и очень специфические требования по обслуживанию. Необходимо изучить инструкции производителя и следовать им. Выполняется проверка работоспособности систем управления движением шасси, надежности крепления колес и рессор, работоспособности стояночного и рабочих тормозов, при необходимости замена шин на соответствующие сезону и даже регулировка развала-схождения.

Следует проверить, нет ли отсутствующих или нечитаемых информационных табличек (в частности, указывающих дату следующего полного и частичного технического освидетельствования), предупреждающих или маркировочных этикеток, при необходимости надо восстановить надписи.

ТО гидросистемы. Техническое состояние гидравлической системы играет особую роль в обеспечении эффективной и надежной работы автогидроподъемника. Поэтому работы по ее техническому обслуживанию мы рассмотрим в отдельной главе.

Проверяется герметичность компонентов гидросистемы: уплотнений силовых цилиндров, гидрозамков, соединений трубопроводов и гидрошарнира. При обнаружении подтекания его необходимо устранить. Дело в том, что небольшая негерметичность под действием давления может внезапно превратиться в сильную струю гидравлического масла. Если струя попадет на огонь или нагретые до высокой температуры металлические детали, возможно возгорание гидравлического масла.

Проверяется уровень гидравлического масла в гидробаке, а также внешний вид и состояние масла.

Если уровень в гидробаке нормальный, производится диагностика гидроцилиндров и всей гидросистемы: одноразовое выдвижение и опускание всех четырех выносных опор, проверяется в движении работа колен стрелы, механизмов подъема, телескопирования и поворота стрелы. Если в результате проверки обнаруживаются резкие рывки и толчки при движении стрелы или имеет место быть пульсация гидравлического масла, работа запрещается.

При определенных ТО должна выполняться промывка фильтрующих элементов и других частей гидросистемы. Так, через 8–10 мч работы после начала обкатки оборудования следует заменить фильтрующие элементы в напорном и сливном фильтрах гидросистемы. Через первые 50 мч работы после ввода оборудования в эксплуатацию необходимо заменить гидравлическое масло и фильтрующие элементы в напорном и сливном фильтрах.

Замена масла во всей гидросистеме производится каждые 1000–2000 мч и выполняется с обязательной промывкой всей системы маловязким маслом. Для заправки необходимо применять предварительно промытую воронку и отфильтрованное масло из инвентарной опломбированной тары, к которой имеется паспорт и сертификат качества. Разрешается применять масло, имеющее паспорт качества, из общей тары с предварительной фильтрацией через фильтр 5–10 мкм. После заправки гидросистемы необходимо провести опробирование всех рабочих операций.

Показателем отсутствия воздуха в системе является плавная работа механизмов без рывков или толчков. В случае наличия воздуха следует удалить его из гидросистемы.

Смазочные работы и проверка технических жидкостей. Правильная и своевременная смазка узлов и механизмов обеспечивает долговечную, безаварийную работу подъемника и должна проводиться в соответствии с таблицей и картой смазки.

Проверяются уровни масла в картере двигателя, трансмиссии, тормозной и рулевой системах, уровень топлива в баке.

В установленные сроки вводится пластичная смазка в указанные точки смазки, предварительно следует удалить грязь с пресс-масленок и пробок, чтобы исключить попадание грязи в механизмы подъемника. Инструмент, при помощи которого выполняется смазка (нагнетатель смазки, кисть), должен быть чистым.

Рекомендуется использовать метод отбора проб всех эксплуатационных жидкостей (особенно если ваш АГП относится к высшей ценовой категории), чтобы вовремя выявить признаки износа соответствующего агрегата или системы, которые сигнализируют о возможной предстоящей поломке.

В холодное время для ускорения заправки масла допускается его подогрев до 80–90 °С, но не на открытом огне.

Ниже приведены (для примера) рекомендуемые интервалы замены технических жидкостей в различных узлах и агрегатах АГП (они могут варьироваться в зависимости от марки АГП и технических жидкостей).

  • Моторное масло: 250 мч
  • Масло в автоматической коробке передач: 500 мч
  • Масло в механической коробке передач: 1000 мч
  • Масло в дифференциале заднего моста (мостов): 600 мч
  • Масло в гидроусилителе рулевого управления: 1000 мч
  • Антифриз: 1000 мч

ТО автогидроподъемника, находящегося на длительном хранении

На хранение должен ставиться технически исправный подъемник, полностью заправленный рабочими жидкостями. Хранение может быть кратковременным – сроком до 3 месяцев и длительным – до 3 лет. При постановке подъемника на кратковременное хранение проводят техническое обслуживание ТО-1, а при снятии с кратковременного хранения – ежесменное обслуживание, а также проверяют вхолостую работу всех механизмов и сборочных единиц, приборов, освещения и сигнализации.

При подготовке подъемника к длительному хранению выполняют очередное техническое обслуживание ТО-2 или сезонное обслуживание, если подошел его срок.

Техническое обслуживание подъемника, находящегося на длительном хранении, проводится один раз в 6 месяцев и кроме работ по обслуживанию шасси включает проверку консервационных покрытий, гидро- и электрооборудования.

Когда АГП снимают с хранения, его расконсервируют, устанавливают демонтированные приборы, смазывают, регулируют, закрепляют детали и механизмы. Также проводят внеочередное полное техническое освидетельствование.

Сведения о выполняемых работах по консервации и расконсервации подъемника, а также периодических проверках консервационных покрытий в ходе длительного хранения заносят в паспорт подъемника.

Электрические модели

Модели автогидроподъемников с электрическим приводом нуждаются в специфическом техническом обслуживании, причем рекомендации по проведению ТО и хранению отличаются в зависимости от типа используемой аккумуляторной батареи. Наиболее распространенными типами батарей являются герметичные свинцово-кислотные и литий-ионные. Батареи обоих типов, особенно литий-ионные, чувствительны к условиям окружающей среды, таким как высокая температура, влажность и вибрация. Нельзя допускать полной разрядки батареи ни одного, ни другого типа.

Перед подзарядкой аккумуляторным батареям обоих типов следует дать разрядиться до 20–30% емкости, так можно обеспечить более долгий срок службы батареи. Герметизированные необслуживаемые свинцово-кислотные аккумуляторные батареи (SLA) можно заряжать до 100% емкости, и их следует хранить в полностью заряженном состоянии. Литий-ионные аккумуляторы служат дольше, если их заряжать только на 80% от полной емкости перед повторным вводом в эксплуатацию; время, затрачиваемое на 100%-ную зарядку, должно быть сведено к минимуму, и их следует хранить при 80%-ном уровне заряда. Скорость зарядки влияет на срок службы батареи, поэтому по возможности следует избегать быстрой зарядки.

Меры безопасности при проведении техобслуживания

При проведении технического обслуживания автогидроподъемник должен быть установлен на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием или грунтом. Двигатель и привод гидронасоса должны быть выключены. Стояночный тормоз – включен. Под колеса рекомендуется подложить противооткатные упоры.

Сварочные работы непосредственно на оборудовании следует выполнять при отсоединенной «массе» аккумулятора и отключенной электронной системе управления. При этом необходимо отвести кабель с разъемом от гнезда на корпусе на расстояние 100 мм или более. Убедитесь, что искры от сварки или резки не попадут на огнеопасные предметы и жидкости.

Разрешается использовать для работы только исправный инструмент: без трещин и прочих дефектов. Во время проведения работ подъемник должен быть полностью сложен и опущен. Если же это невозможно, то следует подставить под поднятые секции стрелы и люльку упоры, чтобы предотвратить их внезапное опускание.

Кто должен выполнять техническое обслуживание?

ТО и ремонт автогидроподъемника должны выполняться только в специально оборудованном ремонтном помещении квалифицированными специалистами с использованием необходимого инструмента и диагностического оборудования. Такой подход позволит обеспечить надежную и длительную работу машины.

Ежедневные осмотры (ЕТО) и ТО малого объема выполняет сам оператор АГП с привлечением при необходимости специалистов-ремонтников. Операторы должны быть обучены работе с машинами, которыми они управляют. Квалифицированный, внимательный оператор – это первая линия защиты и шанс заблаговременно обнаружить неисправность. Крайне важно, чтобы о любой неисправности (или проблеме), которая выявлена во время ТО или работы АГП, оператор обязательно сообщал механику машинного парка. Кстати, руководство по эксплуатации данного АГП постоянно должно находиться в машине, чтобы оператор и другие специалисты всегда могли с ним ознакомиться.

Более объемные и сложные работы по техническому обслуживанию АГП могут выполняться в гарантийный период – техническими центрами компании-производителя либо дилера, а в послегарантийный период силами специалистов компании-владельца либо сертифицированной Ростехнадзором специализированной организации.

Капитальный ремонт должен производиться заводом-изготовителем либо силами специализированного ремонтного предприятия по согласованию с заводом-изготовителем.

Техническое освидетельствование

Порядок выполнения технических освидетельствований, проведения статических и динамических испытаний автогидроподъемника подробно описан в нормативных документах (см. выше). Приведем для примера некоторые положения норм технического освидетельствования.

Техническое освидетельствование подъемника проводится владельцем. Обязанность должна быть возложена на специалиста по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников и осуществляться при участии специалиста, ответственного за содержание подъемников в исправном состоянии. Допускается поручать проведение технического освидетельствования специализированной организации.

После ремонта ответственных металлоконструкций подъемника с применением сварки, замены расчетных компонентов и сборочных единиц – отдельных секций или всей стрелы, люльки, поворотной рамы, опорной рамы, цепи, звездочки и др., а также после замены ограничителя предельного груза, капитального ремонта подъемника, отработки нормативного срока службы и длительного хранения необходимо проводить внеочередное полное техническое освидетельствование.

Полезное дополнительное оборудование

Существует множество небольших и недорогих устройств, которые вы можете дополнительно установить на свой автогидроподъемник, чтобы продлить срок службы некоторых его узлов, агрегатов и систем. Например, многие производители предлагают в качестве опций установку дополнительных радиаторов-маслоохладителей в гидравлическую систему вашего АГП, систему смазки автоматической коробки передач и в контур гидроусилителя рулевого управления. Специалисты утверждают, что эти несложные дополнения могут удвоить или даже утроить ожидаемый срок службы некоторых ваших компонентов.

Можно также упомянуть такую полезную опцию, как антиударные датчики люльки.

Решать вам!

Любой владелец автогидроподъемника стремится к максимальной рентабельности его эксплуатации. Именно техническое обслуживание является одним из самых значимых инструментов обеспечения надежной и высокопроизводительной работы АГП, а также длительного срока его службы, то есть повышения эффективности эксплуатации вашего оборудования высотного доступа. Поэтому очень важно соблюдать рекомендованный производителем техники график и объем технического обслуживания.

Кто-то из читателей может сказать: в статье описаны самые простые вещи, основы технического обслуживания. Да, это основы, но основы часто упускаются из виду, и это пренебрежение сокращает срок службы подъемника.

Именно на вас, владельца техники, ложится ответственность за то, чтобы ваши сотрудники были хорошо обучены и выполняли все необходимые работы полностью и в срок, правильно оформляли необходимые документы. И значит именно вам решать, насколько эффективным и рентабельным будет владение вашим автогидроподъемником.

компании по теме статьи
компании по теме статьи