MADROG

Меню из горячего и холодного

Технологии и оборудование для ямочного ремонта

Мы не ставим задачи описать в журнальной статье ограниченного объема все нюансы текущего/ ямочного ремонта дорог и все многообразие применения асфальтобетонных смесей – горячих и холодных, а лишь отметим некоторые особенности этих процессов и перечислим основное оборудование, используемое для работ.

Текущий и ямочный ремонт дорог

Текущий ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» с изменениями на 09.12.2011 г.).

Ямочный ремонт дорог является одним из видов текущего ремонта. Он заключается в удалении и замене материала выбоин и иных деформаций дорожного покрытия на проезжей части. Существует множество способов и разновидностей/ вариантов ямочного ремонта дорог, мы постараемся рассмотреть в статье самые распространенные и экономически целесообразные.

XCMG

Нормативы. Все виды ремонтных работ, включая ямочный ремонт асфальтового покрытия, ГОСТ и СНиП регламентируют достаточно подробно.

Одним из наиболее важных нормативных актов, используемых для выполнения ямочного ремонта, является ГОСТ Р 50597–2017. В частности, в нем приводятся предельные площади повреждений дорожных покрытий и сроки их устранения: от 1 до 20 суток в зависимости от категории дороги, размеров и вида дефекта.

Также можно указать «Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования» (введены в действие Письмом Росавтодора от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис).

XCMG
Китайский концерн XCMG выпускает широкий ряд дорожно-строительной техники, которая используется для ремонта дорожных покрытий.

В линейке асфальтоукладчиков XCMG присутствуют модели как на гусеничном, так и на колесном ходу. Колесные асфальтоукладчики отличаются компактными размерами, небольшим радиусом разворота и мобильностью, необходимыми для работ в черте города, а гусеничные имеют повышенные тяговые характеристики, что позволяет их использовать совместно с большегрузными полуприцепами. Машины оснащаются выглаживающими плитами с трамбующим брусом, системой вибрации и электрическим подогревом и обеспечивают укладку полос различной ширины от 0,5 до 24 м для выполнения большого спектра различных задач.

Дорожные фрезы XCMG разработаны с применением инновационных китайских разработок, комплектуются узлами и агрегатами ведущих европейских и американских производителей, лучшей азиатской электроникой. Среди модельного ряда можно подобрать машину для большого, среднего и малого, удобного для ямочного ремонта объема работ. У самых легких моделей ширина фрезерования составляет от 350 мм. Для точного фрезерования машины могут быть оборудованы различными системами нивелирования с различными типами датчиков.

Стабилизаторы грунта XCMG способны также одновременно выполнять функции ресайклера для дорожно-ремонтных работ: измельчать старый слой дорожного покрытия, перемешивать его с добавлением битумной эмульсии и цемента в качестве вяжущего. Интеллектуальная система управления осуществляет мониторинг параметров рабочего процесса машины и отображает их на широком мониторе. Все машины максимально адаптированы к условиям эксплуатации в России, что является их важнейшим преимуществом.

XCMG

Ямочный ремонт дорожных покрытий горячим асфальтобетоном

Этот метод, как утверждают специалисты, в настоящее время является наиболее привычным и распространенным в России.

Горячий асфальтобетон – это смесь, состоящая из минеральной части (щебня, песка и минерального порошка или без него) и битумного вяжущего (с модификаторами или без них), взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии. Горячий асфальтобетон должен иметь температуру (непосредственно перед укладкой) от +85 до +145 °С в зависимости от состава асфальтобетонной смеси (АБС). Нельзя, чтобы температура смеси при укладке опускалась ниже уровня, указанного в нормативах, а температура воздуха при этом должна быть не ниже +5 °C в весенне-летний период и не менее +10 °С в осенний период, и погода должна быть сухой (без дождя, снега и т.п.). Основание, на которое кладется горячая АБС, должно быть подготовлено: без влаги, грязи, мусора и т.п.

Чтобы на разогретом асфальте сразу же не появились колеи, после окончания ремонта нельзя открывать движение легкового транспорта по отремонтированному участку раньше чем через 8 часов, а грузового – не раньше чем через 1–2 дня.

UMG СДМ

Преимущества данного метода. Ремонт обеспечивает наилучший результат при сравнительно небольших затратах. Исходные материалы (песок, битум, щебень и прочие) доступны и недороги, технология изготовления не сложна, освоена асфальтобетонными заводами повсеместно. Заплаты из горячих АБС получаются прочными и долговечными.

Недостаток. После остывания смесь становится непригодной для использования, ее нельзя «освежить» разогреванием.

Ямочный ремонт

Оборудование. Как уже указывалось выше, качество ремонта горячей АБС в немалой степени зависит от температуры смеси при укладке: при остывании смесь теряет пластичность, слеживается, хуже укладывается и уплотняется. Чтобы АБС не теряла температуры при транспортировке от завода до места ремонта, а также в течение ремонта, который может продолжаться довольно долго, смесь доставляют и держат в специальных машинах-ремонтерах. Ремонтер представляет собой базовую машину (шасси, самосвал и т.п.), оснащенную специальным теплоизолированным бункером-термосом‚ сохраняющим смесь в горячем состоянии несколько часов. Бункер имеет систему подогрева, распылитель битумной эмульсии, компрессор для очистки карт ремонта от пыли и мусора и т.д.

Для выравнивания краев карт применяют швонарезчики и отбойные молотки, для уплотнения уложенной смеси – виброплиты и трамбовки. Если дорожное покрытие повреждено на довольно большой площади, применяют навесные и прицепные дорожные фрезы, установленные на тракторах, погрузчиках и других машинах-носителях, а также компактные самоходные фрезы. Поверхности, на которые будет выкладываться асфальтобетонная смесь, поливают жидким битумом при помощи автогудронатора, передвижного битуморазогревателя‚ битумного котла и т.п. Уплотняют уложенную асфальтоукладчиком на увеличенной площади АБС при помощи вальцовых и пневмоколесных катков.

UMG СДМ
Компания UMG СДМ (г. Москва) выпускает две модели строительных телескопических погрузчиков TLH с полноприводной гидродинамической трансмиссией. На стреле имеется гидролиния для подключения навесного оборудования с быстроразъемными муфтами. В штатной комплектации машин ковш общего назначения емкостью 1,2 м3. Также погрузчики могут быть оснащены предпусковым подогревателем двигателя и механическим быстросменным механизмом, совместимым со сменными орудиями Manitou.

Также в ассортименте UMG многофункциональный погрузчик с бортовым поворотом SL1000 с высокопроизводительной гидросистемой и ковшом емкостью 0,48 м3. Машина может быть оснащена быстро­съемным устройством типа Locust и BobTach, которые позволяют использовать все многообразие сменного навесного оборудования мини-погрузчиков Locust и Bobcat (в том числе для ямочного ремонта: планировочный отвал, щетка дорожная с водяным насосом и т.д.). Благодаря кондиционеру и отопителю оператору будет комфортно в кабине погрузчика в любую погоду.

Фронтальный погрузчик WL30 подойдет для дорожно-ремонтных работ большого объема. Вместимость базового ковша для общестроительных работ оставляет 1,7 м3. Для разравнивания асфальтобетонной смеси по большой ремонтируемой площади отлично подойдет функция «плавающее положение ковша». Техническое обслуживание машины удобно: точки смазки, заправочные горловины топливного и гидравлического баков доступны с уровня земли, для доступа к силовой установке и системе охлаждения в капоте предусмотрены дверцы сбоку и сзади.

UMG СДМ

Литой асфальтобетон

По ГОСТ 54401– 2020 «Смеси литые асфальтобетонные дорожные горячие…»: смесь асфальтобетонная дорожная литая горячая,.. состоящая из минеральной части (щебня, песка и минерального порошка) и битумного вяжущего, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии, укладка которой проводится без уплотнения, при температуре смеси не менее 190 °С. Температура смесей литых при производстве, транспортировке, хранении и укладке: от 190 до 230 °С включительно в зависимости от показателя пенетрации (пластичности смеси).

Данный материал представляет собой разогретую до высокой температуры пластичную смесь, состоящую из трех основных компонентов: минерального порошка (до 35%), битума (объем до 13%) и обычного песка. Увеличенное содержание асфальтовяжущего вещества обусловливает текучесть литых смесей, таким образом, отпадает необходимость в уплотнении укладываемого слоя. Для литой смеси также характерна более высокая температура при приготовлении, транспортировке и укладке в дорожное покрытие. После остывания литой асфальтобетон сам приобретает необходимую плотность.

Нормативными документами также предусмотрена смесь асфальтобетонная дорожная литая с пониженной температурой укладки ПТ, состоящая из минеральной части (щебня, песка и минерального порошка) и битумного вяжущего со специальными добавками, укладка которой проводится без уплотнения, при температуре смеси не ниже 170 °С и не выше 190 °С.

MADROG

Преимущества. Применение литого асфальтобетона обеспечивает бòльшую долговечность заплатки по сравнению с другими типами асфальтобетона. Он обладает высокой плотностью, является наиболее водонепроницаемым, более устойчив к коррозии, а также меньше подвержен износу. Поскольку литой асфальт разогревается до очень высоких температур (до 230 °C по ГОСТ), укладывать его можно даже при минусовых температурах (до –10 °C). Заплата из этого материала получается абсолютно водонепроницаемой, что тоже большой плюс.

Несмотря на более высокую стоимость литой смеси (на 10–25% по сравнению с обычной горячей АБС) из-за более высокого содержания битума и минерального порошка ее применение при ремонте и строительстве дорожных покрытий дает экономию за счет длительных сроков службы.

Недостатки. Литую асфальтобетонную смесь укладывают (по ГОСТ) при температуре от 190 (170) до 230 °С слоем толщиной от 2 до 5 см. Таким образом, для работы с ней требуются высококвалифированные работники. Это наряду с более высокой стоимостью cмеси сдерживает применение литого асфальтобетона. Как уже говорилось, из-за высокого расхода битума и минерального порошка литой асфальт стоит дорого, а для его производства и транспортировки требуется специальное оборудование. Поэтому сфера его применения ограничена.

MADROG

Оборудование. Для приготовления, транспортировки и поддержания рабочих свойств горячей литой асфальтобетонной смеси обычно используют кохер (термос-бункер). Эта специализированная дорожно-строительная техника участвует в процессах асфальтирования и ремонта автомобильных дорог.

Одним из самых больших плюсов данного оборудования является удобство в использовании – быстрый и качественный ремонт дорог независимо от погодных условий. Кроме того, кохер для литого асфальта предназначен для работы даже при низких температурах, в то время, когда асфальтобетонные заводы не ведут свою работу. В некоторых моделях кохера приготовить асфальтовую смесь для ямочного ремонта можно прямо в самом бункере. В нем материал нагревается до необходимой температуры и непрерывно перемешивается во избежание расслоения.

Рассмотрим вертикальную модель кохера для литого асфальта KOHER производства компании MADROG.

Это высокотехнологичное оборудование с собственным дизельным двигателем, гидравлической и электрической системами, благодаря чему оно не требует подключения к внешним источникам и не зависит от носителя.

За счет компактности и вместительности KOHER удобно использовать на паркингах, во дворах, на мостах и виадуках, между трамвайными путями, а также на городских дорогах и автострадах. Вертикальный вал двухуровневого узла перемешивания смонтирован на крышке котла через подшипниковый узел, а в нижней части отсутствуют узлы крепежа вала. Такое решение полностью исключает возможность протечки материала в топку. Днище и стенки бункера, а также лопасти узла перемешивания изготовлены из жаропрочной стали, термоизоляция бункера выполнена минеральной ватой. Конструкция узла перемешивания спроектирована таким образом, что материал равномерно перемешивается до однородной массы и не теряет свои свойства. Обслуживание узла перемешивания упрощается возможностью его извлечения вместе с крышкой котла.

Загружать материал в термос-бункер очень удобно. В его верхней части находится двустворчатый люк с ручным или гидравлическим приводом, раскрыть который можно даже не поднимаясь на верхнюю площадку. Также для удобства выпуска материала производитель изготавливает два выпускных окна с гидроприводом: основное (заднее) с поворотным направляющим желобом и боковое. Благодаря этому кохером можно пользоваться даже там, где нет возможности развернуть оборудование. Материал выпускается прямо на дорожную карту, и последующее разравнивание и уплотнение не требуется. Управление процессом загрузки и выгрузки материала для удобства продублировано на переносном брелоке, а со смартфона можно регулировать температуру нагрева материала.

Техника компании MADROG производится на территории России. На данный момент 95% комплектующих доступны на рынке РФ, благодаря чему обслуживание оборудования становится простым и не требующим особых временных затрат. А оставшиеся 5% всегда имеются в наличии на складе производителя в г. Смоленске.

MADROG

Неотъемлемой частью технологии устройства верхних слоев покрытий из литого асфальтобетона является процесс создания шероховатой поверхности для обеспечения надлежащего коэффициента сцепления, а также дополнительной защиты от абразивного износа под воздействием автомобильных покрышек методом поверхностной обработки. Поверх уложенного еще горячего литого асфальта при помощи щебнераспределителя рассыпают черный или необработанный щебень слоем толщиной в одну щебенку и прикатывают в зависимости от площади обрабатываемой поверхности легкими гладковальцовыми дорожными или тротуарными катками либо ручными виброплитами.

«ТехСтройКонтракт»
ООО Техстройконтракт (г. Москва) представляет большую линейку вибрационных дорожных катков Shantui, начиная с 10-тонного тандемного катка SRD10 на шарнирно-со­члененной раме. Ширина вальцо – 1700 мм. Частота вибрации высокая/низкая – 46/40 Гц, амплитуда высокая/ низкая – 0,75/0,35 мм. Максимальная скорость катка вперед/назад – 12 км/ч. Имеются и легкие двухвальцовые траншейные катки с дистанционным управлением.

В ассортименте компании несколько модификаций экскаваторов-погрузчиков ELAZ-BL: неравноколесных мод. 880 и равноколесная мод. 888. Емкость экскаваторного ковша у машин составляет 0,24 м3, ковша погрузчика: 1,1 м3 у неравноколесных и 1,2 у равноколесной модификации. Управление рабочим оборудованием осуществляеся рычагами. Экскаваторная стрела оснащена кареткой бокового смещения. Гидросистема обеспечивает машине возможность одновременного выполнения нескольких операций.

Также компания «ТехСтройКонтракт» выпускает линейку навесного оборудования Vector для дорожно-строительной техники. Разработчиком навесного оборудования является немецкая компания KORMANN. Гидромолоты Vector предназначены для установки на машины-носители массой от 1 т и полностью адаптированы под специфические условия эксплуатации в России. Кроме того, клиентам предлагается и линейка вибротрамбовок VECTOR, предназначенных для установки на экскаваторы массой от 7 т. Количество импульсов вибрации составляет от 2050 до 2450 в минуту в зависимости от модели. Для мини-погрузчиков и другой легкой техники выпускается серия дорожных подметальных щеток VECTOR.

«ТехСтройКонтракт»

Ямочный ремонт холодным асфальтом

Холодный асфальт – разновидность асфальтобетона, не требующая разогрева перед укладкой: битумные смолы разжижаются растворителями, которые входят в состав холодной АБС, за счет чего нагрев смеси не требуется. Холодный асфальт удобен для ямочного и срочного (аварийного) ремонта дорог, так как не требует разогрева перед укладкой, за счет чего может использоваться в холодные сезоны при низких температурах (в неотложных случаях до –10…–25 °C), при которых укладка горячего асфальта запрещена, а движение транспорта по отремонтированному участку разрешается практически сразу, так как холодный асфальтобетон не требует времени для остывания.

Холодная АБС

Преимущества. Технология укладки холодного АБ чуть проще, чем укладка горячих смесей. За счет упрощения технологии асфальтирования стоимость работ по укладке асфальта холодным методом будет ниже, чем при использовании горячих смесей, нет потребности в высококвалифицированных работниках. Не требует разогрева перед укладкой, то есть затрат топлива, энергии и времени. Процесс укладки холодного асфальта безопаснее, чем разогретого до высоких температур. Холодный асфальт просто перевозится в удобных упаковках, укладывается гораздо быстрее других составов. Может использоваться при влажной погоде и осадках, при отрицательной температуре воздуха даже холодной зимой, что особенно актуально для российского климата. Нет необходимости в использовании крупной тяжелой спецтехники. Холодные АБС имеют длительный срок хранения: до 12 месяцев без потери потребительских свойств.

Струйно-инъекционный метод ямочного ремонта

Недостатки. Холодный асфальт имеет более пористую и рыхлую структуру, его физико-механические и эксплуатационные характеристики значительно уступают горячим смесям: прочность почти втрое ниже, чем у горячих АБС, срок службы 1–2 года, высокая водопроницаемость и пр.). Поэтому холодный асфальт не используется при строительстве дорог общего пользования. Стоимость холодного асфальта выше, чем горячих АБС.

Оборудование. Для выравнивания краев карт при ямочном ремонте понадобится отбойный молоток либо швонарезчик, воздушный компрессор для очистки места укладки холодной АБС (не обязательно). В зависимости от площади ремонтируемого участка и толщины слоя холодной АБС уплотнение производится легким дорожным катком, возможно пневмоколесным, либо ручным оборудованием – вибротрамбовкой, виброплитой.

Ремонт покрытия на большой площади
 

Итак, мы рассмотрели некоторые особенности технологий ямочного ремонта с использованием горячего и холодного асфальта. Все они имеют полное право на существование, поскольку универсального метода, оптимального для любых видов ямочного ремонта, наши ученые пока не создали.

 

компании из статьи
компании по теме статьи
компании из статьи
компании по теме статьи