Симбиоз архитектуры, памятника и смысла

В конце 2024 года откроется новое пространство Музея Транспорта Москвы

16 октября состоялась пресс-конференция, посвященная будущей постоянной экспозиции Музея Транспорта Москвы, открытие которой запланировано на конец 2024 г. Экспозиция будет размещаться в новом пространстве: так называемом «здании гаража Константина Мельникова» на Новорязанской улице, 27.

В конференции приняли участие ряд специалистов, вовлеченных в работы по созданию нового экспозиционного пространства Музея Транспорта Москвы.

«Гараж Константина Мельникова»

Здание бывшего гаража грузовых автомобилей архитектора К. Мельникова само является главным экспонатом Музея Транспорта Москвы. Это здание – второй транспортный манеж, построенный в 1926–1929 гг. знаменитым архитектором-авангардистом советской архитектуры Константином Мельниковым. Его даже называли «советским Гауди». Соавтором Мельникова был не менее знаменитый инженер Владимир Шухов, который разработал арочные конструкции перекрытий гаража. Благодаря инженерным решениям Шухова удалось оставить внутреннее пространство свободным от опорных столбов – ажурная конструкция кровли опирается только на внешние стены. Здание считается шедевром авангардной архитектуры, не имеющим аналогов в мире, и является памятником архитектуры регионального значения.

Гараж в плане имеет необычную форму, напоминающую гигантскую подкову. Столь не­обычная планировка гаража была выбрана Мельниковым из-за неудобной треугольной формы выделенного под застройку участка. Причем разработанная им подковообразная схема парковки машин обеспечивала компактное размещение максимально возможного количества грузовиков на данной площади и их удобный въезд и выезд из гаража. Здесь помещалось до 260 грузовых машин, которые могли двигаться по пространству без необходимости совершать развороты, согласно прямоточной системе, придуманной Мельниковым. До 1948 г. здание служило ангаром для грузовых машин, а после здесь разместился 4-й автобусный парк.

Автобусы, обслуживающие пассажирские маршруты Москвы, оставались в гараже до 2017 г. В 2017 г. был объявлен тендер на проект реставрации и приспособления гаража под выставочное пространство.

Работа по проектированию будущего музея шла 1,5 года до начала практической работы и продолжается сейчас, когда одновременно идет процесс научной реставрации зданий и создания экспозиционного пространства.

Например, инновационные для своего времени арочные перекрытия крыши гаража, спроектированные В. Шуховым, были выполнены из дуба – единственного подходящего тогда материала. Теперь они заменяются на арки из легкого металла, которого не было в 1920–1930 гг.

Директор Оксана Бондаренко

Директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко пояснила, что музей – это не только стены, а живой симбиоз архитектуры, памятника и смысла. Бывший гараж состоит из трех независимых зданий: собственно гараж в форме полукольца с площадями в 10 300 м2. Есть еще прямоугольное административное здание – здесь планируют разместить мультиформатный центр временных выставок. В третьем отдельном здании разместится автолаборатория Детского центра.

Новая площадка будет не просто «гаражом с выставленными музейными автомобилями». Это будет многофункциональный культурный центр, экспозиция, представляющая становление и развитие транспортной инфраструктуры города: от конки и первых автомашин до прототипов транспортных средств будущего. Экспозиция на минус-первом этаже (которого не было в здании Мельникова, но его устройство одобрило Мосгорна­следие) будет посвящена Московскому метрополитену и его «закулисной» жизни, невидимой горожанам-пассажирам, например, будет представлен вагон снизу – как там у него устроена ходовая часть. Кроме постоянной экспозиции на первом и минус-первом этажах выделены зоны для проведения временных выставок. Запланирована обширная программа взаимодействия с частными музеями и частными коллекциями аналогичной тематики. Одну из целей создателей проекта новой музейной экспозиции О. Бондаренко сформулировала так: «Чтобы посетителям хотелось возвращаться в музей снова и снова».

Уже сейчас действует программа «Делаем музей вместе», по которой музей разыскивает предметы, связанные с транспортной инфраструктурой города для пополнения коллекции и приглашает граждан передавать в музей всё, что как-либо связано с историей московского транспорта: старые фото, открытки, билеты, книги, расписания, рабочую униформу транспортных служб и т.д.

В музее предусмотрены кафе и сувенирный магазин. О. Бондаренко рассказала, что кроме обычных и льготных, семейных билетов будет выпущена «карта лояльности музея», купив которую любой посетитель сможет посещать экспозицию целый год без билетов.

Работники научно-исследовательских подразделений

Над созданием музея работает большая команда специалистов по научно-исследовательской работе. На двух этажах музейного пространства запроектировано 415 инсталляций, 714 единиц визуального и интерактивного контента и более тысячи артефактов. Так, на минус-первом этаже будут работать мощные вентиляторы, создающие эффект приближающегося поезда метро. В коллекции есть уникальные экземпляры транспортных средств, которые сохранились в единственном числе или в нескольких экземплярах во всем в мире.

Например, единственная, воссозданная на подлинной ходовой части конка 1872 г. (которая ежегодно принимает участие в парадах ретротехники).

Будет уникальный берлинский вагон метро «В» восьми­дверной модификации 1927 года выпуска, сохранившийся в единственном экземпляре в мире. В Москву вагон попал после 1945 г. по репарации. Вагон, по словам экспертов, сохранил кузов и многие оригинальные элементы интерьера и экстерьера вагона. Под слоем поздней обшивки обнаружена оригинальная деревянная отделка салона, найдены таблички и схемы берлинского метро. Он уже установлен на минус-первом этаже.

Продолжается работа по восстановлению одного из сохранившихся грузовых трамвайных вагонов серии Ф. До наших дней в Москве сохранилось лишь три таких вагона Ф, которые выпускались в 1907–1912 гг. Грузовые трамваи выполняли большой объем грузоперевозок в столице в тяжелые годы Первой мировой, Гражданской войн, в период массовых строек в 1920–1930-е гг., а также в годы Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления.

Трамвай Р1 – трехсекционный шарнирно-сочлененный трамвайный вагон с низким уровнем пола был разработан в 2014 г. опытно-конструкторским бюро «Атом». Трамвай был оснащен Wi-Fi, GPS и ГЛОНАСС-навигацией, HD-камерами видеонаблюдения, системой кондиционирования и антибактериальными поручнями. Однако R1 не был запущен в серийное производство из-за отсутствия ходовой части и плохой ремонтопригодности. Он существует в единственном экземпляре.

Городской сочлененный автобус Ikarus 180 венгерского производства – один из трех сохранившихся в мире экземпляров. Такие автобусы перевозили жителей столицы с 1968 г. и имели прозвище «гармошка». К сожалению, Ikarus 180 оказался слабоват для перегрузок, низкого качества московских дорог и холодного климата. Закупленные автобусы прослужили сравнительно недолго. Данный музейный экспонат собрали и восстановили из двух с трудом найденных машин.

Сотрудники управления реставрации Музея Транспорта Москвы восстановили самый не­обычный советский троллейбус – ТБЭС. Уникальную модель с футуристическим дизайном разработали в 1955 г. на заводе СВАРЗ специально для перевозки пассажиров по Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (позже – ВДНХ). Машине вернули исторический облик: отремонтировали крышу, передний фартук и подоконную линию, восстановили хромированные детали и эмблемы.

ТУМ Т-3, автомобиль на базе ГАЗ-69 (4х4) образца 1940-х гг. для уборки тротуаров и придворовых территорий, оснащенный плужно-щеточным оборудованием. Объект не единичный, но достаточно редкий и нестандартный. Политехнический музей любезно передал Музею Транспорта Москвы этот экземпляр для реставрации и представления в своей экспозиции. Т-3 долгое время использовался для уборки территории Московского Кремля, будучи единственным механизированным средством очистки его асфальтированных дорожек.

Тротуароуборочные машины ТУМ 975 до 1970-х гг. работали на улицах, вокзалах и во дворах. Коммунальная машина разработана на Московском опытном механическом заводе. Имеет оригинальную конструкцию. Двигатель позаимствовали от «Москвича». В трансмиссию, помимо «москвичёвской» трехскоростной КП входила раздаточная коробка. Количество передач переднего хода – 6, заднего – 2. В зависимости от сезона машина могла работать с отвалом или шнекороторным снегоочистителем, зимними и летними щетками, пескоразбрасывателем и многими другими орудиями. Первые экспериментальные образцы появились в 1957 г. В настоящее время сохранилось около десятка образцов ТУМ-975.

Иван Дементьев, заместитель директора Музея Транспорта Москвы по научно-исследовательской работе, сравнил музейную научную деятельность с детективной: восстанавливать экспонаты транспортных средств порой приходится по отдельным сохранившимся деталям. А те образцы техники, которые не сохранились совсем, работники музея воссоздают в виде макетов.

Так, например, в 2024 г. будет отмечаться 100-летие начала регулярного маршрутного автобусного движения в Москве (от Тверской заставы до Каланчёвской площади, ныне Комсомольской, через центр), и работники научно-исследовательского отдела музея создают к этой дате макетный неходовой образец первого автобуса этой линии – Leyland GH-7, так как подлинные машины не сохранились. Первый московский автобус будут восстанавливать по сохранившимся чертежам, фотографиям – всё это с большими трудностями приходилось разыскивать работникам музея. По чертежам создается виртуальная 3D-модель и только потом заказывается модель в реальных материалах.

Всего же в коллекции музея уже около сотни исторических макетов, в том числе: будка-«стакан» милиционера, регулирующего движение, утраченные двухэтажные троллейбусы ЯТБ-3, первый столичный омнибус Daimler-Marienfelde 1905 года и т.д.

Научно-исследовательская служба музея также собирает артефакты для музея. В частности, для минус-первого этажа отыскали автоматы для размена монет, использовавшиеся в метро.

Дизайн-проекты музея

Представители нескольких дизайнерских бюро, работающих над созданием экспозиции, рассказали об общей концепции, самих экспонатах, дизайн-проекте пространства, мультимедийных технологиях, аудитории музея и отдельной детской линии.

Дизайнерские бюро вместе со всей командой Музея Транспорта Москвы стремились «наполнить пространство музея смыслом». По всей экспозиции будет проложена желтая линия, которая поможет посетителям пройти по музею и проследить, как вместе с изменениями Генплана Москвы, ростом города развивалась и транспортная инфраструктура. Но следовать этой линии совсем не обязательно. Разработчики дизайнерского проекта стремились, чтобы «музей всегда был в движении», не был статичной выставкой. Все экспонаты максимально доступны для осмотра посетителями, ограждения убраны, а в вагоны метро даже можно входить и знакомиться с мини-выставками, представленными внутри, посвященными людям, городу, артефактам времени.

Самая необычная инсталляция, которая, видимо, станет не­официальным символом музея, это 3D-схема метро, где линии извиваются по сторонам вверх и вниз, отображая в масштабе реальные глубины заложения тоннелей и станций. Пространственная конструкция будет сделана из прочных труб, окрашенных в официальные цвета линий метро. Это будет одновременно и лабиринт, и турник для больших и маленьких, и квест.

Вдоль «путеводной» желтой линии по экспозиции музея для детворы сделают специальные желтые остановки – арки с различными интерактивными элементами, чтобы ребенок понял, о чем данная экспозиция. Остановки рассчитаны на детей разного возраста: для 5- или 12-летних предусмотрены разные программы. Здесь можно будет рисовать, отдыхать, учиться, получая дополнительные полезные знания, и даже пройти профориентацию. Как уже упоминалось, в отдельном здании предусмотрена детская автолаборатория, в которой будут реализовываться просветительские программы для детей.

 

Многие музейные работники придерживаются мнения, что самые посещаемые музеи в городах мира – это музеи транспорта. Организаторы рассчитывает, что Музей Транспорта Москвы ежегодно будет принимать не менее 500 тысяч посетителей. И эти расчеты вполне оправданны: количество и качество собранных экспонатов ставят коллекцию Музея Транспорта Москвы в один ряд со знаменитыми транспортными музеями мира в Люцерне, Лондоне, Нью-Йорке и Пекине. Кроме того, дважды в год территория музея будет превращаться в сценическую площадку: тут будут давать концерты, проводить визуальные перформансы и ставить спектакли по теме транспорта. Осталось только дождаться открытия, которое запланировано на конец 2024 года.