Техника для вывоза твердых отходов на выставке WASMA 2023
На площади более 4000 м2 около 70 компаний из России, Беларуси, Греции, Турции, Китая представляли контейнеры и оборудование для сбора и транспортировки ТКО, оборудование для обработки, сортировки и утилизации ТКО, оборудование и материалы для очистки сточных вод. За три дня выставка приняла около 2400 посетителей.
В прошлом году выставка также проходила в ЦВК «Экспоцентр» на Красной Пресне, при этом участников было меньше – около 50 компаний, а посетителей столько же. Налицо рост интереса к мероприятию со стороны производителей и поставщиков оборудования при стабильной аудитории.
Мусоровозы
Традиционно на WASMA большой раздел техники для вывоза твердых коммунальных, строительных и промышленных отходов. Так, смоленский «Завод КДМ» представил три мусоровоза с задней загрузкой, в том числе новинку – модификацию СМ 16 на шасси МАЗ в версии «Стандарт» с повышенным уровнем локализации, а также крупнотоннажный СМ 22-02, продажи которого начнутся в апреле этого года.
Отличительная особенность новинки СМ 16 в замещении импортных комплектующих российскими и белорусскими, что позволило не только создать бюджетный мусоровоз, но и обеспечить возможность его производства. Кузов с формованными бортами вместимостью 17,5 м3 смонтирован на 2-осном шасси МАЗ-5340C2 с двигателем ЯМЗ-53653 мощностью 240 л.с. Механизм прессования развивает усилие до 32 т, обеспечивая коэффициент уплотнения 1:7, что позволяет загружать в кузов до 110 контейнеров объемом 1100 л. Кантователь с гребенчатым и рычажным захватами обеспечивает выгрузку контейнеров всех возможных размеров. Задние опоры создают устойчивость машины при загрузке бункеров.
Бюджетная версия «Стандарт» отличается от насыщенной импортными компонентами версии «Премиум» российскими и белорусскими агрегатами гидросистемы – заместили 90% гидроцилиндров, для приемного бункера вместимостью 2 м3 применили российскую сталь вместо Hardox 450, упростили систему управления, оставив четыре пульта вместо пяти, убрали откидной борт. Кузов покрыт износостойкой полиуретановой эмалью. Машина, производство которой начато в феврале, будет доступна к заказу в августе этого года на шасси МАЗ-5340С2, КАМАЗ-53605 и JAC N200S.
Крупнотоннажный мусоровоз СМ 22-02 на 3-осном «самосвальном» шасси Shacman с двигателем Weichai мощностью 430 л.с. способен перевозить до 11 500 кг ТКО. В комплектации использована импортная гидроаппаратура, обеспечивающая давление до 250 бар и коэффициент прессования 1:7, благодаря чему в кузов с формованными бортами объемом 22,8 м3 вмещается содержимое не менее 135 контейнеров объемом 1100 л. К этому стоит добавить надежность гидросистемы и высокую скорость прессования – полный рабочий цикл механизма прессования составляет 22 секунды.
Мусоровоз оснащен приемным бункером вместимостью 2,3 м3, универсальным кантователем грузоподъемностью 1000 кг и портальным подъемником грузоподъемностью 4000 кг, что позволяет разгружать любые контейнеры на придомовых площадках сбора ТКО, при этом контейнер опорожняется за 10 секунд, а также бункеры вместимостью 8 м3. То есть мусоровоз способен собирать и твердые коммунальные, и строительные отходы, в том числе крупногабаритные, и транспортировать их на дальние расстояния, а мощное 3-осное шасси обеспечит проходимость на полигоне ТКО. В производство мусоровоз СМ 22-02 запущен в феврале этого года, для заказа он станет доступен в апреле.
Арзамасский «КОММАШ» предложил вниманию гостей выставки концепт мусоровоза KBR-P17K GARBA на 2-осном шасси КАМАЗ-53605. Особенность этого мусоровоза с задней загрузкой в прессующем механизме, отличающемся конструкцией от традиционного, применяемого всеми российскими производителями коммунальной техники, и выполненного аналогично некоторым европейским мусоровозам. Прессующая и подающая плита представляет собой одно целое и подвешена на подвижной раме. Плита и рама перемещаются двумя парами мощных короткоходовых гидроцилиндров. В принципе, прессующая плита выполняет такое же круговое движение, как в традиционной конструкции, но благодаря силовому треугольнику усилие на плите значительно выше – до 47 000 кг, что позволяет прессовать значительно более плотные отходы, такие как строительный мусор, мебель. При этом коэффициент уплотнения 1:7 не препятствует дальнейшей сортировке мусора. Обратная сторона преимуществ данной конструкции в увеличенных размерах заднего борта, которые водителю мусоровоза необходимо учитывать при маневрировании.
Кузов вместимостью 16 м3 выполнен по современной технологии, с формованными бортами и крышей без сварных швов. В состав заднего борта входят приемный бункер вместимостью 2,7 м3, универсальный кантователь грузоподъемностью 800 кг и портальный подъемник. Устойчивость при разгрузке бункеров портальным подъемником, а затем при разгрузке кузова обеспечивают задние аутригеры.
Мусоровоз KBR-P17K с данной системой прессования представлен под собственным брендом GARBA, чтобы выделить и оттенить его достоинства. Наиболее полно конструкция прессующего механизма проявляет себя на крупнотоннажных мусоровозах, и в перспективе предприятие планирует расширить линейку на 2- и 3-осных шасси.
Кузов смонтирован на 2-осном «самосвальном» шасси КАМАЗ-53605 с коротким задним свесом и колесной формулой 4х2. Автомобиль оснащен двигателем КАМАЗ-667.511 (бывший Cummins ISB6.7E5300) мощностью 300 л.с. экологического уровня Евро-5. Со стартом в 2019 г. реформы сферы обращения с отходами выросла потребность в шасси, и ПАО «КАМАЗ» наращивает их производство, в частности КАМАЗ-53605 и КАМАЗ «Компас», на которые предприятия-партнеры монтируют коммунальные настройки.
На шасси КАМАЗ-53605 был также представлен мусоровоз с задней загрузкой МДМ-310К на стенде компании «Меркатор». Кузов с традиционным прессующим механизмом построен арзамасским заводом «КОММАШ». Вместимость кузова с формованными бортами и крышей составляет 19 м3. Механизм заднего борта обеспечивает коэффициент прессования 1:7 при рабочем цикле 20 секунд, всего в кузов может поместиться содержимое 140 контейнеров объемом 1100 л. Задний борт снабжен универсальным кантователем грузоподъемностью 800 кг, со скоростью подъема 5 секунд, а также портальным подъемником грузоподъемностью 4000 кг. Устойчивость обеспечивают выдвижные задние опоры. Мусоровоз оснащен цифровой системой, контролирующей в режиме реального времени заполнение кузова, массу мусоровоза, режим работы машины.
К особенностям конструкции и комплектации относятся прессующие гидроцилиндры, перевернутые штоками вверх для защиты штоков от повреждений и коррозии, простая и надежная конструкция запирания заднего борта, загрузочный бункер и прессующая плита из стали Hardox, внешнее расположение гидроцилиндров подающей плиты, расположение гидроцилиндров подъема борта на крыше, конструкция выталкивающей плиты, исключающая перекос и заклинивание.
Завод «Могилёвтрансмаш», филиал ОАО «Минский автомобильный завод», поставляет на российский рынок мусоровозы собственного производства. На выставке WASMA 2023 завод представил мусоровоз с задней загрузкой с кузовом вместимостью 20 м3 на шасси МАЗ-6310С5 6х2. Шасси оснащено двигателем ЯМЗ-53603 мощностью 330 л.с. и 9-ступенчатой МКП ZF. Кузов выполнен по современной технологии с формованными бортами и крышей. В состав заднего борта входят универсальный кантователь и вместительный приемный бункер. Борт поднимается боковыми вертикальными гидроцилиндрами. Гидроцилиндры подающей плиты внутреннего расположения и, как и гидроцилиндры прессующей плиты, расположены штоками вниз.
«Ряжский авторемонтный завод» предложил вниманию посетителей мусоровоз МК-4541-12 серии «Мини» с задней загрузкой на шасси КАМАЗ-43089 «Компас». На компактное шасси установлен кузов вместимостью 10 м3 с формованными бортами. Задний борт оснащен кантователем грузоподъемностью 700 кг. Прессующий механизм обеспечивает коэффициент прессования до 5, гидроцилиндры подающей плиты расположены снаружи загрузочного бункера.
Востребованное во многих регионах решение – мусоровоз с боковой загрузкой. Представленный Ряжским заводом мусоровоз МК-4554-06 также оснащен кузовом вместимостью 18,3 м3 с формованными бортами. За счет бескаркасной конструкции и низколегированной стали 09Г2С снижена масса кузова без потери прочности. Перед кузовом расположен приемный бункер вместимостью 2,51 м3, куда выгружают содержимое контейнеров емкостью до 1300 л при помощи гидроманипулятора грузоподъемностью 700 кг. Маятниковая плита обеспечивает коэффициент уплотнения до 6.
Компания «Техинком» выставила крюковой погрузчик Palfinger PH T20PI с гидроманипулятором PUMA CRANE PMZ 100B1Z и грейфером PUMA CRANE PMA H4-100 на шасси FAW 8х4. Шасси застроено компанией «Экомтех» из г. Долгопрудный, более известной как производитель мусоровозов.
При установке 30-кубового контейнера машина сочетает в себе функции самосвала и грейфера, самостоятельно загружая грейфером в контейнер сыпучие и обломочные материалы – грунты, строительный мусор и т.п., а затем разгружаясь самосвальным способом. Мощную машину могут использовать при ликвидации несанкционированных свалок, также ее можно использовать для работы с заглубленными контейнерами.
Крюковой погрузчик Palfinger собран на заводе «ВЕЛМАШ-С», г. Великие Луки, благодаря тому, что производство на 80% локализовано. Грузоподъемность погрузчика – 22 т, длина – 5,2 м. Погрузчик может работать с контейнерами длиной до 6,2 м.
Кран-манипулятор PUMA CRANE турецкого производства со стрелой Z-образного сложения с грузовым моментом 15 тм и вылетом до 7,4 м укомплектован опорами с гидравлическим выдвижением, гидробаком емкостью 120 л, системой фильтрации. Угол поворота стрелы – 360° без ограничений. На стрелу навешен 4-лепестковый гидравлический грейферный захват PUMA CRANE, способный захватывать материал в объеме до 100 л. Масса самого грейфера – 250 кг.
Контейнер увеличенной вместимости «Бигфут» для твердых отходов предложил вниманию публики машиностроительный завод «Торг-Комс». За счет оригинальной формы передней стенки вместимость контейнера увеличена на 2 м3 по сравнению с аналогами – крюк погрузчика заходит в углубление в передней стенке, и контейнер устанавливается практически вплотную к кабине шасси. Жесткость контейнеру обеспечивают шестиугольный верхний профиль из высокопрочной стали, вертикальные ребра жесткости и усиленная рамка ворот. Отсутствие перемычки над воротами позволяет свободно разгружать контейнер без опасений его повредить.
На выставке не было ни одного мусоровоза с кузовом, выполненным по старой технологии – с усиленными ребрами жесткости бортами. Все участники освоили производство формованных бортов по технологии более сложной и деликатной, но снижающей собственную массу кузова. Все мусоровозы с задней загрузкой, за исключением одного, оснащены традиционным прессующим механизмом с раздельными подающей и прессующей плитами. Арзамасский «КОММАШ» решился на эксперимент с монолитной плитой, и будем надеяться, что эксперимент увенчается успехом и коммунальщикам станет доступен мусоровоз, способный крушить деревянные балки, диваны и подобный бытовой мусор. Стоит также отметить постепенный и вынужденный рост импортозамещения в коммунальном машиностроении.