John Deere
Стальные «быки» российских строек

Бульдозеры отечественные и импортные на российском рынке

Как известно, «булл» по-английски значит «бык». Отсюда и произошло название мощной строительной машины – бульдозер. Бульдозер был, пожалуй, одной из первых машин, специально созданных для строительных работ около 100 лет назад. За эти годы конструкция бульдозера разительно изменилась. Сегодняшние бульдозеры обладают неизмеримо бòльшими возможностями по сравнению с первыми весьма примитивными «предками», за что, совершенно заслуженно, и являются одной из самых востребованных строительных машин в мире.

Чем же может располагать сегодняшний строитель, обратившись к рынку бульдозеров?

Американские и европейские бренды

Популярность американских и европейских бульдозеров несомненно основана на их высоких эксплуатационных характеристиках – производительности и надежности. К сожалению, для российского потребителя стоимость американской и европейской техники неуклонно растет, что, конечно, не способствует росту спроса на эти машины.

По итогам 2020 г. Caterpillar занимает третье место среди импортируемых в Россию брендов бульдозеров. Компания предлагает российскому потребителю широчайшую линейку из более чем 15 моделей и модификаций гусеничных бульдозеров среднего и большого классов эксплуатационной массой от 14,35 до 104,3 т, с двигателями мощностью от 97 до 634 кВт и отвалами емкостью от 3 до 43,6 м3.

Caterpillar

У бульдозеров легкого и среднего классов трансмиссия гидростатическая, позволяет поворачивать машину противовращением гусениц. У бульдозеров тяжелого класса используется планетарная коробка передач с переключением под нагрузкой. Отвал управляется джойстиком, система двойного перекоса позволяет улучшить управление нагрузкой, имеется кнопка «встряхивания» отвала для очистки от грунта. Caterpillar предлагает широкий ассортимент отвалов специального назначения. Все отвалы имеют прочную конструкцию коробчатого сечения.

Следует отметить, что глобальная корпорация Caterpillar владеет заводами в разных странах. Так, в Россию поступают бульдозеры Cat, собранные в Таиланде, Бразилии, Франции и США.

По итогам 2020 г. компания John Deere вышла на второе место после Caterpillar по объ­ему поставок бульдозеров в Россию среди американских и европейских брендов, хотя более известна у нас своей сельскохозяйственной техникой. В настоящее время John Deere предлагает 3 модели усовершенствованных бульдозеров серии J-II эксплуатационной массой от 12,3 до 20,15 т с двигателями мощностью 93–153 кВт и отвалами емкостью от 2,7 до 5,57 м3.

В электронной системе управления есть режим экономичной работы Eco, обеспечивающий экономию топлива до 20%. Усовершенствованный бортовой монитор позволяет осуществлять постоянный контроль за важнейшими функциями машины и выполнять диагностику. Телематическая система JDLink Ultimate передает в реальном времени текущие показатели машины. Трансмиссия гидростатическая с электронным управлением. Система TMC (Total Machine Control) позволяет оператору настраивать деселератор. Гусеницы с увеличенным сроком эксплуатации оснащаются втулками с удвоенным ресурсом. Предлагаются конфигурации ходовой части: стандартная, с удлиненными, сверхдлинными, широкими удлиненными гусеницами или с низким давлением на грунт.

Liebherr

Компания Liebherr предлагает линейку гусеничных бульдозеров 8-го поколения, состоящую из шести моделей эксплуатационной массой от 20,3 до 73,2 т с двигателями мощностью от 145 до 565 кВт и отвалами емкостью от 4,1 до 22 м3. Гидростатическая трансмиссия управляется одним джойстиком и обеспечивает машинам превосходную маневренность, включая развороты на месте. Утверждается, что за счет гидростатической трансмиссии обеспечивается в среднем на 5% выше производительность при меньшем на 10% расходе топлива по сравнению с аналогичными машинами других брендов.

В конструкции ходовой части качающиеся катковые рамы и опорные катки обеспечивают хорошее сцепление с грунтом и снижение вибраций бульдозера.

Отвалы улучшенной формы монтируются близко к базовой машине. Это обеспечивает закручивание материала в рулоноподобный вал, тем самым повышая транспортную емкость, усилия резания и скорость наполнения отвалов.

К сожалению, специалисты отмечают снижение объема поставок бульдозеров Liebherr в Россию.

CASE

Компания Case Construction Equipment предлагает на российском рынке гусеничные бульдозеры серии L (две модели эксплуатационной массой 13,6 и 19,6 т ) и M (одна модель массой 22,6 т с двигателем 173 кВт). На машинах серии L кабина откидная. Органы управления предлагают широкий выбор электронных настроек и автоматических функций. Сиденье оператора на пневмоподвеске. Двигатели FPT оснащаются электронной системой впрыска топлива Common Rail. Трансмиссия гидростатическая, благодаря чему бульдозеры CASE имеют экономичный расход топлива и высокую маневренность во время работ. Машины серий L и М с индексом XLT оснащены удлиненной ходовой частью. Электронное управление отвалом обеспечивает наличие ряда автоматических функций: выбор из трех уровней чувствительности, встряхивание для очистки отвала.

POWERPLUS

Среди американских компаний новым на рынке России является бренд POWERPLUS. Особенностью этого бренда является то, что техника собирается на заводе компании в Китае. Это снижает себестоимость машин POWERPLUS. В то же время центр исследований и разработок компании находится в США, американские инженеры осуществляют жесткий контроль качества техники и постоянно внедряют новые технологии. Таким образом, конечный покупатель получает качественную технику за доступную цену.

Выражаясь фигурально, одной ногой компания находится в США, другой – в Юго-Восточной Азии, и такая двойная опора придает технике POWERPLUS особую прочность.

Неудивительно, что, учитывая такую географию деятельности, штаб-квартира компании находится в Сингапуре, городе высоких технологий, городе-мосте между Западом и Азией.

На сегодняшний день компания предлагает своим покупателям линейку бульдозеров эксплуатационной массой от 19,8 до 48,8 т с отвалами вместимостью от 5,0 до 13,5 м3 (конфигурация отвалов от прямого до сферического). Все бульдозеры изготавливаются по новейшим американским и японским технологиям.

Двигатель – сердце бульдозера. Чем надежнее двигатель, тем выше надежность всей машины. POWERPLUS позаботился об этом и использует исключительно двигатели СUMMINS.

POWERPLUS

Для обеспечения контроля за качеством POWERPLUS использует трансмиссию и гидротрансформаторы собственного производства под брендом TransTorqueTM.

Трансмиссия гидромеханическая с планетарной коробкой передач, обеспечивающей по три передачи переднего и заднего хода. Бортовые редукторы двухступенчатые, планетарные.

Самые ответственные и наиболее интенсивно изнашивающиеся детали ходовой части бульдозеров подвергаются специальной термообработке по итальянской технологии, что увеличивает срок их службы. По заказу ходовая может быть заменена на более легкий вариант LGP.

В комфортной шестигранной кабине с защитой ROPS/ FOPS и большой площадью остекления оператору обеспечен отличный круговой обзор рабочей зоны.

POWERPLUS

Отечественная техника

Специалисты отмечают, что, к огромному сожалению, доля бульдозеров отечественного производства на рынке неуклонно снижается, даже несмотря на некоторые протекционистские меры, предпринимаемые правительством для защиты отечественного производителя. Впрочем, по отзывам этих самых отечественных производителей, меры поддержки правительства весьма непоследовательны и далеко не так результативны, как задумывалось. И результат, как говорится, налицо.

ООО «Челябинский тракторный завод – УРАЛТРАК» («ЧТЗ-УРАЛТРАК») специалисты пока признают лидером отечественного производства бульдозеров, хотя отмечается тенденция к снижению объема выпуска машин этим заводом. Будем надеяться, что тенденция лишь временная.

«ЧТЗ-УРАЛТРАК»

В ассортименте предприятия 10 гусеничных бульдозеров массой от 19,7 до 26,4 т с двигателями мощностью от 172 до 215 л.с., с гидромеханической или механической трансмиссией и самый тяжелый бульдозерно-рыхлительный агрегат ДЭТ-400 массой 44,5 т с двигателем мощностью 370 л.с. и электромеханической трансмиссией. Электромеханическая трансмиссия укомплектована вентильно-индукторными электромашинами переменного тока (ВИД), двухскоростная с автоматическим изменением тягового усилия и скорости движения в зависимости от сопротивления движению. Машины оснащаются двигателями ЯМЗ, Cummins и Weichai. В конструкции ходовой части используется трехточечная подвеска с балансирной балкой и прокачкой гусеничных тележек на вынесенных осях.

Потребители отмечают неприхотливость бульдозеров ЧТЗ и способность заводиться даже в сильные морозы, доступность запчастей.

ООО «ДСТ-УРАЛ»

ООО «ДСТ-УРАЛ» (г. Челябинск) в последние годы наращивает производство гусеничных бульдозеров и постепенно приближается к позиции лидера. Предприятие выпускает бульдозеры во многом уникальной конструкции пяти тяговых классов и различного назначения/ специализации массой от 17,5 до 44 т с двигателями ЯМЗ и Cummins («Камминз Кама») мощностью от 180 до 412 л.с.

Управление осуществляется джойстиками, недавно внедрили даже дистанционное управление. Клиенты отмечают прогрессивную гидростатическую трансмиссию Bosch-Rexroth с электронным управлением и бесступенчатым изменением скорости. Бортовые редукторы планетарные (Германия/ Италия). Кабина шестигранная, откидывающаяся, повышенной обзорности, подрессоренная, в стандартной комплектации двойное остекление, климатическая система (отопление и вентиляция), система рециркуляции воздуха в кабине.

«ЧЕТРА»

Завод «Промтрактор» (г. Чебоксары) производит бульдозеры под брендом «ЧЕТРА», которые эксклюзивно реализует ООО «ЧЕТРА». В последние годы «Промтрактор» увеличивает объемы выпуска своих машин и входит в число лидеров.

В ассортименте компании 7 моделей гусеничных бульдозеров эксплуатационной массой от 18,9 до 70,3 т, которые комплектуются двигателями ЯМЗ и Cummins мощностью от 121,3 до 485 кВт. Бульдозеры ЧЕТРА имеют модульную конструкцию всех узлов и систем. Кабина на гидро­опорах оснащается в стандартной комплектации двойными стеклопакетами, сиденьем на пневмоподвеске. Трансмиссия гидростатическая или гидромеханическая с планетарной коробкой передач и двухступенчатой бортовой передачей. Ходовая часть с трехточечной полужесткой подвеской с вынесенной осью качания тележек. Возможны исполнения ходовой части: стандартное и мелиоративное (с гусеничными лентами увеличенной ширины).

Бульдозеры ЧЕТРА оснащаются системой спутникового мониторинга ГЛОНАСС/ GPS, а также могут комплектоваться системами нивелирования и дополнительными системами безопасности.

Производители стран Азиатско-Тихоокеанского региона

Даже несмотря на «меры сдерживания» гусеничные бульдозеры от китайских производителей лидируют на российском рынке, как, впрочем, и на многих других. За годы промышленного роста китайцы научились делать достаточно производительные, надежные и в то же время приемлемые по цене машины.

Специалисты отмечают, что одним из ключевых факторов популярности китайских бульдозеров являются приемлемые цены даже несмотря на антидемпинговые пошлины. Последние несколько лет наблюдается тенденция к снижению стоимости бульдозеров китайских производителей. Очевидно, что немалая заслуга в этом – умелая экономическая политика китайского правительства, поддерживающего компании, экспортирующие продукцию.

Shantui

Бульдозеры Shantui разрабатываются и производятся концерном Shantui Construction Mashinery Co., Ltd (Китай). «Корни» их конструкции – в бульдозерах Komatsu, представлять которые не нужно. На российском рынке Shantui лидирует среди китайских производителей бульдозеров.

Линейка гидромеханических бульдозеров Shantui представлена восемью моделями серии SD малого, среднего и тяжелого классов эксплуатационной массой 13,7–70,6 т с турбодизельными силовыми установками мощностью 95– 450 кВт (Cummins и Weichai), а также сверхтяжелой моделью – 106-тонным SD90.

C апреля 2020 г. все модели серии SD оснащаются панелью контрольно-измерительных приборов с ЖК-дисплеем, на который в режиме реального времени выводятся значения рабочих параметров двигателя, а также сообщения бортовой системы диагностики.

Также выпускаются 7 моделей серии DH с гидростатической трансмиссией.

XCMG

Корпорация XCMG предлагает в России линейку бульдозеров из пяти моделей со множеством модификаций эксплуатационной массой примерно от 17 до 50 т, с двигателями Weifang Styre, Weichai, Shangchai и Cummins мощностью от 128 до 302 кВт.

Трансмиссия гидромеханическая с трехкомпонентным однофазным гидротрансформатором и планетарной коробкой передач, с переключением без разрыва потока мощности. Ходовая часть с полужесткой подвеской с плавающим балансирным брусом.

Управление машинами электронное, осуществляется джойстиками. На мониторе отображаются основные параметры работы машины, имеются функции диагностики и аварийная сигнализация. Система управления позволяет автоматически выполнять ряд операций. Предлагается ряд опций, в том числе кондиционер и предпусковой подогреватель двигателя.

XCMG

Еще один из лидирующих на российском рынке китайских брендов – SEM (принадлежит корпорации Caterpillar). В конструкции и процессах производства бульдозеров SEM широко используются технологии Caterpillar.

В производственной линейке SEM две модели гусеничных бульдозеров 816D и 822D эксплуатационной массой от 16,9 до 23,7 т с двигателями Weichai мощностью 120 и 162 л.с. соответственно и гидростатической трансмиссией с электронным управлением. Трансмиссия позволяет выполнять разворот противовращением гусениц. Бортовая передача состоит из зубчатой и планетарной передачи. Приводной насос и двигатель от Rexroth. Бульдозеры SEM комплектуются полусферическим отвалом SU. Управление осуществляется многофункциональным джойстиком.

SEM

Компания HBXG производит бульдозеры под маркой SHEHWA и входит в число основных поставщиков китайских бульдозеров в Россию. Эти бульдозеры созданы на основе конструкции Caterpillar 1980-х гг. Компания предлагает линейку бульдозеров, в том числе в модификации «кабелеукладчик (многофункциональный бульдозер)», эксплуатационной массой от 17,55 до 48,8 т с двигателями Cummins и Weichai мощностью от 178 до 430 л.с.

Трансмиссия гидромеханическая: гидротрансформатор (3-элементный, 1-уровневый, 1-фазный), делитель крутящего момента (30% передается через КП, 70% через ГТР) и планетарная коробка передач. Бортовая передача: двух- или трехступенчатые планетарные редукторы. Ходовая часть «треугольная»: с поднятым бортовым редуктором планетарного типа. Можно заказать бульдозер в исполнении LGP с расширенной колеей и увеличенной опорной поверхностью. В конструкции ходовой части допускается использование компонентов ходовой бульдозера Caterpillar. Отвалы с гидроперекосом.

SHEHWA

Из Японии в нашу страну поступают бульдозеры только одного, но зато очень известного бренда – Komatsu. Компания предлагает линейку бульдозеров эксплуатационной массой от 7,89 до 102,5 т с двигателями мощностью от 89,7 до 871,5 л.с. и отвалами емкостью от 1,77 до 34,4 м3.

Кабина шестиугольная, просторная, герметичная, с избыточным давлением воздуха внутри, на демпфпирующих опорах. Управление осуществляется джойстиками. На мониторе электронной системы управления оператор может видеть все важные параметры работы машины и сообщения системы бортовой диагностики. Устанавливается телематическая аппаратура. Ходовая часть с К-образными каретками, качающимися на двух осях, обеспечивает надежное сцепление с грунтом. По заказу устанавливается система, предотвращающая проскальзывание гусениц.

Komatsu
 

В нашем кратком обзоре мы упомянули далеко не все компании – производители бульдозеров, присутствующие на российском рынке, а лишь основные.

компании по теме статьи
компании по теме статьи