Время универсальных машин

Как новые телескопические погрузчики меняют подходы к управлению парком техники

Критерии универсальности в секторе спецтехники развиваются не менее стремительно, чем технологии производства. Еще шесть-семь лет назад универсальным назывался погрузчик, совмещающий в себе две функции или располагающий креплением для навесного оборудования. А сегодня так говорят о машине, которая может заменить пять единиц техники. Дополнением служит линейка навесных орудий, позволяющих решить десятки сопутствующих задач. Например, превратить внутрискладской манипулятор в машину для уборки территории или задействовать промышленный погрузчик на строительной площадке.

Для любых отраслей

Универсальные машины, заменяющие сразу несколько единиц техники, – мировой тренд последних лет. Такая техника выгодна не только заказчикам, но и самим производителям, поскольку они могут оптимизировать линейку оборудования и сосредоточиться на технологическом развитии нескольких моделей, доводя их до совершенства и внедряя лучшие инженерные решения. Например, линейка JCB включает в себя пять базовых моделей погрузчиков Teletruk: модификации грузоподъемностью 2,5 и 3,5 т с дизельными, газовыми и электрическими силовыми агрегатами. Такая техника используется в самых разных отраслях – от транспорта, складов и логистики до промышленного производства и сельского хозяйства.

При создании новых моделей производители внедряют инновационные разработки в области инженерии и наделяют машины все более широкими функциями. Например, конструкция стрелы в моделях Teletruk TLT25 и TLT27 на двухметровом вылете обеспечивает грузоподъемность 1275 и 1400 кг соответственно. Для сравнения: максимум классического мачтового погрузчика – 820 кг. За этими цифрами стоят более высокая производительность и безопасность работ – параметры, важные для любого современного бизнеса.

Пять в одном

Один погрузчик сегодня может реально выполнять работу пяти машин: телескопического погрузчика, мачтового вилочного погрузчика, погрузчика с бортовым поворотом, компактного колесного погрузчика для малых площадей и вилочного погрузчика повышенной проходимости для работы на улице. Универсальные погрузчики повсеместно используются для уборки территории летом и расчистки снежных завалов зимой. Для этого достаточно иметь всего два навесных орудия в виде щетки и ковша.

Часто область применения техники расширяют сами собственники, исходя из своих актуальных нужд. Погрузчики могут выполнять функции буксиров для застрявших в колее машин, участвуют в строительстве ангаров, помогая сэкономить на аренде спецтехники, переносят новое оборудование на места крепления и даже вносят свой вклад в мотивацию персонала, вызывая интерес к работе на удобной современной машине.

Особенности конструкции

Универсальность не в последнюю очередь обеспечивается благодаря специфической конструкции таких машин. У JCB Teletruk, например, телескопическая стрела расположена сбоку, что дает оператору хороший обзор во все стороны и помогает работать быстрее. Поворот каретки на 111° позволяет легко захватывать и переносить грузы, а ее боковое смещение удобно при погрузке-разгрузке, так как оператору не нужно переезжать с места на место. Обычный вилочный погрузчик таких преимуществ дать не может. Более того, радиус поворота техники предыдущего поколения составляет 3,7 м, что очень много для современных складов или производственных помещений, где доля полезного использования площадей составляет более 80%. И если раньше собственникам приходилось покупать дополнительные единицы малогабаритной техники для работы на складах и в цехах, то теперь в этом нет необходимости. У моделей Teletruk максимальный радиус поворота – 2,4 м. В сочетании с высокой маневренностью и конструкцией стрелы это дает погрузчику возможность работать даже с системами хранения из набивных стеллажей (drive-in), где требуется безопасная выемка грузов с дальних рядов.

Отдельно стоит сказать о функции «отрицательного подъема», появившейся в универсальных погрузчиках последнего поколения. Она позволяет работать с грузами, находящимися ниже площадки, на которой стоит машина. Это особенно актуально для портовых зон, складских хабов и т. д. На такие объекты, как правило, поставляется полноприводная техника, которая может эксплуатироваться в сложных погодных условиях (таких как снегопад, ливень, гололед или град) без потери производительности и грузоподъемности.

Кстати, универсальными стали не только погрузчики, но и способы их приобретения. Теперь заказчикам не нужно самостоятельно продавать б/у технику и отдельно оформлять кредиты на новую. Все процессы слиты в единую систему: дилер сам выкупает у заказчика машины по trade-in и приобретает новые модели по лизинговым программам (в частности, по программе JCB Finance), а также организует техническое обслуживание по индивидуальному графику. Это позволяет бизнесу пересмотреть подходы к управлению парком техники и выявить новые возможности для экономии ресурсов, как финансовых, так и временны́х.